• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадровый резерв

15 лет – 15 историй (часть 1)

С 2007 года кадровый резерв – важный инструмент академического развития и профессионального роста преподавателей и научных сотрудников нашего университета. Резервисты принимают участие в конкурсах инициативных проектов, мастер-классах, тренингах, выездных мероприятиях, становятся организаторами и ведущими собственных междисциплинарных семинаров в кампусах Вышки. К сегодняшнему дню успешно прошли программу более 1100 человек. Едва ли возможно сполна оценить эффекты от пребывания в кадровом резерве в краткосрочной перспективе!

Рисунок 1. Численность группы высокого профессионального потенциала

В этом году программе «Академический кадровый резерв» исполнилось 15 лет, и «Окна роста» совместно с Центром по работе с группами высокого профессионального потенциала открывают цикл «15 лет – 15 историй». Мы хотели бы вместе с выпускниками кадрового резерва осмыслить его эффект для будущей университетской жизни.

Мы собрали для вас мозаику личных историй, связанных с кадровым резервом. Благодаря программе кто-то впервые увидел университет за пределами своего факультета, института, лаборатории, кампуса или встретил важного для себя единомышленника, будущего соавтора, соучастника по проекту, вторую половинку, или на человека неизгладимо повлияли какие-то семинары, чьи-то выступления, презентации, открытые лекции, новогодние вечеринки, консультации с наставником, дружеские посиделки в кулуарах... Некоторые ощутили эффект программы спустя много лет после выпуска из нее. Предлагаем вашему вниманию первые пять историй!

Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

Помню свой первый выездной семинар кадрового резерва. Ну как «помню»? Не помню, где он был, не помню, когда он был, но помню несколько отдельных коротких эпизодов.

Эпизод 1. Узнаю, с кем меня поселили в одну комнату. Внутри все замирает, ужасно волнуюсь. Пока иду до комнаты по темному коридору (почему-то коридор был не освещен), уговариваю себя, что я уже большая девочка и мне нечего бояться соседки по комнате, каким бы сверхчеловеком она ни казалась мне со стороны. Успеваю напомнить себе, что «это же Вышка, тут все свои, все всегда складывается лучше, чем можно было себе представить». Вхожу в комнату, знакомимся, и вот уже 15 лет у меня есть надежный и близкий друг. И да, со стороны вовсе не показалось – сверхчеловек!

Эпизод 2. Первый рабочий день выездного семинара. Все собрались в небольшой комнате за столом, выставленным буквой «П». Стены желто-бежевые, ковровое покрытие серое. Все по очереди представляются, коротко рассказывают о себе. Впервые за все время в Вышке (к тому моменту уже работала точно более 5 лет, постоянно бывала в московском и питерском кампусах) возникает ощущение, что это очень большой университет. Огромный! Целый мир! При этом нас было, мне кажется, человек 20–25. Мурашки по спине от того, что со мной этого могло не случиться…

Эпизод 3. Вечерние посиделки. Ловлю себя на том, что выпала из беседы, сижу и просто улыбаюсь. Начинаю осмысливать свои впечатления и понимаю, во-первых, что почти все говорят не о работе и при этом каждого невероятно интересно слушать и, во-вторых, что, оказывается, «не о работе» – это на самом деле «о работе». И это одно из самых ярких и вдохновляющих впечатлений до сих пор.

Мне кажется, что во многом именно благодаря кадровому резерву Вышка – это «университет с человеческим лицом». За банальными словами про общие ценности и горизонтальные связи стоит огромное количество личных историй о поиске себя, дружбе, любви, удачах и потерях, взлетах и падениях. Курьезные моменты и просто теплые воспоминания. На этом держится очень многое, и еще больше из этого выросло и вырастет.

В нижегородском кампусе более 60% академического менеджмента, включая заместителей директора и директора, – выпускники кадрового резерва. И я верю в свою команду. Это же Вышка.

Дарья Мальцева, заведующая Международной лабораторией прикладного сетевого анализа

Моя личная история, связанная с кадровым резервом, началась в конце 2017 года, когда по рекомендации руководителя нашей лаборатории Валентины Кусковой я подала заявку на участие в этом конкурсе. На тот момент я уже год работала в Вышке на полной ставке старшего научного сотрудника и даже осуществила свою мечту – побывала на зарубежной стажировке в Университете Любляны. Но поскольку я невышкинец по образованию и до прихода в университет достаточно долго проработала в сфере прикладных исследований, возможности и перспективы движения по новому для меня научному треку были не совсем понятны. Мое пребывание в кадровом резерве в категории «Новые исследователи» в 2018–2019 годах очень помогло мне «сориентироваться на местности» и стало хорошим стартом для моей дальнейшей работы.

