• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Издательский дом Вышки: история успеха

В первом февральском приложении «Академическая среда» мы говорим об Издательском доме Высшей школы экономике: о его истории, достижениях и его политике. И поэтому об этом и многом другом мы попросили рассказать его директора Елену Иванову.

Как создавался Издательский дом? Что этому предшествовало?

Издательский дом был образован в Государственном университете – Высшей школе экономики (ИД ГУ-ВШЭ) в апреле 2000 г. на базе редакционно-издательского отдела, функционирующего с момента основания Школы в 1993 г. Маленький РИО, преимущественно работавший на внутренние потребности Школы и лишенный сбытовой и рекламной структур, перестал удовлетворять возросшим потенциальным возможностям, а главное ожиданиям, связанным с развитием издательской деятельности. К этому времени вышкинские авторы уже изрядно «подкормили» коммерческие издательства. «ИНФРА-М» «кормилась» Рустемом Нуреевым, «Логос» - Леонидом Иониным, «АспектПресс» - Вадимом Радаевым. Задача возвращения авторов в «родные пенаты» была поставлена при образовании ИД ГУ ВШЭ как ведущая. А чтобы решить ее – нужно было сделать совсем немногое – всего лишь создать эффективную систему создания и распространения книг. Наших авторов интересовало, чтобы книга была доступна читателю, для которого они её собственно и писали, чтобы она широко вошла в учебный процесс и научный оборот, цитировалась в научных изданиях, рекомендовалась в учебных программах. Для выхода на открытый рынок ИД выбрал рыночную тиражную политику – от вузовской малотиражки перешёл на коммерческие тиражи, позволяющие «покрыть» широкие потребности читателей в книге и обеспечивающие невысокую себестоимость единицы продукции, что важно для последующего формирования цены на рынке. Принципиально был изменён внешний вид изданий – книги стали печататься только в профессиональных типографиях, иметь притягательный для покупателей дизайн. Экстренно были заключены договоры с книгопроводящими структурами – оптовыми компаниями, основными книжными магазинами, киосками в крупных учебных и научных заведениях, каталогами. Продумана была и рекламная составляющая продвижения. Выпускаемые книги стали сразу представляться на профессиональных книжных выставках. Широко использовались площади профессиональных журналов и газет для размещения информации о книжных новинках, благо, что книги действительно были событийными. Ну и, конечно же, мероприятия, проводимые Вышкой, собирающие целевую аудиторию наших читателей. Выросла и численность работников издательства, выделился отдел рекламы и реализации.

А дальше нужно было опять же немного – «вбрасывать» и «вбрасывать» на рынок качественные книги востребованной тематики и ставить об этом в известность потребителя – преподавателей вузов, студентов, научных работников, практикующих специалистов. Таким образом, началась гонка под названием наращивание книжного ассортимента.

ИД занимается, не только книгами, но и журналами, взаимодействуя в их издании и продвижении с редакциями. Мы сопровождаем выпуск восьми журналов ВШЭ, в их числе «Вопросы образования», «ВГМУ», «Экономический журнал», «Право», «Психология», «Российская экономика: прогнозы и тенденции», «Форсайт», «Вестник международных организаций», позволяя редакциям сосредоточить деятельность на подготовке контента. По журналам также создана профессиональная система распространения. Кроме того, книги и журналы стали дополнять друг друга как рекламные площади. В книгах печатается реклама журналов, в журналах – книг.

Но и внутренние потребности Школы не страдают. Уже 11 лет выпускаются препринты, рассчитанные только на бесплатное распространение. На сегодня из 20 открытых Школой серий активно работает 17. Только в 2011 г. открыто 2 новые серии. Так же 11 лет мы издаем все материалы к Апрельской международной конференции. Несколько лет мы издаем «Мониторинг университета», выпуски «ЛЭСИ». Мы постоянно издаем малотиражную литературу для факультетов менеджмента, госуправления, мировой экономики, отделения логистики, экономического факультета, др. подразделений Школы. Выпуск малотиражки значительно упростился для нас с началом переоснащения типографии ВШЭ, состоявшемся 2 года назад. Сейчас мы активно сотрудничаем.

На сегодня параметры деятельности ИД следующие:

-В 2011 г. мы выпустили 154 наименования книжной продукции, совокупным объемом 1590 учетно-издательских листов, совокупным тиражом 83 тыс. экземпляров. В их 77 наименований составили препринты (224,4 учетно-издательских листов, совокупный тираж 11,6 тыс. экземпляров).

