Когда история матфака только начиналась, одним из отличительных свойств факультета была его камерность: небольшое число студентов и преподавателей много и разнообразно общались между собой, имея достаточно возможностей и времени, чтобы по-настоящему познакомиться и стать друг для друга важными людьми, которые хотят поддерживать контакты и вне стен университета.
Уже через несколько лет ситуация стала меняться: факультет рос и развивался, появлялись новые образовательные программы и новые сотрудники, и даже дом, в котором мы теперь живем, очень отличается от необычного пространства на Вавилова, 7.
С началом пандемии поддерживать особую атмосферу, уже ставшую одним из главных достоинств факультета, оказалось еще сложнее. Студенты, вынужденные смотреть на преподавателей в окошках зума, не всегда могли узнать их при личной встрече, да и своих товарищей, которые учатся с разницей в пару лет, часто почти не знают, что уж говорить о тех, кто окончил университет несколько лет назад.
При этом число выпускников каждый год ощутимо прирастало, и вскоре они превратились в заметное сообщество, которое явно должно оказывать влияние на многие процессы в жизни факультета.
Мы обнаружили, что общаемся с ними в самых разных качествах: пишем вместе научные статьи, зовем с лекциями о возможных направлениях карьерного пути будущих математиков, приходим к их ученикам – школьникам, которые скоро станут нашими студентами. На днях открытых дверей факультета родители абитуриентов расспрашивают нас о выпускниках едва ли не больше, чем о самой студенческой жизни, – где они работают, где живут.
В сложные моменты, когда мы пробуем что-то новое или вдруг обнаруживаем, что больше не можем делать что-то важное, мы рассчитываем на поддержку выпускников. И нам хочется, чтобы они – такие взрослые, успешные и умные – стали опорой для новых студентов, которым только предстоит влиться в матфаковское сообщество.
Все наши пожелания относительно того, каким должно быть сообщество выпускников и его участие в факультетской жизни, вполне понятны. Но мне хотелось разобраться в другом: а чего ждут сами выпускники от университета? Какова, по их мнению, должна быть наша роль?
Узнать ответ на этот вопрос было тем более интересно, что многие из матфаковцев пришли на факультет из очень известных школ, а потом продолжили свое образование в других местах – ведущих университетах мира, на других факультетах ВШЭ, в РЭШ[1] или ШАД[2].
Отличается ли их представление о себе как об alumni матфака от того, какими они видят себя относительно других меcт, где им довелось учиться?
Первый шаг для решения этих задач – знакомства выпускников с руководством факультета и между собой – был очень банальным: мы создали чат. Мы узнали из него, что наши alumni, вопреки всем стереотипам о математиках, очень хотят общаться между собой и знакомиться с новыми членами клуба. Что им по-прежнему интересны факультетские новости и радостно видеть своих любимых преподавателей – хотя бы на видео.
И что время на факультете для многих стало отличным отрезком их жизни, в который хочется вернуться: одним из самых востребованных форматов встречи стала не идея проведения конференции выпускников с рассказами об успехах, о которой думали мы, а день открытых дверей для своих, когда ребята могут просто прийти на факультет и заново прожить обычный учебный день первокурсника: сходить на лекции, поболтать во дворе, выпить чаю и почувствовать себя снова в начале пути.
В фильме «Интерстеллар» герой говорит красивую фразу: «Мы живем, чтобы стать воспоминаниями наших детей». Я думаю, что университет тоже существует прежде всего не для приобретения навыков и знаний (хотя это очень важно!), а для того, чтобы дать человеку опыт, к которому хотелось бы потом возвращаться, как и к тем, с кем его удалось разделить.
Мне кажется, что именно в этом наша главная задача – формировать такой опыт, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. И тогда в самых сложных ситуациях нам всем будет на что и на кого опереться.