• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Справляться без посторонней помощи»

WM Products и безбарьерная интернет-среда

Пресс-служба УчимЗнаем

28 октября в Общественной палате РФ состоялся финал Всероссийского конкурса образовательных инноваций. Ежегодно КИвО (Конкурс инноваций в образовании), реализуемый Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с «Рыбаков Фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив, отбирает инновационные идеи со всех регионов России и стран СНГ, чтобы лучшие из них представить потенциальным инвесторам и партнерам на финальной питч-сессии. Весной 2021 года конкурс принял 518 заявок от молодых инноваторов и опытных руководителей, стремящихся улучшить российское образование. Осенью в рамках дополнительного молодежного трека «Голос инноватора» экспертами конкурса было отсмотрено еще более 300 заявок от команд, в составе которых не менее половины участников моложе 35 лет. В финал смогли пройти лишь 15 команд.

Пресс-служба УчимЗнаем

Впервые за историю КИвО победа в главном конкурсе была присуждена двум командам – WM Products (Россия) и QPSY (Казахстан). Вторая удивительная особенность итогов конкурса 2021 года – в том, что победу одержал проект 14-летнего незрячего школьника. Помимо победы в главном конкурсе КИвО, проект WM Products, реализуемый 14-летним учеником школы «УчимЗнаем» Даниилом Хачатуровым и его научным руководителем Гульшат Сухановой, одержал абсолютную победу в конкурсе для молодых – в треке «Голос инноватора». Кроме того, данный проект был поддержан еще в двух отдельных номинациях от партнеров конкурса – Агентства Стратегических инициатив (АСИ) и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Идея, с которой авторы вышли в финал, собрала большое количество положительных отзывов и была признана членами жюри перспективной и социально значимой.

Пресс-служба УчимЗнаем

Цель данного проекта состоит в том, чтобы обеспечить незрячим школьникам равные возможности доступа к образовательным ресурсам. В настоящее время в мире живет более двух миллиардов человек с полной или частичной потерей зрения. Даниил Хачатуров, сам будучи незрячим с раннего возраста, хорошо представляет себе те ежедневные сложности, с которыми сталкиваются незрячие школьники, выходящие в сеть Интернет. А в условиях ускоряющейся цифровизации образования и перехода на дистант в условиях пандемии, большинство школьников и студентов большую часть своего времени проводят перед компьютером. К сожалению, наличие таких программных и технических решений как NVDA, VoiceOver и прочих голосовых помощников, не решают данную проблему, – утверждают авторы проекта, – поскольку в большинстве случаев образовательные сайты попросту не считываются такими экранными дикторами. Проект WM Products предлагает сервис по адаптации сайтов и приложений для незрячих пользователей.

Пресс-служба УчимЗнаем

Проект WM Products был поддержан всеми членами многочисленного жюри, среди которых были руководители университетов, крупных издательств, представители образовательных порталов и крупных корпораций, таких как Сбербанк, Яндекс, Microsoft и др.

Стартовавший в 2014 году проект «УчимЗнаем» вот уже шесть лет помогает создавать по всей России полноценную образовательную среду в медицинских учреждениях для детей, проходящих длительное лечение. Даня Хачатуров и Гульшат Суханова, преподаватель Института образования и школы «УчимЗнаем», рассказали «Окнам роста» о том, как устроен образовательный процесс в школе «УчимЗнаем», какие возможности получают ученики и преподаватели, как рождалась идея проекта WM Products и о планах по реализации задуманного.

Пресс-служба УчимЗнаем

Гульшат Суханова, преподаватель Института образования НИУ ВШЭ

— Расскажите о проекте УчимЗнаем. Какие возможности получают ученики и почему это важно?