-В прайсе ИД 210 наименований книг. В их распространении (опт, розница, интернет-торговля, каталоги, электронные накопители) задействовано около 70 внешних контрагентов. Прямой сбыт осуществляется через службу «Книга-почтой», Университетский книжный магазин «БукВышка», через прямые поставки в библиотеки, вузы и научные центры, доступные ИД как правообладателю.

-В штате ИД 40 сотрудников. Непосредственно рекламой и распространением книг и журналов занимается 6 из них.

 

Основные вехи

 

Помощь в старте - Проект Tacis.

В конце 1990-х годов в Школе совместно с Фондом экономических исследований Университета «Эразмус» реализовывался проект Tacis «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах», инициированный Евросоюзом. В рамках проекта была программа по подготовке фундаментальных учебных курсов. Написание учебников было заказано ведущим профессорам Школы. К моменту образования ИД в 2000 г. было подготовлено 8 учебников, в их числе «Госсектор экономики» Льва Якобсона, «Финансовый менеджмент» Тамары Тепловой, «Основы региональной экономики» Александра Гранберга, «Аграрная экономики» Евгении Серовой и др. Фактически эти книги и обеспечили выход ИД на всероссийский книжный рынок, став заметным событием на нем. Книги появились одна за другой, залпом, в едином серийном художественном оформлении, были напечатаны в профессиональных типографиях огромными даже по тем временам тиражами - по 5 тыс. экземпляров Ни одно вузовское издательство таких проектов тогда не реализовывало. Да и коммерческим издательствам было откровенно завидно. Самая долгая жизнь была у книги Александра Гранберга «Основы региональной экономики», выдержавшей шесть изданий (совокупный тираж – 20 тыс. экз.), последнее из которых было в 2007 г.

 

Учебники ВШЭ – фирменный проект Школы

В 2003 г. была основана серия «Учебники ВШЭ». Университету уже 10 лет. Он «дорос» до запуска такого проекта, сложившись как ведущий российский научный и образовательный центр. Первыми книгами в этом проекте стали учебники «Финансовый лизинг» Виктора Газмана и «Социальная сфера» Сергея Шишкина. Под эту серию также был разработан оригинальный проект художественного оформления, поддерживаемый до сих пор. Серия была хорошо встречена как в книжном сообществе, так и в читательском. В год своего основания она сразу же получила книжный «Оскар», став призёром общероссийского издательского конкурса «Книги России» в номинации «Учебник XXI века». Такая награда желанна для каждого российского издательства.

Серия стартовала с учебников, подготовленных в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров. Сейчас в ней вышло уже 43 учебника совокупным тиражом более 100 тыс. экземпляров.

 

 

Нас публикует Запад и Восток

Редкая российская книга может быть выпущена за рубежом, будучи переведена с русского. В Издательском доме таких книги две. В 2001 г. права на издание учебного пособия А.В. Мельникова, С.Н. Волкова и М.Л. Нечаева «Математика финансовых обязательств» были переданы Американскому математическому обществу. Книга была издана в США на английском языке в 2002 г. В этом же году Издательский дом подписал договор с издательством Burnikaku Ltd (Япония) на издание книги Я.Ш. Паппэ «Олигархи». Книга вышла в свет на японском языке в 2003 г.

Для российского издательства «прорваться» на зарубежный рынок – высший пилотаж. Мы стремимся закрепить эту практику. Продукция ИД уже трижды представлялась на Франкфуртской книжной выставке-ярмарке – ведущей мировой площадке по авторским правам. Под выставку традиционно делается каталог ИД на английском языке.

 

Сам себе продавец

В разгар финансово-экономического кризиса, когда вся книжная торговля «лежала», в июле 2009 г. в здании Вышки на Мясницкой, 20 был открыт Университетский книжный магазин «БукВышка», действующий в структуре ИД. Его торжественное открытие состоялось в ноябре, когда удалось решить многие неожиданно возникшие технические проблемы, в том числе связанные с его товарным насыщением. Магазин существует уже третий год и стал, безусловно, общемосковским центром притяжения интеллектуального читателя. Здесь можно купить учебную, справочную, научную, общеобразовательную литературу, мультимедийную продукцию, сувениры с символикой Школы. В магазине гарантированно представлена литература, которую выпускает непосредственно наш университет (не секрет, что коммерческие книжные без удовольствия берут научную и учебную литературу с относительно низкой «уходимостью»). В том числе в «БукВышке» есть книги старых годов выпуска, которые книжные магазины Москвы уже не берут на реализацию в принципе. Так же в «БукВышке» продаются лучшие книги других, российских и иностранных, издательств по кругу дисциплин Школы. Наш магазин небольшой (50 кв. м, 8 тыс. наименований книг), но очень уютный и притягательный по качеству обслуживания. В его «Книге жалоб и предложений» только восторженные, благодарные отзывы. В 2010 г. магазин стал лауреатом конкурса «Лучший книжный магазин Москвы» в номинации «Открытие года». В 2011 г. в рамках того же конкурса продавец магазина Елена Макарова стала лауреатом в номинации «Лучший специалист книжной торговли».

