С 2007 года кадровый резерв – важный инструмент академического развития и профессионального роста преподавателей и научных сотрудников нашего университета. Резервисты принимают участие в конкурсах инициативных проектов, мастер-классах, тренингах, выездных мероприятиях, становятся организаторами и ведущими собственных междисциплинарных семинаров в кампусах Вышки. К сегодняшнему дню успешно прошли программу более 1100 человек.
В этом году программе «Академический кадровый резерв» исполнилось 15 лет, и «Окна роста» совместно с Центром по работе с группами высокого профессионального потенциала открывают цикл «15 лет – 15 историй». Мы хотели бы вместе с выпускниками кадрового резерва осмыслить его эффект для будущей университетской жизни.
Мы собрали для вас мозаику личных историй, связанных с кадровым резервом. Благодаря программе кто-то впервые увидел университет за пределами своего факультета, института, лаборатории, кампуса или встретил важного для себя единомышленника, будущего соавтора, соучастника проекта, вторую половинку, или на человека неизгладимо повлияли какие-то семинары, чьи-то выступления, презентации, открытые лекции, новогодние вечеринки, консультации с наставником, дружеские посиделки в кулуарах... Некоторые ощутили эффект программы спустя много лет после выпуска.
Александр Павлов, профессор факультета гуманитарных наук, руководитель проектов Издательского дома НИУ ВШЭ
Уверен, те, кто читал первый выпуск «Окон роста» про юбилей кадрового резерва, особенно участники этого резерва, расчувствовались. Те, кто более эмоционален, расплакались. Те, кто посуровее, просто мило улыбались, читая столько добрых, светлых слов о том, что им близко. Все рассказывали о том, как важно им было принимать участие в выездных семинарах, знакомиться, организовывать совместные проекты, начинать неформальное общение в дружной компании. Встречи, знакомства и совместные проекты – это очень важно. Но, если позволите, я бы хотел взглянуть на кадровый резерв немного под другим углом. И рассказать историю.
Волею судеб я оказался в теперь уже родном для меня университете в 2008 году, начав преподавать с осеннего полугодия. Прекрасно было буквально все. Ну или почти все. Коллектив. Учебный офис. Студенты. Курсы, которые мне дали читать. Единственным, что иногда могло немного оттенить идиллию, был момент, когда в день зарплаты я заглядывал в банкомат, чтобы проверить содержимое красивой синей карточки, появившейся у меня опять же благодаря университету. Честно, не помню точные цифры, но там было что-то в районе 12 тысяч рублей. Я бы очень не хотел быть понятым неправильно – речь не о меркантильности. Как философу, деньги мне были и до сих пор не нужны, как человеку – нужны. И, к сожалению, не всегда получается отделить философскую идентичность от человеческой.
Спустя какое-то короткое время я получил электронное письмо. Короткое, но в самом деле важное. Мой старший коллега сообщил мне и еще одному новому преподавателю, что мы можем войти в какую-то группу, и добавил: «Тогда к вашей зарплате добавится 20 тыщ рублей». С моей стороны было бы не очень красиво называть имя этого моего старшего коллеги. Это Дмитрий Михайлович Носов. Меня тогда искренне восхитила его способность очень лаконично донести ключевую информацию до собеседника, назвать стимулы, найти наиболее удачную аргументацию. И слово «тыщ» мне, конечно, тоже понравилось.
И еще мне понравилось то, что меня, как нового сотрудника, отправляли в «группу». Но не в качестве повинности, например, в группу тех, кто сидит на дне открытых дверей, или в группу тех, кто должен участвовать в субботнике. В каком-то ином, не понятным для меня качестве.
