• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из университета в декрет и обратно

Стратегии выхода на академическую работу
Федотова Идалия Вячеславовна

преподаватель Школы иностранных языков

 

«Только в 17% компаний все сотрудницы возвращаются к работодателю после декрета. Процент “невозвращенцев” варьируется в зависимости от организации от 1 до 50%, а в некоторых случаях составляет 95%»[1].

Исследование Forbes

 

Я вышла из декрета на основное место работы, в Вышку, только через восемь лет, когда моему четвертому ребенку было полтора года.

Да, все это время я не сидела без академического дела, но все же вернуться в университетскую аудиторию было настоящим квестом с препятствиями. Выйти на любую работу после декрета нелегко, ведь нужно организовать присмотр и уход за ребенком. Выйти на академическую работу еще труднее, ведь нужно инвестировать время в то, что окупается не сразу, а дает отложенный эффект и в статусе, и в деньгах. Зарплата няни в некоторых случаях больше зарплаты преподавателя на полной ставке, так что просто взять и выйти, обменяв свою зарплату на возможность работать, не получится.

Когда я стала рассматривать вопрос возвращения, то посетила адаптационный семинар для новых сотрудников и задала в чате вопрос «Какие существуют стратегии выхода из декрета?». Мне было известно, что по закону родителям с детьми можно выйти на неполный рабочий день, но, может быть, в университете есть свои тонкости? И потом, неполный рабочий день неинтересен, ведь для получения надбавок необходимо работать на полную ставку… Спикеры, кажется, не ожидали такой постановки вопроса. Выходить из декрета надо, когда он заканчивается, – больше ничего и не прибавить.


[1] Исследование Forbes: почему в большинстве случаев женщины работают во время декрета // Forbes от 4 июня 2021 года. Режим доступа: forbes.ru/forbes-woman/431311-issledovanie-pochemu-v-bolshinstve-sluchaev-zhenshchiny-rabotayut-vo-vremya (15.11.2022)

Идалия Федотова
Идалия Федотова
Фото из личного архива

Да, безусловно, университет не должен думать за работницу и подыскивать няню или обеспечивать местом в детском саду. Но я все же уверена, что были бы полезны специальные адаптационные мероприятия и встречи для тех, кто только вышел из декрета. А также кураторы или менторы, которые помогут адаптироваться к работе в новых условиях и вовлечься в проекты.

Восемь лет с грудными младенцами на руках я преподавала частным образом (что для практики иностранных языков совершенно необходимо), нашла нового научного руководителя для кандидатской, сдала кандидатский минимум по новой специальности, написала половину диссертации, участвовала в двух исследовательских грантах и опубликовала статьи в рейтинговых журналах, благодаря которым мне не понадобилась отсрочка от оценки публикационной активности уже после выхода из декрета. В этом учебном году я планирую защитить кандидатскую диссертацию.

Выглядит как история успеха, но с неизбежной поправкой на ошибку выжившего. В этой цепи было столько слабых звеньев, что в любой момент моя академическая карьера могла прерваться.

Когда я только ушла в декрет, я оказалась в социальной и профессиональной изоляции. С научным руководителем по аспирантуре контакт был потерян, а те коллеги, с которыми я работала в Вышке, в результате нескольких расформирований оказались в другом подразделении. Еще до пандемии коронавируса по семейным обстоятельствам я была вынуждена переехать на дачу вдали от города и заниматься непростым бытом, буквально топить печку дровами. И только появление наставника – моего нового научного руководителя – позволило мне вернуться к научной работе и продвигаться в ней. В карантинном 2020 году, когда у меня родился младший ребенок, а муж-врач дневал и ночевал в ковидных госпиталях, настал переломный момент, когда я поняла, что не могу совмещать никакую работу, даже из дома, и уход за четырьмя детьми от 0 до 6 лет в одиночку. В тот момент именно мой наставник меня поддержал, за что я ему до сих пор благодарна.

Фото из личного архива

Истории академического успеха женщин с детьми, по моему наблюдению, часто напрямую связаны с поддержкой семьи, с возможностью делегировать уход за ребенком кому-то из родственников. Но эта поддержка есть далеко не у всех. Не только материальной, но и моральной поддержки для продолжения научных исследований внутри семьи часто не хватает. Какая же возможна поддержка от университета?

