• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательская активность преподавателей и сотрудников научных подразделений

В майском номере «Окон роста» мы публикуем результаты исследования Центра внутреннего мониторинга (ЦВМ) научно-исследовательской активности преподавателей и научных сотрудников, а также их отношения к работе научных комиссий факультетов.

Как проводился опрос

Волны ежегодных опросов преподавателей и сотрудников научных подразделений московского кампуса Вышки ЦВМ проводил в ноябре-декабре 2015 года.

Особенностью этого исследования стало использование единой анкеты, внутренняя логика которой выстраивалась в соответствии с той или иной категорией сотрудников. Так, преподавателям предлагался дополнительный блок вопросов, связанный с оценкой образовательного процесса в Вышке и отношением к происходящим в университете структурным изменениям, а научным сотрудникам – расширенный список вопросов о финансировании научно-исследовательской деятельности и участия в научно-исследовательских проектах. Целью данного нововведения являлся учет максимального количества мнений сотрудников Вышки как в отношении преподавания, так и в отношении научно-исследовательской деятельности, при этом у совместителей не было необходимости дважды заполнять разные анкеты. Участниками опроса стали 1049 человек, что составляет около трети преподавателей и научных сотрудников московского кампуса Вышки. Из них 438 человек работают в Вышке на научных должностях, а 869 человек – в качестве преподавателей. Показатели по научным сотрудникам и преподавателям рассчитывались отдельно. Однако нужно понимать, что две эти группы не являются взаимоисключающими: мнения внутренних совместителей, работающих как на преподавательских, так и на научных должностях, учитывались при расчете показателей по обеим категориям сотрудников.

Участие в научных конференциях

Один из вопросов анкеты касался участия преподавателей и сотрудников научных подразделений в научных конференциях за последние два календарных года. Сотрудникам необходимо было указать, на каких конференциях они выступали в качестве докладчиков. Для ответа был предложен следующий список альтернатив: российские научные конференции, зарубежные научные конференции в странах СНГ, зарубежные научные конференции в странах за пределами СНГ, а также пункт «Не выступал(а)».

Результаты опроса показали, что более 80% преподавателей и научных сотрудников в течение последних двух лет выступали на различных научных конференциях, что превышает аналогичные показатели прошлого года для обеих категорий сотрудников (см. таблицу 1). При этом 75% преподавателей и 74% сотрудников научных подразделений выступали на российских научных конференциях, 42% преподавателей и 47% научных сотрудников – на зарубежных научных конференциях в странах за пределами СНГ, 11% преподавателей и 12% сотрудников научных подразделений – на конференциях в странах СНГ.

Таблица 1. Динамика доли преподавателей и научных сотрудников, участвовавших в научных конференциях в 2013-2014 и 2014-2015 годах (%)




Более высокие показатели участия в научных конференциях фиксируются среди преподавателей школ исторических наук (97%) и филологии (95%), а также департамента социологии (98%). Кроме того, значительно чаще участниками научных конференций в 2014-2015 годах являлись те преподаватели, чья аудиторная нагрузка в 2014-2015 учебном году составила менее 350 академических часов (85%), по сравнению с теми, кто имел больший объем аудиторной нагрузки (76%), а также профессора (91%) по сравнению с преподавателями (78%), старшими преподавателями (74%) и доцентами (83%) и те, кто в 2015 году работал где-либо помимо НИУ ВШЭ (86%), по сравнению с теми, кто работал только в НИУ ВШЭ (79%).

В категории сотрудников научных подразделений более высокие показатели участия в научных конференциях отмечаются среди сотрудников международных лабораторий (92%), сотрудников со стажем работы в своем подразделении более 5 лет (91%), а также сотрудников с ученой степенью (90%).

