• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет как агент изменений

Темы номера - развитие инновационной инфраструктуры университета - комментирует Алексей Новосельцев, директор по инновациям и развитию предпринимательства НИУ-ВШЭ

Алексей Владимирович, почему университетам нужна предпринимательская активность?

Сотрудничество с бизнесом становится для университета, особен­но исследовательского, таким же фактором обеспечения конку­рентоспособности, как признание его научных школ или качество образовательных программ. Это сотрудничество может прояв­ляться в разных формах, но главное - в результате компании начи­нают применять результаты научных разработок в своей реальной практике. По сути, такая работа и требует от университетов пред­принимательского поведения, ведь бизнес не тратит времени, если оно не приносит ему практической выгоды. Причем разговор должен идти на одном языке, значит, в университете (или вокруг него) должны быть люди, способные это делать и готовые транс­лировать «универсальное знание» в прикладные решения, применяемые «здесь и сейчас». Во многих западных университетах для этого даже создаются специ­альные структуры, например, LSE Enterprise и LSE сопзишп^ при Лондонской школе экономики.

На Ваш взгляд, востребовано ли то, что делают университеты для бизнеса?

Я уверен, что если бы наши вузы более активно продвигали свои разработки, спрос на них был бы, соответственно, выше. Однако, в основном, российские вузы пока не привыкли работать с бизнесом, не знают, как это делать. У нас много интересных теоретических раработок. Однако хорошие идеи не воплощаем, не материализуем, они так и остаются теорией. Учитывая интересы бизнеса, вузы могли бы научиться создавать конку­рентные преимущества для своих партнеров. Это не продажа, а доведение своей разработки до готового продукта, который востребован. Разве это не показатель успеха? Но, увы, большинство российских вузов так не считает. Хотя, надо сказать, что и среди российских компаний пока нетак много тех, кто умеет получать выгоду от сотрудничества с университетами.

Вышка - это единственный социально- экономический вуз, который выиграл в 2010 году конкурс Минобрнауки по поддержке программ развития инновационной инфраструктуры. Какие инновации мы можем предложить бизнесу?

Правительство стимулирует технические вузы передавать в ре­альный сектор технологии и знания, полученные в ходе финанси­руемых государством фундаментальных исследований. В случае с Вышкой, стоит говорить не столько о бизнесе, сколько о внешней среде в целом, включая органы власти и некоммерческий сектор. Но здесь работает та же модель. Например, в рамках исследова­ний, подобных проектам ЦФИ и Научного фонда ВШЭ конструиру­ются новые рынки, правила игры, модели поведения и т.п., разве передача этих знаний в действующие организации не является инновацией? А это, допустим, способность финансовых и стра­ховых компаний эффективно действовать в условиях реформы здравоохранения или пенсионной системы. Или готовность ИТ-компаний быстрее создать новые решения для систем электрон­ного правительства. Разве в распространении подобных иннова­ций государство заинтересовано в меньшей степени, чем в случае с технологическими разработками?

Другой пример - мониторинговые исследования: сформирован­ные массивы эмпирических данных пока используются, прежде всего, в интересах самого правительства. Но ведь есть огромный корпоративный спрос на качественную отраслевую или секто­ральную аналитику. Думаю, заметную часть этого спроса Вышка могла бы удовлетворять с помощью специальных аналитических продуктов.

Годовой портфель прикладных НИР и консалтинга у Вышки исчисляется сотнями проектов, а в объеме значительно пре­вышает аналогичный показатель у большинства технических и естественнонаучных вузов. Поэтому развитие инновацион­ной активности Вышки мы связываем с вовлечением в нее большего числа исследователей и с появлением новых форм трансфера знаний (например, в виде тиражируемой анали­тики или участия университета в наукоемких корпоративных проектах). Здесь, конечно, важный момент - это обеспечение внутренней мотивации, ведь не все исследователи хотят от­влекаться на прикладные задачи. Так что надо искать баланс интересов и работающие механизмы. Это - одна из задач на­шей Программы.

Какие мотивы могут побудить преподавателя,  исследователя участвовать в развитии инновационной инфраструктуры Вышки?

В рамках этой программы создаются различные инструменты поддержки инновационной активности. Здесь я бы среди них вы­делил новую университетскую программу «Фонд поддержки инно­вационного предпринимательства». Это некий аналог Научного фонда, но ориентированный не на исследования, а на разработку на их основе прикладных продуктов и услуг. Думаю, что для про­фессора и группы его студентов это хорошая возможность, увидев перспективную бизнес-модель, ее воплотить в жизнь. Задача Фон­да - снизить риски на стадии перехода от идеи к прототипу. В этом году мы планируем два раунда подобных конкурсов - весной и осенью. Сейчас прорабатываем условия весеннего раунда и уже в марте планируем открыть прием заявок.

Нет ли у Вас опасения, что наука уйдет на  второй план, оставив приоритетным только предпринимательство?

На мой взгляд, критично отличать коммерциализацию разработок от «коммерциализации университетов». Речь не должна идти о том, чтобы университеты стали предпринимательскими ради «за­работка на науку». Наоборот: важно, чтобы, занимаясь наукой, они смогли выполнять свою новую миссию: снабжать практиков перспективными идеями и их носителями.

Других опасений, пожалуй, нет. Ведь зало г успеха инновационного предпринимательства - именно в его связи с наукой. Не будет ис­следований - не будет и бизнес-решений.

28 января, 2011 г.