Вопрос не в решении бытовых проблем, а в ответе на вопрос «зачем?». Хотя даже бытовые вопросы университет помогает решать: к моему удивлению, не все знают о существовании детских комнат в корпусах Вышки, где можно оставить на 4 часа ребенка с 3 лет с квалифицированными педагогами. Моим детям очень нравится, особенно на каникулах или вместо продленки. Они просятся к маме на работу.

К вопросу «зачем?»: основная проблема, на мой взгляд, в том, что сотрудница в декрете часто выпадает из контекста – из профессионального общения, из совместной работы над проектами. Для ее успешной адаптации к возвращению в строй необходима поддержка связей внутри подразделения или создание общеуниверситетской площадки для общения и научной интеграции, менторство.

Если говорить о конкретных стратегиях выхода из декрета, то их две: плавная и шоковая.

Чтобы выйти на работу, нужно, чтобы дошкольник был в детском саду или дома с родственниками либо няней. А школьник – на продленке или опять же с няней. На случай (частый случай) болезни всегда должен быть вариант подстраховки – кто еще может остаться дома с больным ребенком. Именно налаживание этих связей, поиск подходящих организаций и людей и является подготовкой к выходу из декрета, которую начинать нужно примерно за полгода-год. Один из лайфхаков, который я применила на своем опыте: мой младший ребенок пошел с полутора лет в частный детский сад, который я оплатила материнским капиталом. Одним словом, обеспечить выход мамы на работу – это еще одна дополнительная работа.

Теперь о специфике университета. Преподавательская нагрузка распределяется на следующий год примерно в апреле, поэтому нужно заранее связаться со своим подразделением и выразить намерение выйти из декрета. Из приятных особенностей: если сотрудница состояла в академическом кадровом резерве Вышки, то может после декрета в нем восстановиться. Я воспользовалась этой привилегией, и сокращение преподавательской нагрузки в этом году дает мне больше времени на науку.

Я сомневаюсь, что без планирования и обеспечения себе тыла возможен выход на работу, но ведь бывают жизненные ситуации, когда из домашней мамы женщина резко превращается в единственного добытчика. В таком шоковом случае одного рецепта на весь университет нет, все зависит от конкретного коллектива. В моем случае вопрос с выходом на работу решился за месяц: в начале декабря я позвонила уведомить о своем намерении, а после Нового года уже вошла в аудиторию к студентам. Но готовила себе тыл я полгода. А все предыдущие восемь лет профессионально развивалась, не делая долгих перерывов.

Мне сложно представить более мотивированного работника, чем женщина, которая решила вернуться в свою организацию после декрета. Для университета это даже выгодно: происходит естественный отсев, решают вернуться не все, так как переосмысление своих жизненных целей и ценностей с появлением ребенка толкает к выбору только такой работы, на которую ты действительно готов тратить свои силы, которая для тебя важна. И вот на этом раннем этапе абсолютно критична поддержка профессионального сообщества и возможность влиться в работу, почувствовать себя частью коллектива, войти в команду. Если этого не происходит, велик риск того, что сотрудница не выдержит академической конкуренции и уйдет (и я знаю такие случаи).

Меньше чем через год после выхода из декрета в моем подразделении мне предложили стать руководителем направления по работе с преподавателями. И в ответ на мое удивление – ведь я совершенно новый человек! – аргументом была как раз моя активная работа после декрета. Я это очень ценю, потому что мне приходилось слышать в других сферах, что мама маленького ребенка, а тем более многодетная, – ненадежный работник. Но ни в Вышке, ни в Институте языкознания РАН, где работаю над диссертацией, я не встречала негативного отношения к моей многодетности.

Подобно Мартину Лютеру Кингу, «у меня есть мечта» о том, что сотрудницы с детьми будут возвращаться в университет, даже если в декрете у них не было возможности продолжать академическую работу, и встраиваться в науку и преподавание благодаря понятным шагам и поддержке ментора. В этом будет обоюдная польза и для женщин-ученых, и для университета.

 

23 ноября, 2022 г.