Участие в научно-исследовательских проектах

Преподавателей и сотрудников научных подразделений также просили указать, участвовали ли они за последние два календарных года в научно-исследовательских проектах (индивидуальных или коллективных научных исследованиях). При ответе необходимо было указать тип проектов, в которых они участвовали: проекты с участием коллег из НИУ ВШЭ; проекты с коллегами из других российских вузов, научных центров; проекты с участием коллег из зарубежных вузов, научных центров; индивидуальные проекты. Те, кто не принимал участия ни в одном из типов проектов, выбирали соответствующий вариант ответа. Результаты опроса показали, что около 80% преподавателей и более 90% сотрудников научных подразделений в 2014-2015 годах участвовали в различных научно-исследовательских проектах, что для преподавателей превышает показатели за 2013-2014 годы на 11% (см. таблицу 2). 87% сотрудников научных подразделений и 53% преподавателей участвовали в проектах с коллегами из НИУ ВШЭ, 42% сотрудников научных подразделений и 38% преподавателей – в проектах с коллегами из других вузов и научных центров, 35% сотрудников научных подразделений и 26% преподавателей – в проектах с зарубежными коллегами, 24% сотрудников научных подразделений и 30% преподавателей – в индивидуальных проектах.

Таблица 2. Динамика доли преподавателей и сотрудников научных подразделений, участвовавших в научно-исследовательских проектах в 2013-2014 и 2014-2015 годах (%)


Сравнительно большая доля участников каких-либо научно-исследовательских проектов отмечается среди преподавателей мужского пола (84%), преподавателей моложе 26 лет (87%), преподавателей с ученой степенью (83%), профессоров (86%) и тех, чья аудиторная нагрузка в 2014-2015 учебном году составила менее 50 часов (86%). В зависимости от факультета/департамента наибольшие доли участников научно-исследовательских проектов наблюдаются среди преподавателей департаментов электронной инженерии (95%) и социологии (97%). В проектах с коллегами из других российских вузов и научных центров больше других участвовали преподаватели мужского пола (44%), преподаватели в возрасте от 40 до 60 лет (45%), профессора (50%) и преподаватели со стажем работы в НИУ ВШЭ менее трех лет (53%). Сравнительно большие доли участников проектов с международными коллегами наблюдаются среди преподавателей со стажем работы в НИУ ВШЭ менее трех лет (33%) и преподавателей с ученой степенью (30%).
 

Среди сотрудников научных подразделений больше других в различных научно-исследовательских проектах участвовали руководители научных подразделений, получатели академических надбавок и те, кто совмещает научную работу с преподаванием и административной работой в НИУ ВШЭ (по 98%). В проектах с коллегами из других российских вузов и научных центров больше других участвовали сотрудники, имеющие ученую степень (53%), и те, кто в 2015 году работал где-либо помимо НИУ ВШЭ (58%). Сравнительно большие доли участников проектов с международными коллегами фиксируются среди сотрудников международных лабораторий (47%), руководителей научных подразделений (47%) и сотрудников с ученой степенью (44%).

Отношение к созданию научных комиссий факультетов

Преподавателей московского кампуса Вышки просили оценить их отношение к созданию научных комиссий факультетов. Оценка давалась по шкале от 1 до 5, где 1 – крайне негативное отношение, 5 – крайне позитивное отношение. Респонденты также имели возможность выбрать вариант «Затрудняюсь ответить». В соответствии с результатами проведенного исследования можно говорить о том, что большинство преподавателей скорее позитивно относятся к этому нововведению. Так, 46% опрошенных поставили оценки 4 или 5 при 8% поставивших оценки 1 или 2. Около 25% опрошенных поставили оценку 3, остальные затруднились с ответом. Более позитивно создание научных комиссий факультетов оценивают профессора (54% позитивных оценок) по сравнению с преподавателями (51% позитивных оценок), старшими преподавателями (35% позитивных оценок) и доцентами (41%). Кроме того, значительно позитивнее это нововведение оценивают преподаватели, совмещающие преподавательскую и административную работу в НИУ ВШЭ, а также совмещающие преподавание, административную и научную работу (по 60% позитивных оценок), по сравнению с теми, кто занимается только преподаванием (42% позитивных оценок) или совмещает преподавание и научную работу (43% позитивных оценок).

Этот выпуск «Окон роста» целиком, а также все предыдущие выпуски, читайте по этой ссылке в формате PDF.

11 мая, 2016 г.