• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурс по программе «5–100»: итоги и перспективы

В июле этого года состоялся конкурс на предоставление господдержки, в рамках которого ведущие российские университеты представили свои программы по повышению международной конкурентоспособности. По итогам конкурса Вышка вошла в состав 15 университетов-победителей. О том, как должно измениться будущее Университета в связи с участием в государственной программе по повышению международной конкурентоспособности, рассказывают руководители Вышки Алексей Новосельцев и Исак Фрумин.

Проректор ВШЭ, курирующий вопросы стратегического развития, экономики и финансов, Алексей Новосельцев

Алексей Владимирович, как Вы оцениваете итоги участия Вышки в конкурсе?

Безусловно, позитивно. Всё-таки конкуренция была довольно высокая. По данным Минобрнауки, свои заявки на конкурс прислали 54 российских вуза, из которых отобрали сначала 36, а затем уже по итогам презентаций программ на международном cовете из этих 36 выбрали 15. Это был наиболее интересный этап. Некоторые вузы по результатам выступлений получили больше баллов, чем по итогам первоначальной оценки. Наш ректор представил программу Вышки, и она также была высоко оценена.

Но в целом сложилось впечатление, что многие вузы-участники впервые задумались о значении международной конкурентоспособности и глобальных рынков. После знакомства с программами других вузов мы отметили, что в действительности от силы 15-20 университетов обладают реальным потенциалом опережающего роста в плане международной конкурентоспособности, а именно имеют международные научные коллективы, опыт участия в рейтинговых оценках, конкретные механизмы привлечения иностранных студентов и т.д. Многие вузы представили хорошие идеи, но при этом состояние, в котором они сейчас находятся, вызывает сомнения в их способности продвигаться с необходимой динамикой.

 

Какие перспективы открывает перед Вышкой участие в этой программе?

Откровенно говоря, участие в программе по достижению международной конкурентоспособности фактически лишь подтверждает наши собственные намерения, так как цель по достижению международного уровня была поставлена перед НИУ ВШЭ правительством ещё в 2008 году. С другой стороны, конечно, включение в группу локомотивов российского образования и вузов, которые будут представлять Россию на мировой академической арене, влечёт за собой расширение возможностей для самого Университета, поскольку этот статус усиливает бренд Вышки и позволяет чётче аргументировать наши инициативы по развитию новой образовательной модели, расширению программы исследований, развитию инфраструктуры. Ведь университет мирового класса должен быть конкурентоспособным по всем параметрам и прежде всего быть привлекательным для обучения и экономической работы.

Формально правительственное постановление №211, по которому проводился недавний конкурс, обещает отобранным вузам дополнительную субсидию в рамках государственной поддержки развития международной конкурентоспособности. У нас нет пока полной ясности относительно того, в каком объёме эта господдержка будет предоставлена. Известно, что в 2013 году каждому вузу-победителю будет выделено 580 миллионов рублей. Отмечу, что такое распределение по факту создаёт различные возможности для разных участников программы: для университета с бюджетом порядка 15 миллиардов это не такой значимый рычаг, как, скажем, для университета с бюджетом в 1,5 миллиарда. Поэтому мы рассчитываем, что в следующие годы программа будет расширена с учётом особенностей университетов.

 

То есть задачи, которые ставила перед собой Вышка, после победы в этом конкурсе никак не изменились, не стали более амбициозными, например?

Скорее, они существенно уточнились. Допустим, если раньше у нас не было чётких обязательств по уровню цитирования публикаций в международных наукометрических базах и мы в основном ориентировались на их динамику, то теперь такие обязательства есть: по числу цитирований на одного научно-педагогического работника нам предстоит вырасти к 2020 году более чем в 15 раз по сравнению со значениями текущего года (около 0,5). Причём такой разрыв придётся преодолеть независимо от того, как будет развиваться система международного рейтингования. В любом случае измерения по цитируемости останутся одним из ключевых показателей степени влияния университета на мировую академическую повестку.

Другой показатель — доля обладателей степени PhD среди научно-педагогических работников: их число должно вырасти не менее чем в три раза — с 4,5% сейчас до как минимум 12% к 2020 году.

Объём исследований также должен увеличиться к 2020 году не менее чем в три раза. Количество публикаций, регистрируемых в Scopus и Web of Science, к 2020 году должно вырасти в 6,5 раза на одного научно-педагогического работника.