Даня – мой ученик в госпитальной школе «УчимЗнаем». Это удивительное место, где самые обычные люди делают потрясающие вещи. Здесь получают образование дети, имеющие тяжелые и жизнеугрожающие диагнозы (онкология, гематология, нарушения иммунной системы). Дети, которые утратили связь с родной школой и оказались исключенными из системы образования по причине длительной болезни и постоянного нахождения в стенах больничной палаты. В настоящее время флагманская (столичная) площадка школы «УчимЗнаем» расположена в семи медицинских учреждениях: в НМИЦ им. Дмитрия Рогачева, в Российской детской клинической больнице, в Морозовской детской городской клинической больнице, в детском хосписе «Дом с маяком», в НМИЦ им. Н.Н. Блохина и других. В регионах России уже насчитывается более 45 площадок проекта «УчимЗнаем». Тема госпитальной педагогики является достаточно новой для российского образования. И к сожалению, актуальность этой темы возрастает год от года. Потому что с каждым годом длительно болеющих детей среди школьников становится все больше. Такая статистика имеет место не только в России, это проблема мирового масштаба, о чем свидетельствуют ежегодные отчеты Всемирной организации здравоохранения: каждое последующее поколение слабее и болезненнее предыдущего. Поэтому, как это ни грустно, в ближайшие годы, скорее всего, мы всё чаще будем слышать о госпитальных школах и госпитальных педагогах. Российский опыт в этой теме, надо заметить, является очень передовым: большое количество зарубежных коллег ежегодно посещают московскую школу «УчимЗнаем» в рамках программ обмена педагогическим опытом. Мне бы хотелось отметить роль руководителя школы «УчимЗнаем» Сергея Шарикова[1] в развитии этого проекта и всей темы в целом, поскольку от лидера команды, мы понимаем, зависит очень многое. Сергей Витальевич обладает невероятным профессиональным чутьем и всегда на полшага опережает действительность. Вы знаете, например, что госпитальные школы «УчимЗнаем» – единственные в России образовательные учреждения, которые в 2020 году в условиях пандемии перешли на дистант абсолютно безболезненно? А знаете почему? Потому что дистант был нами освоен еще несколько лет назад, когда практически сразу же после возникновения проекта перед руководителем встал вопрос о том, как (как?!) обучать детей, находящихся в изолированных стерильных боксах, куда запрещен вход всем, кроме медицинского персонала. Есть еще ряд других примеров, которые подтверждают нам правильность выбранного курса.


[1] Смотрите интервью Сергея Шарикова для «Окон роста» от 8 сентября 2020 года: https://okna.hse.ru/news/397685248.html

Пресс-служба УчимЗнаем

— В чем особенность Вашей работы в роли наставника?

Вы знаете, я достаточно давно работаю в теме студенческих прикладных и исследовательских проектов, поскольку именно на этой теме была сконцентрирована моя преподавательская практика последние годы в НИУ ВШЭ. Но, столкнувшись с идеей совместного проекта с незрячим школьником, я впервые ощутила неуверенность в себе. А справлюсь ли я? А смогу ли я стать для этого ребенка качественным и эффективным наставником? Ведь меня никто не учил работать с незрячими студентами или с длительно болеющими детьми, имеющими тяжелые диагнозы. Безусловно, для меня, как для педагога – это был серьезный вызов. Любой учитель, попадающий в среду госпитальной школы, сталкивается с таким вызовом. Как это модно сейчас говорить – «выходит из зоны комфорта». Потому что каждый ученик госпитальной школы требует к себе отдельного индивидуального подхода и особенного отношения, учитывающего его нынешнее психофизическое состояние. В данном конкретном случае мне, наверное, помогла справиться в этой ситуации чрезвычайная увлеченность Даниила выбранной темой. Предпринимательский проект родился на почве конкретной осязаемой боли: недоступности Интернета для незрячих пользователей. Для таких же миллионов школьников, как Даня. Добавьте к этому повсеместный переход на дистант в условиях пандемии. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, каким образом незрячие школьники взаимодействуют с электронным дневником или с образовательными и олимпиадными порталами? Сложно представить, правда? А ведь, как оказалось, технически это вполне реализуемо. Нужно лишь помочь образовательным организациям по-другому взглянуть на свои сайты и чуть-чуть их адаптировать под алгоритмы экранных дикторов. Конечно, впереди еще предстоит большой объем работы. Но, я считаю, мы с Даней сейчас сделали главное: мы привлекли внимание общественности к существующей проблеме. А это уже очень много.

Пресс-служба УчимЗнаем

— Какие следующие шаги вы с Даней сделаете в рамках этого проекта?