Выезды в «Вороново», формальные и неформальные встречи кадрового резерва, в ходе которых можно было послушать ректора университета и напрямую поговорить с проректорами и администраторами вышкинских проектов, узнать о дорожной карте университета и даже предложить к ней некоторые правки, разобраться во многих возможностях реализации своих идей и планов и, конечно же, познакомиться с очень яркими и разносторонними коллегами-резервистами, – все это стало очень мощным драйвером моего личного развития. Очень осязаемым научным результатом моего пребывания в кадровом резерве стали мои первые публикации на английском языке: с одной стороны, они требовались по индивидуальному плану резервиста, а с другой – стали возможными благодаря поддержке моих нескольких командировок Научным фондом и работе с коллегами из Центра академического письма, чью помощь и поддержку я всегда очень ценю. С тех пор статей стало больше, а приятным бонусом этого явилось получение надбавки за публикацию в международном рецензируемом научном издании в 2020–2022 годах.

После выпуска из кадрового резерва я, конечно же, с большой радостью продолжаю свое участие в его проектах: выступаю куратором у резервистов, рассказываю о своем опыте в рамках академических мастерских, посещаю различные формальные и неформальные встречи. Некоторые мероприятия я посетила в составе +1: на встречу с Ярославом Кузьминовым и новогодний праздник наступающего 2022 года мы ходили вместе с моим сыном Марком – «самым младшим научным сотрудником» в нашей лаборатории. Всегда очень тепло и приятно встречаться с руководством кадрового резерва и резервистами, со многими из которых за это время у нас сложились очень теплые приятельские отношения.

Кстати, очень интересный, на мой взгляд, момент заключается в том, что с резервистами мы пересекаемся теперь не только на встречах кадрового резерва, но и на других крупных мероприятиях университета. Так, было очень радостно видеть знакомые лица в числе сотрудников университета, награжденных в сентябре 2021 года благодарностью администрации Вышки за участие в проекте «Международные лаборатории». Знакомство друг с другом приводит и к различным формам сотрудничества: один из выпускников кадрового резерва стал сотрудником нашей лаборатории, и мы начали работать над совместным исследовательским проектом, а благодаря знакомству с другими коллегами в этом году мы провели летнюю школу для одного из подразделений Вышки.

Как академический наставник молодых исследователей и с недавних пор заведующий лабораторией, я, безусловно, рекомендую своим коллегам активно включаться в работу кадрового резерва. Этот проект – одна из тех важных практик университета, за которые мы все так ценим Вышку, и хочется пожелать ему и тем, кто делает его возможным, дальнейшего развития и больших успехов. Большое вам спасибо!

Александр Татарко, заместитель директора Центра социокультурных исследований

В кадровом резерве я был достаточно давно, с тех пор прошло уже 12 лет. В течение 2010 года я состоял в категории «Будущие профессора». Кадровый резерв мне запомнился тем, что он предоставлял участникам возможности для профессионального развития. Во-первых, у нас была возможность писать внутренние вышкинские проекты. Они были не исследовательские, а скорее прикладные, предлагали, как сделать жизнь университета лучше. Я собрал небольшую группу, и вместе мы подготовили проект, в котором обсуждались предложения о том, как помочь нашим аспирантам защищаться быстрее и лучше. Я сделал рассылку по всему списку участников нашей категории «Будущие профессора», и на эту рассылку откликнулось около пяти человек. Вместе, вшестером, мы придумали проект. Нам его согласовали, и в итоге при поддержке кадрового резерва он был реализован.

Особую ценность для меня представляли выездные семинары. На них проходили различные тренинги, обсуждения волнующих вопросов, беседы и дискуссии с руководством университета, мы все обменивались и мнениями, и опытом. В память мне врезался один случай. Я спросил Вадима Радаева о том, как он защитил докторскую диссертацию (среди вышкинского ядра он на тот момент был единственным доктором наук). Я спросил: «Как при всей административной загруженности можно успевать заниматься еще и наукой?» Он ответил мне, что это была просто систематическая работа. «Вы утром встаете, резервируете какое-то “священное” время, допустим “священный” час, когда вы занимаетесь только докторской диссертацией и больше ничем. Ни в коем случае не смотрите почту. Если у вас есть какая-то конкретная цель, вы хотите начинать рабочий день с докторской – ни в коем случае нельзя смотреть почту. Почту откроешь – сразу навалится куча проблем, которые тебя затянут». Час посвящаем докторской – потом уже всё остальное. Я стал примерно так и делать, и в итоге уже к 2015 году я защитил докторскую диссертацию. Однако, несмотря на кажущуюся простоту этого совета, эту рекомендацию не так просто реализовать, нужна сила воли и самоорганизация. Этот опыт, усвоенный от Вадима Валерьевича, я стараюсь передавать уже своим аспирантам.