Как видите, планы очень амбициозные, а это предполагает усиление требований к кадровому составу Университета. Думаю, большинство коллег уже почувствовали эти изменения в ходе прошедшего конкурса на замещение преподавательских должностей. Кроме того, Учёным советом уже принято решение о повышении квалификационных требований к научным сотрудникам, и в ближайшее время начнётся отработка процедур оценки их публикационной активности. В будущем эти требования будут только расти, ведь в конечном итоге ядро исследовательского университета должны составлять люди, активно занимающиеся наукой. Безусловно, всегда будет определённая доля преподавателей, которые не ведут исследований, но при этом они талантливые педагоги, способные «зажечь» студентов. Естественно, такого рода специалисты будут востребованы, и механизмы их поддержки (звание Лучшего преподавателя и соответствующая надбавка) будут продолжать развиваться. Но всё-таки при найме основной акцент будет смещаться в сторону научной составляющей. Без этого мы просто не можем рассчитывать на необходимую динамику развития.

Потребуются изменения и в системе управления Университета. Нам предстоит постепенно перейти к модели работы с крупными академическими подразделениями, которым будут делегированы значительные полномочия (например, в части запуска новых образовательных продуктов, формирования академической повестки, кадровых решений) и выделены независимые ресурсы. К 2020 году будет сформировано около 10—15 таких центров.

С точки зрения интернационализации важной целью является увеличение доли иностранных студентов. Это не радикальное смещение акцентов — всего 12% к 2020 году. Но это необходимый уровень для того, чтобы студенческий поток в Университете стал по-настоящему интернациональным, а обучение проходило в атмосфере международного общения. Университет будет активно инвестировать в это направление. Доля дисциплин, преподаваемых на английском языке, вырастет к 2020 году с имеющихся 5% до 20%. Мы готовим решения по специальной стипендиальной программе. Надеюсь, через несколько лет нам удастся обеспечивать стипендией на обучение в Вышке не менее тысячи наиболее талантливых наших студентов из других стран.

Ещё одна новая инициатива — развитие дистанционных программ, создание учебных курсов для системы Massive Open Online Courses (MOOC). Мы находимся в активных переговорах с операторами этих систем и, думаю, уже в этом году запустим несколько онлайн-курсов на международных платформах. В будущем это направление будет расширяться, в том числе и как значимый инструмент привлечения внимания к Университету на международном рынке абитуриентов. Отрабатываются планы по механизму зачёта таких курсов в рамках основных образовательных программ Вышки.

На июньском Учёном совете было принято решение о создании аспирантских школ, положившее начало масштабной реформе академической аспирантуры Вышки. В перспективе аспирантура должна стать реальным источником новых научных кадров. Поэтому один из элементов реформы — интеграция аспирантских и магистерских программ, когда уже на стадии магистратуры учащиеся, заинтересованные в научной карьере, попадают в программы исследований, проводимых их научными руководителями.

Стоит отметить ещё одну инициативу, которая была запущена в этом году, — создание Попечительского совета ВШЭ и более энергичное формирование нашего фонда целевого капитала. Идея не только в том, чтобы получить дополнительный источник финансирования проектов развития, но и в том, чтобы создать фактически независимый от традиционной системы управления совет, который бы давал внешнюю оценку развитию Вышки: насколько правильно мы движемся, какие ориентиры следует ставить, какие возможности стоит учитывать и каких ошибок можно избежать. Стартовый состав Попечительского совета будет сформирован до конца года. В него войдут крупные бизнесмены, лидеры соответствующих отраслей в России, люди, которые не просто будут высказывать своё мнение, но «проголосуют» своими ресурсами в поддержку тех или иных направлений развития Вышки. Мы рассчитываем на попечительскую поддержку для наших международных лабораторий и научных центров, стипендиальных программ, программ привлечения ведущих исследователей (так называемых endowed chairs), инфраструктурных проектов и различных проектов на уровне факультетов и крупных школ Вышки. Эта инициатива будет развиваться не один год, и в перспективе мы планируем создать многоуровневую систему попечительских советов в крупных академических подразделениях и филиалах.

 

Каковы ближайшие шаги Университета по реализации программы «5—100»?