Потом в зале заседаний ученого совета на Мясницкой, 20 (я так скучаю по нему) было собрание всех тех, кого также отправили в эту группу. И я хорошо помню, как новые преподаватели, которые попали в группу высокого кадрового потенциала, задавали один и тот же вопрос в разных вариациях много раз. «Мы что, будем получать 20 тыщ?». «Когда мы начнем получать 20 тыщ?». «Мы точно будем получать 20 тыщ?». «А за что мы будем получать 20 тыщ?». «Нельзя получать больше, чем 20 тыщ?». Были и более прагматичные вопросы, интересные всем присутствующим: «А как долго мы будем получать 20 тыщ?». Хорошие новости были в том, что 20 тыщ (не больше) реально можно было получать. Каждый месяц. Плохие – в том, что два года: столько действовала программа. Но даже эти плохие новости были хорошими. Получать два года 20 тыщ за то, что ты только что пришел работать, вообще неплохо. Мария Марковна (возможно, тогда я ее увидел в первый раз) несколько раз отвечала на одни и те же вопросы в разных вариациях: преподаватели, получающие поддержку, должны были за два года встать на ноги и претендовать уже на другие стимулы – теперь за дело. «Дело» же нужно было сделать именно в эти два года.
Эта история не совсем про деньги (хотя деньги тоже прикольно). Это история про любовь. Мою любовь к университету вообще и кадровому резерву в частности. И про значение кадрового резерва для университета. Только вдумайтесь. Университет, частью которого нам с вами посчастливилось быть, был готов поддержать совсем молодых, начинающих ученых и преподавателей. Да, это была привилегия. Но авансом. Но привилегия. Ею могли и могут воспользоваться многие люди – не только начинающие, но и опытные, став будущими профессорами, а затем и бывшими будущими профессорами и даже просто профессорами. Возможно, стимулы и формы этой поддержки изменились за годы. Это не так важно. Важно то, что в университете существует такой удивительный инструмент. И он работает.
На одном из выездных семинаров Вадим Валерьевич рассказывал, как передал Марии Марковне, только что тогда ставшей проректором, часть своего функционала. То есть кадровый резерв. А спустя год или два после этого я и многие другие мои коллеги стали получать 20 тыщ. Это в самом деле поразительно. Это было целых 15 лет назад. И все эти годы кадровый резерв действует. Даже процветает. Оказывает поддержку десяткам преподавателей, ученых и административных работников. Мне кажется, это очень и очень ценно.
А еще, между прочим, на одном из семинаров кадрового резерва я впервые увидел «Окна роста» – родное для меня издание, частью которого я тоже был и, наверное, являюсь.
Алексей Вдовин, доцент факультета гуманитарных наук
Я пришел в Вышку в сентябре 2012 года, а в январе 2013-го уже попал в кадровый резерв, и с тех пор линия моей академической жизни все время пересекается с ним. Начинал я как «новый преподаватель», затем вступил в категорию «Будущие профессора», а в последние годы участвую в резерве как эксперт и наставник. Какие-то годы были более продуктивными и радостными, какие-то менее, но в моей памяти наиболее сильны впечатления, конечно же, от первых двух лет. И мне кажется, понятно почему: это время стало решающим для моего профессионального становления как ученого. Все ощущения были тогда максимально заострены, все было внове, а Вышка интенсивно открывала и развивала тогда гуманитарные специальности и направления. Ну и – не в последнюю очередь – я был тогда моложе (здесь следует грустный смайлик).
Если перечислять то, что дал мне кадровый резерв, выйдет слишком длинно. Самое важное, о чем я часто думаю и что в последние годы ценится все выше и становится для меня дороже, – это человеческое измерение университета. Это те люди, замечательные коллеги, с которыми я познакомился 10 лет назад и которые для меня в прямом смысле олицетворяют разные факультеты и структуры университета. Благодаря этим человеческим отношениям университет превратился для меня из безличной бюрократической машины в сложный и густонаселенный ландшафт, в котором всегда есть твои единомышленники.
Анна Демьянова, заместитель директора Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ
Кадровый резерв сыграл ключевую роль в формировании моей профессиональной идентичности. Особенно важны были очные выезды. Они помогли ближе познакомиться с разнообразием тем, которыми занимаются коллеги, и через это лучше понять свое собственное исследовательское поле. Выступления руководства способствовали формированию стратегического видения развития университета, и это позволяло лучше выстраивать профессиональные планы. Работа в группах и обсуждение карьерных траекторий позволяли завести новые знакомства, осознать, что многие профессиональные трудности, с которыми мы сталкиваемся, являются общими, сформировать более широкое видение академической карьеры. Важнейшие составляющие встреч кадрового резерва для меня – тепло человеческого общения и открытость к обсуждению важных тем. Все перечисленное сделало университет ближе и позволило по-настоящему почувствовать себя его частью. Я очень благодарна Марии Юдкевич, Татьяне Мамбергер и всей команде Академического кадрового резерва за возможности развития и теплоту!