В настоящее время сервис тестируется на двух пилотных площадках. Свои сайты нам предоставили Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй» и образовательный портал «Добрые знания» от школы «АртМедиаОбразование» Арины Шараповой. Безусловно, мы готовы произвести диагностику и разработать пакеты рекомендаций для любых других образовательных сайтов и порталов, которые проявят интерес к нашей теме. В нашей идеальной картине мира – все сайты образовательных организаций адаптированы под особенности восприятия незрячими школьниками. Надеюсь, в скором времени нам удастся этого добиться. Следующий шаг – адаптация всех прочих сайтов: интернет-магазинов, банковских приложений и других важных интернет-сервисов. В эпоху ускоряющейся цифровизации мы просто обязаны предоставить незрячим людям равный доступ ко всем жизненно необходимым интернет-ресурсам.

Пресс-служба УчимЗнаем

Даниил Хачатуров, ученик школы «УчимЗнаем», победитель Всероссийского конкурса образовательных инноваций

— Расскажи, пожалуйста, как рождалась идея проекта? Насколько сильным импульсом стал переход на дистанционное обучение? Какие проблемы такой формат обучения породил в твоём случае?

Проект вырос из конкретной проблемы, с которой я сам лично сталкиваюсь каждый день. Я рано освоил интернет, рано начал программировать. К сожалению, ежедневно с большинства сайтов мне приходится уходить, либо звать кого-то из родных на помощь – потому что эти сайты не адаптированы для незрячих. Голосовые помощники и экранные дикторы просто не справляются с такими сайтами. Я обращался с вопросами и с предложениями к разработчикам и владельцам этих сайтов. Но донести до них эту мысль было очень сложно. От меня просто отмахивались. Или отвечали, что ради нескольких слепых школьников они не собираются менять свои сайты. А ведь я еще нахожусь не в самой плохой ситуации. У меня потрясающие родители, которые всегда готовы прийти на помощь.И я учусь в особенной школе, где работают специально обученные госпитальные педагоги «УчимЗнаем», которые понимают мои особенности и помогают мне. А ведь есть другие незрячие школьники, которые учатся в обычных школах. Вот как они учатся на дистанционке? А их же очень много. Нас не десятки и не сотни. Нас сотни тысяч. А ведь мы – незрячие – мы тоже хотим быть самостоятельными, не зависеть от других и справляться с ежедневными школьными задачами без посторонней помощи. Обычному человеку сложно себе представить то, как воспринимает мир незрячий. Я пытался донести это до взрослых людей, принимающих решения. В лучшем случае в ответ со мной сочувствующе соглашались. И ничего не менялось. Пока один из педагогов школы «УчимЗнаем», мой будущий научный руководитель Гульшат Назифовна Суханова, не предложила оформить мои идеи в предпринимательский проект и принять участие в конкурсе «Высший пилотаж» в 2020 году. Тогда мы не прошли в финал конкурса и ничего не выиграли. Но мы не стали останавливаться и решили двигаться дальше. Мы учли свои ошибки, доработали проект и стали пробовать себя в других конкурсах. Сначала в конкурсе бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, затем в КИвО. Каждая очередная победа доказывала нам, что мы движемся в правильном направлении, что тема наболевшая и важная. И даже если мы не сможем «перевернуть» этот мир, мы хотя бы привлечем внимание к существующей проблеме. Я заметил, кстати, что после нескольких наших выступлений на различных конкурсах многие пользовательские сайты стали заметно лучше. Это очень здорово!

Пресс-служба УчимЗнаем

— Как устроен сервис по адаптации сайтов и приложений для незрячих пользователей? В чем его принципиальное отличие от голосовых помощников?

Наш сервис не является заменой голосовых помощников. Он нужен, чтобы дополнить и улучшить их работу. Ведь как работают экранные дикторы и прочие программные решения вроде VoiceOver и NVDA? Они попросту считывают всю текстовую информацию с сайта по определенному алгоритму. А если текстовой информации на сайте нет или ее минимум? А если в основном, на сайте только медиаконтент? А если рисунки не подписаны? А если кнопки перехода заложены в программном коде не как подписанные кнопки и ссылки перехода, а как картинки jpg? Существует огромное количество ошибок, которые допускают разработчики сайтов, когда создают свои порталы, сервисы и приложения. Мы всегда повторяем – это происходит не потому, что они плохие или ленивые. Просто они не понимают, как работают с их сайтами незрячие пользователи. Ведь мы же не являемся для них целевой аудиторией… Наша команда готова продиагностировать любой сайт и выявить все эти ошибки, описать их и предложить варианты решений для их устранения. У нас уже есть свой программист в команде и большое количество единомышленников, которые готовы нам в этом помогать.

 

25 ноября, 2021 г.