Ближайший шаг — это формирование так называемой дорожной карты по повышению международной конкурентоспособности. Есть формальный график событий, который устанавливает министерство, и ближайшее крупное событие — это намеченное на конец октября заседание международного совета под руководством министра образования Д. В. Ливанова, на котором мы будем уже более детально защищать тот план, который в целом был представлен на конкурсе. Заявка определяла основные обязательства Университета и объём необходимых ресурсов, теперь мы должны детализировать наши стратегические инициативы на уровне конкретных проектов с соответствующими показателями результативности.

Ещё одна ближайшая задача — отразить заявленные инициативы в финансовом плане Университета: до четверти расходной части бюджета ВШЭ будет управляться по проектному принципу.

 

Произойдут ли изменения в Программе развития?

Программа развития будет обновлена. Мы готовим обращение к учредителю с предложением новой редакции Программы развития, которая объединит планы и обязательства Университета, заявленные в различных документах такого ранга: программе-2020, программе НИУ, программе развития инновационной инфраструктуры, дорожной карте по реализации эффективного контракта в образовании и науке и т.д. Сейчас мы работаем над интегральной версией текста новой редакции Программы развития Вышки.

 

 

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин

Что означает для ВШЭ победа в конкурсе? Как изменится политика Вышки в связи с её участием в этой программе?

Победа в конкурсе означает, конечно, резкое усиление внимания к научной продуктивности сотрудников Университета. Необходима научная продуктивность мирового уровня. Это очень трудно, особенно для нашего вуза, где изучаются науки, которые долгое время развивались изолированно. Поэтому для нас это колоссальный вызов и очень серьёзная ментальная ломка.

На мой взгляд, никаких резких скачков Университет сделать не может. Есть, конечно, исключения вроде Сколковского института технологий, где с нуля и довольно успешно создаётся университет мирового класса. Поучительна попытка университета в Тилбурге, который получил деньги специально на приглашение известных учёных. Однако в длительной перспективе это не повлияло ни на изменение качества образования, ни на научную продуктивность. Поэтому, когда мне говорят, что надо радикально что-то менять, я соглашаюсь, но боюсь, что эта ситуация не из области хирургии: если даже мы какие-то части отрежем, нам будет нечего пришить. Лучше неуклюжая рука, чем её отсутствие.

Проблема как раз состоит в том, что простые управленческие действия здесь не подходят. Мы можем сейчас ликвидировать какие-то непродуктивные подразделения, закрыть направления, которые «едят» деньги и не производят ни публикаций, ни знаний, ни новых денег. Это можно сделать быстро. А вот что делать с теми группами, которые ещё могут повысить свою эффективность, но для этого требуется время? Здесь, к сожалению, приходится вспоминать древнюю поговорку о том, что нет царского пути в геометрии. Именно поэтому данная программа имеет относительно длинную (шесть лет, что беспрецедентно в новейшей российской истории) продолжительность.

 

Каковы плюсы и минусы этой программы для Вышки?

Мне кажется, плюсы здесь очевидны. Помимо того, что Университет получит новые финансовые ресурсы, задача достичь международной конкурентоспособности является продолжением наших собственных установок, отражённых в Программе развития 2008 года.

Не думаю, что что-то изменится в худшую сторону. Я бы говорил, скорее, о рисках. А риск в том, что, создавая фактически исследовательский университет, мы одновременно продолжаем выполнять колоссальные образовательные задачи. Совершенно очевидно, что в бакалаврском университете должно быть много сотрудников, которые являются очень хорошими преподавателями и концентрируются на том, что называется teaсhing. Однако teaching, как правило, не отражается в мировых рейтингах. Место в рейтинге в гораздо большей степени зависит от исследовательской продуктивности.

Таким образом, эта исследовательская продуктивность и образовательная нагрузка на данный момент вступают в противоречие. Риск может состоять в том, что те замечательные преподаватели, которые у нас есть, начинают рассматриваться как преподаватели, понижающие основные рейтинговые показатели Университета, а без них, я берусь утверждать, возможны очень большие проблемы с качеством бакалаврского образования.

 

Какими будут первые шаги по реализации программы?

Первые шаги мы давно уже сделали. Мы без поддержки государства создали международные лаборатории, проводим международный рекрутинг и т.п. Честно говоря, меня волнует то, какими будут вторые шаги, потому что сейчас нам надо создавать новые образовательные программы, коллективы мирового научного уровня и т.п. На данном этапе нашим следующим шагом будет очень тщательное планирование. В настоящее время идёт работа над «дорожной картой», в которой будут описаны наши дальнейшие действия в соответствии с целями, указанными в программе.

12 сентября, 2013 г.