 

10 лет и новый этап развития

В сентябре 2009 г. Высшая школа экономики приняла долгосрочное решение о развитии издательской деятельности в направлении создания новых серийных проектов по основным социально-экономическим наукам. Было решено, что книги ведущих российских исследователей будут представляться в одном ряду с их известными зарубежными коллегами. Было основано пять книжных серий: «Экономическая теория», «Социальная теория», «Политическая теория», «Теория и практика образования» и «Исследования культуры». Как обычно, было разработано оригинальное серийное художественное оформление. Книги печатаются в лучших отечественных типографиях и имеют исключительно привлекательный товарный вид, что важно для книги, также являющейся товаром. Презентация проекта была приурочена к 10-летию Издательского дома, состоявшемуся в 2010 г. К настоящему времени в рамках программы в свет вышло 37 книг, в том числе 26 переводных. Намечен издательский план на 2012–2013 гг. Уже ведется работа над 25 книгами. Программа формируется как целостная и продолжающаяся. Отбором книг в неё занимается главный редактор Издательского дома Валерий Анашвили. С 2011 г. решением Совета Издательского дома образован гонорарный фонд на написание российскими авторами монографий для программы, пока 2-3 в год. На 2012 г. намечено заказать написание двух первых книг, отобранных по результатам рецензирования на основе планов-проспектов потенциальных авторов. Программа полностью финансируется Школой и имеет свой отдельный бюджет.

Настоящая издательская программа уникальна тем, что никогда прежде ни одно университетское издательство в России не предпринимало столь масштабного и долгосрочного издательского проекта в области политических, социальных и экономических наук. Издательство совместно с другими институциями стремится не только публиковать работы, но и проводить презентаций изданных книг, лекции их авторов, диспуты. Откликом на программу стало более 60 публикаций в печати, выступлений на радио и телевидении. Тем самым создаётся своеобразный общероссийский форум, который позволяет осуществлять продуктивное общение. Книга становится не только издательским, но и важным общественным и научным событием, привлекающим внимание профессиональных исследователей и интеллектуалов.

Есть и первые свидетельства официального признания этой новой издательской программы Школы. В 2010 г. он стал лауреатом Международного конкурса «Университетская книга» в номинации «Лучший издательский проект». В том же году книга Леонида Ионина «Апдейт консерватизма», выпущенная в серии «Политическая теория», стала лауреатом премии в области общественно-научной литературы «Общественная мысль». В 2011 г. книга Бориса Караглицкого «От империй - к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации» и книга Бориса Капустина «Гражданство и гражданское общество» также стали лауреатами этой престижной премии. В том же году книга Ирины Глущенко «Общепит. Микоян и советская кухня» вошла в лонг-лист премии «Просветитель» фонда «Династия».

 

Не останавливаться!

Когда редакционно-издательский портфель ИД перестал пополняться большими авторскими и переводными учебниками, подготовленными в рамках грантов НФПК, ИОП и других подобных проектов, в реализации которых принимала участие Школа, стало ясно, что без каких-либо дополнительных вливаний издаваемые авторские книги мельчают, причем, не только по объёму, но и по своему научному и образовательному «весу», а переводы, как особо дорогостоящие издательские проекты, просто не появляются. К этому времени уже существовала хорошо зарекомендовавшая себя вышеописанная программа выпуска серийных монографий. Этот позитивный опыт проектного финансирования был перенесён на новый проект по подготовке оригинальных и переводных учебников. В части переводных учебников он стартовал в июне 2011 г., когда по решению Совета ИД внутри Школы был объявлен конкурс на издание переводных учебников и учебных пособий. Из 24 поданных заявок после процедуры рецензирования к изданию было отобрано 9. По многим из них уже проведены переговоры по получению лицензий у зарубежных правообладателей и начаты переводы. Первые переводные учебники должны выйти в свет уже в 2013 г. Программа на 2012 г. имеет целевое финансирование. Надеемся, что оно будет продолжающимся, и Совет ИД вновь сможет объявить конкурс на переводные учебники.