Михаил Комаров, профессор Высшей школы бизнеса
Что для меня кадровый резерв (я не считаю, что я из него «выпустился», хотя я прошел полный трек от «нового преподавателя» до «будущего профессора» и успешно завершил все поставленные в данных траекториях задачи): это частичка жизни, и не только академической. Потому что благодаря кадровому резерву я встретил новых друзей, а многие знают, что чем старше становишься, тем, считается, меньше вариантов обрести новых друзей. Мне повезло.
Для меня наличие кадрового резерва в университете было чем-то новым и совершенно необязательным, потому что я не слышал о том, что подобные программы были в других университетах. Сейчас я считаю, что существование подобных программ внутри университетов просто необходимо, без такой программы университет не может развиваться.
Кадровый резерв сокращает расстояние от сотрудника до руководства университета: в рамках различных встреч, семинаров и выездных мероприятий всегда есть возможность прямого общения с руководством университета и есть возможность узнать про изменения, которые происходят в университете, напрямую, из первых рук. Это очень важно, особенно для новых сотрудников, которые только вливаются в дружный коллектив. Безусловно, формат выездных мероприятий является особенной частью пребывания в кадровом резерве. Возможность полного погружения в ключевую тему того или иного выездного мероприятия на несколько дней, а также совместная работа с коллегами из других подразделений позволяют очень хорошо ощутить понятие междисциплинарного подхода к решению тех или иных задач, поделиться своим опытом и перенять опыт коллег, обсудить насущные проблемы и просто познакомиться с новыми интересными людьми из разных кампусов. Возможность проведения междисциплинарных семинаров в разных кампусах университета позволяет ближе познакомиться с коллегами, и не «виртуально», а вживую, и быть полезными для решения задач. Это очень важно.
Я уже писал несколько заметок, как я встретил друзей в кадровом резерве и про наш коллектив «Нерезервных встреч», и не буду повторяться (прочитать можно здесь).
Я вижу, как меняются требования к пребыванию в кадровом резерве, они отвечают тем изменениям, которые происходят в университете. Однако сама атмосфера среди резервистов не меняется: все так же полны сил, инициативы и готовы свернуть академические горы! Я благодарен Татьяне Мамбергер, Марии Юдкевич, Вадиму Радаеву и Сергею Рощину за их неоценимый вклад в развитие преемственности в академической среде, за академические ценности, которые помогают адаптироваться к изменениям и лучше понимать горизонт собственного развития, за помощь и советы, за которыми к ним всегда можно обратиться.
Мне кажется, что, пройдя программу кадрового резерва, ты получаешь серьезную «прививку» Вышкой, ты можешь посмотреть на себя и своих коллег со стороны, абстрагируясь от конкретного подразделения, говоря про академические ценности, исследовательские интересы, мировые достижения и возможности для междисциплинарных исследований с коллегами из одной большой семьи под названием «Высшая школа экономики».
Я всегда считал, что нужно использовать все возможности, которые предлагает жизнь, и призываю всех, кто может и хочет стать частью Академического кадрового резерва, обратиться к координаторам в своем подразделении и обязательно присоединиться к дружному коллективу резервистов, ведь «не для школы, а для жизни мы учимся».
Елена Вакуленко, доцент факультета экономических наук
С кадровым резервом меня связывает множество приятных воспоминаний. Говоришь «кадровый резерв», и на лице появляется улыбка. Я дважды участвовала в программе – как «будущий преподаватель» (2009–2010), когда еще обучалась в магистратуре, и как «новый преподаватель», уже после защиты кандидатской диссертации (2014–2015). Я участвовала в конкурсах кадрового резерва и дважды была на выездных семинарах. За это время мне удалось познакомиться с коллегами из других кампусов и факультетов. Многие из них стали для меня настоящими друзьями, знакомство с которыми помогает мне сейчас в работе на позиции академического руководителя онлайн-магистратуры «Экономический анализ» факультета экономических наук.