В целом у меня осталось какое-то приятное впечатление о кадровом резерве. Я понял для себя, что это очень полезный проект. И позже я стал ответственным по работе с кадровым резервом в нашем Центре социокультурных исследований и долго, пока центр не вошел в состав факультета социальных наук, этим занимался. Поскольку я знал изнутри, какими ресурсами обладает кадровый резерв, я прикладывал усилия к тому, чтобы и в нашем научном подразделении, и в других научных подразделениях сотрудники становились резервистами, потому что был убежден – для них это будет бесценный опыт. И, зная, насколько полезен кадровый резерв в долгосрочной перспективе, я просил сотрудников участвовать в проектах, обязательно ездить на все выездные семинары и участвовать во всех активностях. В нашем центре вся молодежь, подходившая по возрасту, прошла через кадровый резерв.

Я могу отметить еще один, не менее важный момент. Кадровый резерв – это очень хорошая система инкультурации в Вышке. Инкультурация – это процесс вхождения в культуру. Сотрудник как будто постепенно пропитывается духом университета, принимает его ценности, приобщается к нормам академии. Он начинает смотреть шире, он смотрит за пределы своего департамента, общается с руководством, и ему становятся более понятны цели университета. Это невероятно заряжает. Важно помнить, что молодые резервисты могут написать более опытным коллегам, встретиться с ними, поговорить о своей профессиональной карьере, обсудить цели. Я всегда с удовольствием откликаюсь, потому что я знаю ценности Вышки и хочу передать эти знания молодым людям, которые только начинают академический путь и попали в кадровый резерв.

Стоит отметить и семинары, которые проходили в рамках кадрового резерва. Для нас, например, проходили тренинги, где участники решали различные управленческие проблемы, то есть теоретически нас готовили как будущих руководителей, чтобы мы могли строить нашу карьеру и в административном направлении.

Спустя время в памяти остались и выступления руководителей университета – Ярослава Кузьминова, Вадима Радаева, Марии Юдкевич и Сергея Рощина. Они приезжали к нам в конце недели, уставшие, отложив какие-то свои дела, и рассказывали нам о текущих процессах, ближайших изменениях, стратегии развития, делились своим колоссальным опытом, отвечали на вопросы, общение было неформальным и демократичным.

Мне до сих пор очень приятно вспоминать о времени, проведенном в кадровом резерве. Когда я оборачиваюсь и смотрю на свой жизненный путь, то вижу совершенно разные моменты: нейтральные, негативные, позитивные. Кадровый резерв, безусловно, относится к последним. Это был действительно очень интересный, продуктивный и насыщенный период, и время от времени я вспоминаю о нем. В этот период активно шло мое профессиональное становление, именно тогда я начал писать докторскую диссертацию… У меня были большие профессиональные планы, и кадровый резерв во многом мне помог в их реализации.

Вероника Белоусова, ведущий научный сотрудник, заместитель заведующего Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ

Кадровый резерв как окно возможностей

Конкурентные преимущества Вышки заключаются в постановке амбициозных целей, для достижения которых используются неординарные решения. И за драйверами большинства преобразований, как мне кажется, стоят интересы людей, которых объединяет стремление к саморазвитию и потребность в организационных улучшениях, тяга к формированию комфортной университетской среды. Кадровый состав, сотрудники Вышки, всегда был важен для университета стратегически, что способствовало формированию академической среды и сплочению коллектива в рамках инициативы, известной как кадровый резерв. Лично для меня кадровый резерв означает дружный коллектив, для которого особую роль играют инициативность, высокая работоспособность, любовь к профессии и самоотдача. Хочу привести три урока, полученных в кадровом резерве Вышки и оказавших существенное влияние на мое профессиональное становление.

Урок 1. Лидерство и команда

Полагаю, что большинство из нас отметит важность лидерских качеств для профессионального развития. Ранее я склонялась к тому, что у наиболее результативных руководителей это качество является врожденным. Однако после групповой работы в рамках кадрового резерва, в том числе с топ-менеджментом Вышки, я поняла, что лидер – это не только тот человек, который берет на себя ответственность за коллектив и искусно управляет им и сопутствующими процессами, но это командный игрок, досконально знающий как свою предметную область и формы мотивации, так и интересы коллег. Лидерство – это очень тонкая и кропотливая работа с каждым членом команды. Кадровый резерв позволяет увидеть таких лидеров на разных уровнях управления университетом и найти единомышленников.

