• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученый – не читатель?

Авторская колонка Владимира Щура

Tim Evanson / Flickr

Щур Владимир Львович

заведующий международной лабораторией статистической и вычислительной геномики

Дорогие коллеги, начну с того, что поздравлю вас с новым учебным годом. Как всегда, в первые недели нового года (любого – и календарного, и учебного, и рабочего) у нас много планов – в частности, как лучше и эффективнее работать. И по этому поводу хочу вспомнить об одном важном аспекте научной работы.

Когда я был постдоком в Университете Беркли, на одном из семинаров профессор Прийя Мурджани сказала: «Читать статьи – это основная работа постдоков и аспирантов». Этой весной я выступал на встрече с постдоками Вышки и отметил этот момент. Один из слушателей живо откликнулся на рекомендацию читать статьи, сказав, что мы часто про это забываем, считая своей работой лишь их написание. Поэтому я и решил посвятить колонку этой теме.

Команда Moorjani Lab профессора Прии Мурджани
Команда Moorjani Lab профессора Прии Мурджани
moorjanilab.org

Начну с очевидного: зачем мы читаем статьи? Во-первых, чтобы знать, что происходит в нашей области исследований. Ведь нас интересуют исследования на переднем крае науки. Надо быть в курсе самых свежих результатов. Есть два основных источника научной информации: чтение статей и общение с коллегами (семинары, конференции, кулуары). Оба источника важны, про оба надо помнить. Во-вторых, новые идеи и решения, ведущие к открытиям, не появляются на пустом месте. Сначала появляется хороший вопрос: «Почему мир так устроен? Как это работает?». Во время чтения такие вопросы возникают очень часто.

Дальше встают еще два вопроса. Где и как искать статьи, как быть в курсе? Какие статьи читать, если в день их выходят десятки? Не думаю, что здесь можно дать универсальный ответ даже в пределах одной предметной области. Что касается вопроса «где и как», я предложу молодым исследователям обратиться к своим старшим товарищам, а руководителям – подумать, как помочь молодым коллегам. Потому что на самом деле нигде не учат тому, как отслеживать научную литературу, – здесь может помочь только научный руководитель.

Dayna Bateman / Flickr

А вот чтобы понять, какие статьи начинать читать… Я отвечу: все. Потому что чтение статьи начинается с заголовка. Читать ли статью дальше заголовка, уже решать вам, но прочитанный заголовок – это уже кое-что. Если заголовок показался хотя бы немного интересным – надо прочитать аннотацию. Если абстракт подтверждает, что потенциально статья может быть вам полезна, читаем разделы «Результаты» и «Выводы»[1]. После этого можно углубляться (или нет!) в методы исследования и прочие детали. Такой подход позволяет знакомиться с большим количеством результатов, причем с опытом вы будете все быстрее понимать, когда стоит остановиться и отложить статью, а когда, наоборот, надо разобрать ее во всех деталях.

Не забывайте, друзья: каждый ученый – он и писатель, и читатель. И освоить нужно каждую из этих ролей.


[1] Эти разделы более обязательны в статьях по точным и естественным наукам, в статьях же из области социогуманитарных дисциплин указанные разделы встречаются не всегда.

Автор текста: Щур Владимир Львович, 18 октября, 2021 г.