Один из конкурсов кадрового резерва помог найти коллег-единомышленников по преподаванию количественных методов анализа данных на разных факультетах Вышки: Денис Стукал, Таня Хавенсон, Рита Камалова, Соня Кисельгоф, Жанна Смирнова. Наша команда стала победителем в конкурсе кадрового резерва «В помощь молодому преподавателю». Мы предложили проект «Разработка учебно-методических материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально-экономических задач», целью которого было содействие использованию при преподавании математических дисциплин таких примеров и задач, которые были бы приближены к будущей профессиональной деятельности студентов и давали бы им представление о перспективах применения изучаемого математического аппарата в научной и практической деятельности по выбранной специальности. Мы до сих используем эти наработки и стараемся пополнять банк данных и кейсов. Удивительно то, что после нашего проекта другой коллектив подхватил нашу идею, и в следующем конкурсе кадрового резерва был уже проект по применению качественных методов для решения социально-экономических задач.
Всегда в очень теплой и радостной атмосфере проходят выездные мероприятия кадрового резерва, благодаря, конечно, скрупулезной работе организаторов, в частности Татьяны Мамбергер. На этих мероприятиях всегда есть возможность пообщаться с руководством (всегда на встречи приезжают Вадим Радаев, Сергей Рощин, Мария Юдкевич и многие другие) в непринужденной обстановке, узнать о направлении развития университета из первых уст. Вспоминаются интересные групповые задания, которые мы выполняли на выездных встречах. К некоторым из них приходилось готовиться по ночам. У нас возникал азарт, конкурентный дух, соревновательная атмосфера и удовольствие от победы. Помню, как нужно было предложить карьерную траекторию для «зашифрованного» эксперта, зная его предысторию, а также угадать, кто был этим инкогнито. Наша команда отлично справилась с заданием и рассекретила нашего мегаэксперта из предложенного задания. Им оказалась Юлия Лежнина. Это было очень забавно и весело. В рамках мероприятий кадрового резерва удалось познакомиться с экспертом в области психологии Марией Долиновой, которая сейчас ведет целую серию бесплатных тренингов по тайм-менеджменту и личностному росту.
Попав в кадровый резерв, ты попадаешь в большую семью, где каждый рад тебя видеть, радуется достижениям друг друга, готов всегда прийти на помощь в любую минуту. Ты всегда ощущаешь эту поддержку, ведь, как только ты произносишь фразу, что ты из кадрового резерва или ты выпускник кадрового резерва, тебе сразу же открываются все двери, будь то финансирование поездок на конференции, научные конкурсы или пруфридинг англоязычных статей. Возможностей так много, что не всегда про все из них знаешь, но совершенно точно, что на любой запрос будет положительный ответ.
Уже много лет подряд я являюсь наставником кадрового резерва. Это уникальная возможность пообщаться с новобранцами. Узнать про их личный опыт, поделиться своим, завести интересные знакомства и построить мосты между поколениями кадрового резерва.
Большое спасибо идейному вдохновителю, инициатору и реализатору кадрового резерва Марии Юдкевич за ее отзывчивость и неравнодушие всегда и везде.
Поздравляя группу кадрового резерва с 15-летием, хочу сказать спасибо всем организаторам, экспертам и участникам за все те возможности, которые у нас были, есть и, надеюсь, будут!
Екатерина Талалакина
Кадровый резерв – это космос, в котором собраны все звездочки Вышки. Некоторые звезды горят ярче, некоторые скромнее, но, попав в созвездие один раз, вы навсегда обретаете в нем свое место. В кадровом резерве я узнала тех звезд, с кем никогда иначе не пересеклась бы в Вышке, поскольку это люди из несмежных дисциплин. А без них впоследствии не было бы ни звездных статей, ни звездных курсов, ни звездных проектов. Не было бы того заоблачного уровня драйва, который возникает от работы с лучшими из лучших. И не было бы такого уровня доверия и дружбы, который только умножается с годами. Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно!