Где истоки инноваций?
Первые шаги программы были сделаны в 2006 году. Тогда Вышка стала первым университетом, который в своих стенах организовал университетский бизнес-инкубатор, и в наш академический лексикон вошло слово «стартапы» . Постепенно предпринимательская деятельность, сопряженная с созданием новых, порой инновационных проектов, стала набирать обороты. Причем нетолько в Вышке, но и в стране в целом, где на уровне президента и министерств признали необходимость создания инновационной инфраструктуры. В том числе, и, наверное, в первую очередь - в университетах. Вышка была в числе первых, кто сделал ставку на развитие инновационной инфраструктуры и заложил это в программу своего развития. В планахуниверситета до 2017 года значится, что объекты инновационной инфраструктуры НИУ-ВШЭ будут способны предоставлять комплексную поддержку и содействовать развитию более 70 малых инновационных предприятий во всех регионах присутствия Университета. По сути, на базе Вышки должна быть сформирована особая интерактивная среда. Она объединит в себе целый ряд элементов: образовательный процесс, научные исследования и разработки, экспертно-аналитическую деятельность, площадки профессионального и общественного обсуждения и инновационную деятельность, трансформирующую интеллектуальный потенциал НИУ-ВШЭ и его партнеров в востребованные на рынке продукты и услуги. Если смотреть еще шире и дальше - Вышка вскоре намерена стать одним из ключевых звеньев в цепочке развития национальной инновационной инфраструктуры РФ. Масштабные и крупные задачи в одночасье не решаются. Значительным шагом на пути к цели стала победа Вышки в августе 2010 года в конкурсе Минобрнауки России по отбору программ развития инновационной инфраструктуры (ПРИИ) вузов. Программа рассчитана на три года и подразумевает, что все это время Вышка будет активно развивать свою деятельность в области предпринимательства и инноваций: поддерживать создание и развитие малых инновационных предприятий, развивать систему студенческого предпринимательства, готовить кадры для инновационной сферы и многое другое.
Как присоединиться к движению инноваторов?
«Возникает закономерный вопрос: как преподаватели, сотрудники и студенты Вышки могут в этом поучаствовать? На самом деле участвовать может каждый, - пояснил «Окнам Роста» заместитель начальника управления инновационной деятельности Денис Гусев. - Для развития инновационной деятельности в НИУ-ВШЭ наше управление поставило себе решение задач в четырех основных направлениях, и везде мы приветствуем как личные инициативы, так и коллективные. Одно из этих направлений -это создание бизнес-инкубаторов и центров предпринимательства в филиалах нашего вуза, а также активное развитие московского Бизнес-инкубатора HSE{Inc}.
Помимо двух центров предпринимательства, уже созданных за короткий период работы Программы - в Перми и Нижнем Новгороде, в планахуправления открыть принципиально новый арт-инкубатор НИУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Его основной целью должно стать создание благоприятной организационной среды для подготовки и реализации бизнес-проектов в области творческих индустрий, таких как дизайн, кино, искусство, литература и другие. Пока проект только в стадии разработки, поэтому наше управление ждет ярких идей от самих студентов, аспирантов, выпускников и преподавателей».
Где и как зарождаются инновации?
Если вы занимаетесь развитием принципиально нового (по сути - инновационного) проекта, то можно принять участие в конкурсе предпринимательских проектов и не в рамках бизнес-инкубатора. Летом 2010-го года на этот конкурс было подано около 60 заявок из Москвы, Перми и Нижнего Новгорода. В итоге 20 команд-победителей получили гранты в размере до 200 тысяч рублей на развитие своих проектов. Инновационное развитие Вышки проходит при тесном сотрудничестве с членами Совета по инновационному предпринимательству - видными учёными, предпринимателями, руководителями инфраструктурных организаций и фондов. Активная работа также ведется с Фондом Сколково, с которым НИУ-ВШЭ подписал соглашение о стратегическом партнерстве. Иными словами, проекты, которые зарождаются в стенах Вышки, имеют все шансы выйти на национальный уровень и получить поддержку влиятельных инвесторов.
Как инновационная программа связана с учебным процессом?
Все, что происходит в университете, так или иначе отражается в учебном процессе. Предпринимательство и инновационность могут полностью изменить «лицо» программы обучения. Наиболее интересным и перспективным представляется создание трехступенчатого общефакультетского майнора (непрофилирующая дисциплина - прим. «ОР») «Теория и практика предпринимательства». Его концепция основана на практике Бэбсон-колледжа (США), Национального Университета Сингапура и Университета Твенте (Нидерланды). Принять участие в нем смогут все желающие: начиная со студентов-третьекурсников и заканчивая преподавателями и сотрудниками Вышки. Майнор будет состоять из курсов трех типов: базовый уровень (основы предпринимательства), промежуточный (формирование навыков и знаний для успешного старта предпринимательского проекта) и продвинутый, в рамках которого участники будут работать над реальными проектами, получать экспертные оценки и консультации ведущих практиков бизнеса по прохождению проекта от идеи до ее реального воплощения.
Поскольку программа развития инновационной инфраструктуры только набирает обороты, то всем, кто хочет принять в ней участие, можно следить за событиями в области развития предпринимательства и инновационной деятельности ВШЭ и там же предлагать свои инновационные проекты и идеи.
Подготовила Елена Барышева