С 2007 года кадровый резерв – важный инструмент академического развития и профессионального роста преподавателей и научных сотрудников нашего университета. Резервисты принимают участие в конкурсах инициативных проектов, мастер-классах, тренингах, выездных мероприятиях, становятся организаторами и ведущими собственных междисциплинарных семинаров в кампусах Вышки. К сегодняшнему дню успешно прошли программу более 1100 человек.
В этом году программе «Академический кадровый резерв» исполнилось 15 лет, и «Окна роста» совместно с Центром по работе с группами высокого профессионального потенциала открывают цикл «15 лет – 15 историй». Вместе с выпускниками кадрового резерва мы осмысляли его эффект для будущей университетской жизни.
Мы собрали для вас мозаику личных историй, связанных с кадровым резервом (часть 1, часть 2). Благодаря программе кто-то впервые увидел университет за пределами своего факультета, института, лаборатории, кампуса или встретил важного для себя единомышленника, будущего соавтора, вторую половинку, или на человека неизгладимо повлияли какие-то семинары, чьи-то выступления, презентации, открытые лекции, новогодние вечеринки, консультации с наставником, дружеские посиделки в кулуарах... Некоторые ощутили эффект программы спустя много лет после выпуска. Перед вами заключительная часть трилогии, посвященной юбилею кадрового резерва.
Мария Лытаева, доцент Института образования
Как создать сеть единомышленников, или Ода выездным семинарам
Что для меня значит академический кадровый резерв? Это не просто постоянно сменяющие друг друга новые преподаватели, новые исследователи и будущие профессора. Это сообщество коллег из разных факультетов и кампусов, которые разделяют общие академические и человеческие ценности. Это сеть единомышленников, которые так или иначе были, есть или будут снова связаны с Вышкой. 11 лет назад я вошла в число резервистов и, к счастью, до сих пор не теряю связи с программой академического кадрового резерва. И не теряю связи с коллегами, с которыми мы познакомились в программе и с тех пор вместе работаем, делаем проекты, задумываем и реализуем исследования.
В программе кадрового резерва с самого начала существовали инструменты, направленные на формирование горизонтальных связей преподавателей и исследователей. Это всегда было одной из важных задач: выдернуть тебя с твоего насиженного рабочего места – департамента, кафедры, факультета – и познакомить с другими представителями нашей Higher School of Everything. Самым действенным способом сделать это, по моему мнению, были и остаются выездные семинары. В период пандемии мы делали их в дистанционном формате, и я считаю, что именно выездные семинары теряют весь свой смысл, если проходят дистанционно. Нужно обязательно физически покинуть город, сменить обстановку, погрузиться в заботливо и со смыслом спланированную программу и атмосферу, в процессе общения завязать новые знакомства, вдохновиться необычными идеями, спланировать новые проекты. Пусть не все задуманное сбудется, но выездные семинары имеют накопительный эффект, а контакты остаются теплыми годами, несмотря на расстояния и хитросплетения судеб и карьер.
Почему эти гомеопатические дозы взаимодействия друг с другом (два с половиной дня два-три раза в год) имеют такой долговременный эффект? На это есть несколько причин. Во-первых, все семинары посвящены той или иной теме, то есть имеют содержательный стержень, на который нанизываются события, впечатления, проекты. Тема соединяет экспертов, наставников, молодых коллег и выпускников, создается многомерное ее восприятие, и за короткое время ты проживаешь весь цикл разворачивания этого содержания, начиная от мотива и цели, через деятельность, опыт и обратную связь и заканчивая рефлексией. Ты получаешь модель деятельности и можешь повторить ее позже в процессе работы.
Во-вторых, семинар – это возможность встретиться с руководителями университета и узнать из первых уст о трендах, перспективных планах и нововведениях. При этом ни ректор, ни проректоры не ограничивались только информированием, всегда это был диалог, сложные вопросы, часто ставящие в тупик обе стороны, непростые ответы, а иногда, что самое ценное, – отсутствие ответов и предложение поучаствовать в их поиске. Так формируется понимание стратегии университета и причастность к формированию повестки дня и реализации уже запущенных проектов.
В-третьих, в рамках семинара ты включаешься в обсуждение и решение реальных проблем. Высказывание мнений, спор, поиск решений – все по-настоящему. Многие процессы, ставшие уже неотъемлемой частью университетской жизни, были задуманы, предложены и разработаны на выездных семинарах. Когда ты в рабочей группе креативишь «без границ» над поставленной проблемой, сродняешься, становишься единомышленником, потому что вы вместе, через разные точки зрения пришли к единому мнению. Я бы сказала, что на семинарах всегда были задействованы все 4 К: критическое мышление, креативность, коммуникация и командная работа. Именно на семинарах я смогла сформировать и свои универсальные компетентности.