Урок 2. Личные и корпоративные цели

В Вышке используется множество инструментов академического развития. И может сложиться впечатление, что они направлены только на повышение результативности отдельного ученого, однако в кадровом резерве ты понимаешь, что работаешь над общей целью, так формируются инициативные группы и реализуются новации в образовательной и научной среде, трансформируются бизнес-процессы университета. Кадровый резерв позволяет апробировать идеи, проверить гипотезы и запустить проекты. Каждый будет услышан. Благодаря этому ты можешь не только увидеть своих соратников с профессиональной стороны, но и узнать их чисто по-человечески: с удовольствием поговорить об увлечениях, стиле жизни, путешествиях, театральных премьерах, интересных выставках, событиях в сфере дизайна, моды и кино. Или просто совместно посетить вышкинские мероприятия. Одним словом, получается, что твои личные цели стыкуются с целями коллег, происходит некое внутреннее притяжение, и в целом это позволяет слаженно идти вперед, к новым вершинам и горизонтам.

Урок 3. Самореализация и служение обществу

На первый взгляд может показаться, что кадровый резерв – это некий старт для того, чтобы сотрудник был заметен, и его стоит использовать именно для целей самопродвижения. И действительно так происходит для новичков, которые только приступили к строительству академической карьеры. Однако кадровый резерв, на мой взгляд, – это системная поддержка кадровой политики университета. Система менторства, работа клуба выпускников, неформальные встречи Нового года и празднования Дня Вышки являются очень важным инструментом, который связывает все поколения и формирует корпоративную культуру. Именно она отличает нас, деятелей науки и образования. Мы умеем не только принимать помощь, но и делиться своими знаниями и опытом, мы служим своей миссии.

Таким образом, кадровый резерв Вышки как дал мне возможность реализовать свои цели и устремления, так и позволил быть частью команды очень одаренных, талантливых и интересных людей. За что я ему премного благодарна. И отдельно хочу поблагодарить всю команду кадрового резерва, которая каждый год пребывание в нем делает незабываемым и вдохновенным.

Динара Гагарина, заведующая сектором исторических исследований НИУ ВШЭ в Перми

В 2018 году я пришла в Вышку и почти сразу подалась в кадровый резерв. Причина была весьма прагматичная, хотя ни доплат, ни снижения нагрузки, ни стажировок в моей категории не полагалось: участники программы могли заявиться и получить финансирование на проведение межкампусного семинара. Так я впервые оказалась в «Вороново», а там родился пермский семинар «Практики Digital Humanities: методы и инструменты». Но там же, в «Вороново», встретила тех, с кем в следующие три с половиной года мы сделаем много интересного и важного.

И там впервые почувствовала, что «четыре кампуса – один университет». Ради того, чтобы другие сотрудники тоже испытали это чувство, позже я буду отправлять в кадровый резерв сотрудников факультета. Одна из них, вернувшись из «Вороново», ворвется в мой кабинет со словами: «Представляете, я видела Кузьминова, задала ему вопрос, и он ответил!»

В своей первой колонке для «Окон роста» я писала, с какими чувствами пришла в Вышку и как они развивались первый год. Нет, кадровый резерв не перевернул меня, но показал, что я не ошиблась с выбором места жизни и работы. Открытость Вышки, готовность слушать и слышать, отвечать на неудобные вопросы и дискутировать, не оглядываясь на возраст и должности, – оказывается, так действительно бывает.

Семинары кадрового резерва, которых потом в моей жизни случится еще несколько штук, станут яркими свиданиями в моем четырехлетнем и стремительном романе с Вышкой. Реплики, интонации, слайды и даже взгляды коллег прочно засядут в голове, будут вдохновлять в минуты сомнений и решений, рабочих и не очень. Помню, Олег Воскобойников рассказывал, как появилось «Страдающее Средневековье», Ольга Драгой описывала свой долгий путь к операциям на мозге, Вадим Радаев изображал взгляд, с каким надо посмотреть на сотрудника, чтобы он сам решил уволиться, Фуад Алескеров делился случайными наблюдениями в отпуске, которые привели к научным открытиям, а Анастасия Степанова вдохновляла историями о магистратуре, вдохновившими меня.

Спасибо Марии Юдкевич, Сергею Рощину, Марии Лытаевой, Татьяне Мамбергер, Марине Шорсткой и всей команде программы за то, что это было с нами.

2 сентября