Проект по заказу написания оригинальных российских учебников пока находится в стадии согласования. Боюсь, что в 2012 г. его реализация будет невозможной из-за финансовых ограничений.

 

Менялась ли как-то политика по отношению к отбору книг и, если да, то как?

И нет, и да. Политика книгоиздания была и остаётся неизменной в том смысле, что Школа публикует высокопрофессиональные издания как по контенту, так и в плане редакционно-издательской подготовки и полиграфическому исполнению. Профессионализм контента помогает обеспечить обязательное рецензирование рукописей. Без минимального цикла редакционно-издательской подготовки (а это все этапы, но без редактирования) ИД не присваивает ISBN, который собственно и делает согласно общемировой практике рукопись изданием. Полиграфическому исполнению мы также придаём важное значение. Например, ни одна книга в ИД не вышла на газетной бумаге, хотя многие издательства этим не брезгают.

Тот факт, что политика по отношению к отбору книг меняется, я думаю, понятен из ранее сказанного мною. И это закономерно. Во-первых, развивается Школы, прирастая все новыми факультетами. Во-вторых, я бы отметила заметный рост финансовых ресурсов, направляемых на издательскую деятельность. В-третьих, увы, в худшую сторону меняется ситуация на книжном рынке профессиональной литературы, всё труднее становится продать книгу не массового спроса. С традиционной бумажной книгой начинает конкурировать электронная. С учётом этого в 2011 г. Советом ИД впервые было принято решение о выпуске книг с потенциально низким спросом крайне ограниченным тиражом (до 200 экз.) фактически только для внутреннего использования с продажами в электронной форме через активно развивающиеся сейчас электронные библиотеки, с которыми ИД заключил в 2011 г. договорные отношения. В числе таких изданий – монографии с очень узкой тематикой или учебные пособия под спецкурсы, которые слушают только 10 студентов в Вышке. Таким образом, можно оценить издательскую политику Школы как активную, меняющуюся под воздействием многих объективных факторов.

 

На каких принципах основывается ИД? В чём его специфика?

Давайте сразу отметём принцип самоокупаемости. Иначе и быть не может, ведь в репертуаре ИД превалируют научные монографии, являющиеся просто планово-убыточными. В своем интервью журналу «Университетская книга» много лет курирующий нас первый проректор В.В. Радаев назвал ИД «нашей витриной». Действительно, мы имиджевый проект Школы. Но издательство честно отрабатывает это предназначение. Главным принципом деятельности ИД мы, его сотрудники, считаем профессионализм. А специфика наша заключается в том, что мы ведомственное издательство. А ведомство наше лидер в сфере российского образования. И, следовательно, мы тоже должны этому соответствовать во всем. Сегодня издательство широко известно в России и за рубежом. Наши книги и мы собрали все возможные в нашей стране издательские призы, на высоких позициях входим в международные рейтинги университетских издательств, гордо носим имя лидера российского университетского книгоиздания. И этот статус надо постоянно поддерживать.

 

Мы также попросили главного редактора Издательского дома Валерия Анашвили рассказать подробнее о политике отбора заявок и планах ИД на будущее

 

Не могли бы Вы рассказать о политике отбора книг для издания в ИД? По каким параметрам он происходит, какие книги отбираются, а какие нет?

Наше издательство выполняет двойную задачу, и, исходя из этого, отбирается два типа книг. Первая задача – отслеживать и предъявлять текущий исследовательский и учебный процесс в университете. Все сотрудники и преподаватели НИУ ВШЭ могут присылать нам заявки на издание своей рукописи (учебника, учебного пособия, монографии, коллективного тематического сборника статей и т.д.), в конце года эти заявки рассматриваются на Совете издательского дома, и если они получают положительную рекомендацию от двух внешних рецензентов, то рукопись принимается в производство. Здесь наши усилия направлены на то, чтобы содействовать выпущенными книгами образовательному и исследовательскому процессу внутри университетского сообщества. Точнее, должны быть направлены, – поскольку нередко у нас всё ещё не получается заслужить доверие от всех коллег по университету, в результате чего некоторые прекрасные книги, которые мы сами хотели бы издать, передаются авторами в другие издательства. Мы знаем об этой проблеме и работаем над тем, чтобы её разрешить.