Наконец, последнее, но самое важное. Даже очень насыщенная программа оставляла время на трогательное общение в свободные (зачастую ночные) минуты. Наверное, без прекрасных вечеров под гитару (хотя я припоминаю всего три за эти 11 лет) наша сеть не смогла бы вынести неизбежно редкие встречи. Наше сообщество до сих пор держит это эмоциональное единение, которое мы испытывали на выездных семинарах. Некоторые эмоционально окрашенные ситуации запечатлелись в моей памяти особенно четко, я их трепетно храню и уверена, что подобные воспоминания есть у каждого из нас.
Странно было бы закончить мою «оду» только в прошедшем времени. Вот пару недель назад снова прошли выездные семинары, я на фотографиях видела ребят, жестикулирующих перед постером, что-то доказывающих в групповой работе, задумчиво слушающих эксперта и поющих вечером под гитару. Это значит, что наше сообщество расширяется, мы обязательно встретимся, познакомимся и будем в любом уголке страны и мира узнавать своих коллег-резервистов и вместе думать, мечтать, реализовывать…
Анастасия Степанова, заместитель проректора
Кадровый резерв для меня – это…
…это моя юность.
…это openmindedness.
…это встретить тех, с кем хорошо.
…это понимать друг друга с полуслова.
…это каждый день учить друг друга чему-то важному.
…это придумать что-то новое и нужное (например, ОПА).
…это отдыхать, работая, и работать, развлекаясь, до рассвета.
…это когда можно спросить, даже если точно не знаешь, что спрашивать.
…это много одновременно хороших, умных и сильных людей (вообще уникально!).
…это молодая Вышка.
…это новые и будущие соавторы и друзья.
…это островок с твердой почвой в мирской неопределенности.
…это смотреть вперед (помните, как в «Дудочке и кувшинчике»?).
…это вскрывать новогодние письма, написанные самим себе 10 лет назад.
…это месяцы в Голландии, за которые столько всего увидено, написано, подхвачено и придумано на будущее, что сложно поверить, что это всего лишь 3 месяца.
…это помогать.
…это просить о помощи.
…это Таня и ее тепло, которого хватает на всех вокруг.
…это быть готовыми к мультидисциплинарному разговору.
…это откровенно делиться не только знаниями, но и опытом и всеми лайфхаками.
…это знать пол-Вышки просто потому, что они тоже были в резерве или вложились в него (а часто – и то и другое).
…это чувствовать тепло и заботу проректора (покажите мне второй такой универ) и знать, куда пойти, если что-то случилось.
…это «резервный» столик на отмечании 30-летия Вышки, где столпились и не могли оторваться друг от друга семь давних выпускников резерва, а ныне члены Ученого совета или чего-то подобного, обсуждающие будущее.
Наталья Смирнова, доцент, руководитель департамента иностранных языков, заместитель декана Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств
Самое важное – это люди
Попала в программу кадровый резерв в сентябре 2010 года, когда мне почти исполнилось 30 лет. А уже в октябре на первом выездном семинаре после насыщенного дня работы отмечали мой день рождения с Екатериной Талалакиной, Полиной Шевчук и Еленой Петровой. Вот так все и началось.
В кадровом резерве я была на треке «Новые преподаватели» и пробыла полтора года, так как потом ушла в декрет. Было очень много потрясающих выездных семинаров с руководством, наставниками, коллегами в разных городах и по разным тематикам. Получилось собрать команду и инициировать образовательный проект «Публикуй или выиграешь» – или «проиграешь»… уже не помню. Представьте, тебя вдохновляет проект, глаза горят, кажется, что свернете с коллегами горы. Но при этом никто не подскажет: «Ребята, идея таким образом практически нереализуема…»
Все как у Генри Форда: «Поставьте перед определенным числом людей определенную задачу, и со временем они ее выполнят; но не спрашивайте заранее, может ли быть выполнено то, чего вы хотите, ибо в этом случае вам ответят лишь целым рядом доводов, доказывающих неосуществимость вашей цели».
Наш ИОП-проект в итоге оценивал сам Вадим Радаев. Мы получили от него критику по делу. Было стыдно, что не все удалось, но одновременно появилось вдохновение не останавливаться, учиться думать лучше и придумывать что-то новое. Чем до сих пор и занимаемся: совместные идеи с Екатериной Талалакиной и Марией Лытаевой, сотрудничество с Центром академического письма Вышки и Светланой Сучковой, разговоры о профессии и о жизни с Марией Юдкевич и Татьяной Мамбергер и много других историй. Знакомство с ними дало вдохновение для новых проектов, силы двигаться дальше, даже если непросто. По сравнению с ними я казалась себе неопытной, и у меня дух захватывало от того, как мне повезло: у меня есть возможность учиться у лучших.
Кадровый резерв всегда рядом со мной: участие в выездных семинарах в качестве наставника, общение с резервистами в питерском кампусе. Сейчас строю команду благодаря участию в кадровом резерве. Мне нравится искать новые решения, придумывать пути оптимизации процессов, работать с коллегами, мотивировать и вдохновлять, раскрывать их потенциал. Чувствую свою ответственность предугадывать возможности развития подразделения, слышать руководство и своих коллег, чтобы находить эффективный баланс в решении задач.
От всей души поздравляю команду кадрового резерва с юбилеем! Вы – лучшие!