Вторая задача – знакомить самую широкую публику с наиболее важными достижениями в мировой (от которой мы не отграничиваем отечественную) науке. Для этого у нас создано пять серий: «Экономическая теория», «Социальная теория», «Политическая теория», «Исследования культуры», «Теория и практика образования». Серии подобраны так, чтобы мы могли быть конкурентоспособны на книжном рынке страны, опираясь на соответствующие квалификации сотрудников нашего университета и собственную издательскую референтную группу, сложившуюся за годы нашей деятельности. В эти серии входят переводы влиятельных, важных и наиболее заметных книг из соответствующих областей знания, а также рукописи отечественных авторов (прежде всего сотрудников НИУ ВШЭ), которые, по нашим представлениям, в силу своего высочайшего (научного и стилистического) уровня должны быть позиционированы в контексте мировых исследовательских трендов. Эти серии призваны добиться окончательного соотнесения в общественном сознании бренда нашего издательства (и университета) с самым передовым и значительным, что делается сейчас в науке и образовании.

Что бы Вы могли порекомендовать авторам, готовящим рукописи для публикации в ИД?

Что я могу порекомендовать людям, которые, как правило, являются более квалифицированными специалистами в своей области, чем я, и всю жизнь пишущим статьи и книги? Они сами мне могут что-то любопытное порекомендовать. Но, тем не менее, если кратко, то следующее:

1. пишите небольшие книги. Концентрированное сообщение, которое вы хотите донести до читателей, подкреплённое наиболее яркими и сильными аргументами, срабатывает лучше, чем 800-страничный труд, который содержит в себе сотни идей, растворённых в тысячах тезисах и фактах, покинутый читателем на сотой странице. Лучше написать три небольших и ясных книги, чем одну неподъемную (в прямом смысле слова). Разумеется, как и везде, здесь бывают исключения;

2. пишите максимально ярко и стилистически раскованно. Кондовый наукообразный стиль, сквозь который к вашей мысли читателю приходится пробиваться, оставляя на длиннотах, бессмысленных латинизмах и бесконечных повторах клочья одежды, уже давно не моден, а часто и вреден. Если обратиться к кунсткамере абсолютных банальностей (где как раз и выставлены на всеобщее обозрение бесспорные истины): «кто ясно мыслит – ясно излагает».

Как Вы оцениваете современные тенденции развития академических издательств в России?
Региональные и столичные академические издательства в значительной степени выпускают бессмысленную макулатуру тиражом 100 экз, не демонстрируя при этом никакой доброй воли к изменению свой участи популяризатора местных самодумов. Ещё раз – есть, разумеется, исключения. Но много ли вы знаете достойных издательств, существующих при университетах и занимающих прочные и авторитетные общероссийские позиции? Наше издательство, издательство РГГУ, издательство «Дело» при РАНХиГС, издательство Европейского университета в СПб, издательство Томского университета, еще пара-тройка издательств – вот и все, мы быстро подобрались к концу списка. Это ужасное положение дел. Казалось бы, там, где концентрируются все научные силы – в университетах, – там должны, но не возникают нормальные издательские центры, с отработанной редакционной политикой, логистикой, маркетингом и прочим. Неприятнейший парадокс именно нашей страны. Объяснения этого парадокса приведут нас к размышлениям, слишком резким и слишком далёким от скромных задач этого интервью. Это тема отдельного разговора.

 

Какие планы у Издательского дома на будущее. Планируется ли запустить новые серии? Будут ли какие-то нововведения, изменения в политике отбора книг?
Без нововведений любой процесс чахнет и отмирает. Среди важнейших и приоритетных: мы планируем добиться распространения и продаж книг, выпущенных нашим издательством, по электронным дистрибьюторским сетям. И уже многое сделано в этом направлении. Мы откроем новые серии – на данный момент очевидно, что это должно располагаться где-то в тематической зоне новых факультетов Вышки (истфак, филфак, урбанистика и т.д.). В целом, отбор книг будет ужесточаться, но одновременно будут ужесточаться и требования к нам самим – в смысле оперативности и качества подготовки издания, работе с книготорговыми сетями и т.д. Хотя уже сейчас, надо заметить, наши книги присутствуют в огромном количестве магазинов (как офлайн, так и онлайн) и читатели, взглянув на книжные полки, сразу отмечают визуальное присутствие прекрасно оформленных серий НИУ ВШЭ. О конкретных издательских планах сказать здесь невозможно, поскольку мы выпускаем около 100 книг в год, и одно только перечисление их названий исчерпало бы все печатное пространство Вашего бюллетеня.

15 февраля, 2012 г.