В этом году исполняется 5 лет Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии. «Окна роста» решили выяснить, что такое трансцендентальная философия, и как учёные работают в её поле, при каких обстоятельствах создавалась научно-учебная лаборатория и какие цели перед собой ставит сегодня. Обо всём этом нам рассказали Светлана Климова, заведующая лабораторией, профессор факультета гуманитарных наук (ФГН), и Диана Гаспарян, главный научный сотрудник лаборатории, профессор ФГН.
— Можно ли доступно рассказать о том, что такое трансцендентальная философия и как учёные работают в её поле?
Сам термин «трансцендентальный» чаще всего связывается с наследием Иммануила Канта, но, по правде сказать, ряд направлений в философии являлись трансцендентальными и до и после его штудий. Например, такие классические философы как Платон, Фома Аквинский, или современные – Мартин Хайдеггер, Людвиг Витгенштейн или Мераб Мамардашвили, притом, что они очень и очень разные – трансценденталисты. Слово «трансцендентальный» отсылает нас к понятию транс – чего-то выходящего за пределы данного мира, чувственного опыта, эмпирического знания, наших телесных возможностей. Трансцендентен, например, Бог, находящийся по ту сторону нашего опыта и понимания. Кант использует понятие априорный – доопытный – для описания этого состояния. Трансцендентализм в философии – если сказать очень коротко и популярно, утверждает, что знание всегда ограничено самими возможностями получения этого знания. Если мы изучаем звезды и молекулы, то мы можем узнать очень многое об этом, почти все, но если мы потом из этих знаний попробуем сложить знание об «устройстве» самого наблюдателя, например человека, то у нас ничего не получится. Как бы далеко мы не продвинулись в изучении природы, мы не найдем в ней истоков человеческого. Скорее, наоборот, с удивлением будем убеждаться на каждом шагу, каким чужестранцем должен чувствовать себя человек в окружающей его физической Вселенной. Можно сказать по-другому – сколь угодно подробное и полное изучение того, что дано самому наблюдению ничего не сообщает о характере самого наблюдения. Эти идеи можно было бы назвать скептицизмом, но это будет не совсем верно. В отличие от скептика трансценденталист утверждает, что мы не вообще ничего не знаем о своем собственном устройстве, а знаем о нем не так, как знаем о вещах или объектах Вселенной. Это такое непредметное знание, скорее то, чем мы знаем, а не то, что мы знаем. Этим трансцендентальная философия отличается, например, от науки, или от аналитической философии – наиболее популярной сегодня в философском сообществе – которая всегда преследует какие-то «что», упуская из виду то, что этому «что» предшествует некоторое «как», «каким образом». Сохранение трансцендентальной оптики в современном мире очень важно, т.к. знание, каковым располагает человечество, становится все более прикладным и материалистическим. Людям все труднее мыслить не только в пределах вещей и предметов, но и в пределах самой мысли, которая, конечно же, сама по себе непредметна. Мы являемся сегодня союзниками тех ученых, которые выходят за рамки пресловутой психофизической проблематики в разговоре о человеке, отказываются сводить мышление к функциональной работе мозга, отказываются видеть суть человека по аналогии с умной машиной.
— Как, когда и при каких обстоятельствах создавалась научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии? Как формировался коллектив лаборатории?
Идея создать Лабораторию созрела довольно спонтанно в далеком 2017 году, но быстро окрепла в осознанный проект со своими целями и задачами. Проектов вначале было очень много, пришлось отказываться от одних в пользу других. Но некоторый налет всеядности или, как правильнее сказать, по-научному, междисциплинарности, сохранился в нашей концепции. Исследования посвящены разным аспектам трансцендентальной мысли; темы меняются каждый год, именно это и позволяет сохранить интерес к работе НУЛ в разные периоды многим исследователям и стажерам. У нас установился своего рода порядок правления по очереди – например, коллеги, более склоняющиеся к прикладным аспектам в философии, предложили работу над проектом «Трансцендентальная философия в искусстве»; феноменологи, предлагают тему соотношения феноменологии и трансцендентализма в качестве ведущей на следующий календарный год; в этом году мы занимались изучением трансцендентальных аспектов русской философии. В этой связи Лаборатория в нынешний сложный период для возможностей диалога России и западноевропейских стран сумела организовать три лекции с западными учеными: с итальянскими профессорами Джованни Коко (научный сотрудник Апостольского Архива Ватикана) и Вольфгангом Кисселем – профессором Бременского университета, а также с профессором из Берлинского университета – Вольфгангом Дитрихом. Профессор Коко рассказал о том, какими путями Святой Престол открывал для себя русскую культуру и мысль, которая оказала значительно влияние на интеллектуальное пространство католической Европы в ХХ веке, прежде всего, благодаря деятельности русской эмиграции, сохранившей духовную связь со своей родиной и внесшей значительный вклад историю культуры России и Западной Европы. Профессор Киссель затронул важную тему исторической памяти и процессов ее формирования в постреволюционный период и в СССР. Вольфганг Дитрих рассказал об истории спорта в ГДР и процессах дегуманизации, связанных с этим.
При всем разнообразии тем, мы сохраняем верность классической традиции в философии, ее главным сюжетам, связанным с проблемами познания и самопознания, выходящими за пределы эмпирии и аналитической традиции. В соответствии с ключевой темой ежегодно мы стараемся привлечь стажёров, из числа студентов и магистрантов, которым интересен данный аспект работы. Главным в работе лаборатории всегда была ставка на индивидуальный интерес каждого сотрудника. Все же, придется признать, что философы любят трудиться и творить по одиночке. Но мы старались создать именно коллектив единомышленников и исследователей, заинтересованных в общении друг с другом. Мы хотели, чтобы каждому моно-исследователю досталась своя критическая аудитория, которая выслушает и даст честный отклик, поделится конструктивной критикой. И, конечно, коллегиальность нашего проекта удерживается еще и соображениями коллективной дисциплины – каждый должен поделиться результатами своего труда строго к определенному отчетному периоду. Это все же мотивирует всех и каждого в отдельности к командной работе – взаимной кооперации, взаимопомощи и, что все-таки важно для ученого, планируемой результативности.
— Развивается ли лаборатория по направлению к некоторой цели? Какие планы вы ставите перед собой на ближайшее будущее?
У некоторых классических философов было такое мнение, что все в этом мире развивается к какой-нибудь цели. При этом сама цель – трансцендентальна (шутка), за пределами нашего опыта. Она может привести как к победе разума, так и к торжеству безумия и абсурда. Коллективу лаборатории также не чужда эта телеологическая установка в пределах, конечно, только разума. Мы стараемся не терять из виду эту главную цель нашего предприятия. В общем и целом, она складывается из двух составляющих. Это, во-первых, научная цель привнесения в современный мир науки и техники основ философской мысли, продвижение необходимости метафизики в мире, где пока превалирует логика техногенной цивилизации. Это также ориентация на идеалы Гуманизма и Просвещения, которым в последнее время приходится туго. Мы стараемся работать в соответствии с избранными идеалами и ценностями, пока у нас есть такая возможность. В основе трансцендентальной философии всегда прямо или косвенно «замешан» человек. Это очень человеко-центрированная философия. И если в начале нашей работы, мы видели свою цель как в большей степени весомый интеллектуальный противовес нарастающей технизации и дегуманизации человека в процессе стремительной сциентизации культур и обществ, то теперь границы проблемности несколько расширились, теперь мы в какой-то степени противостоим чему-то большему, чем только техногенности и цифровизации. Мы стремимся вернуть в наш лексикон и сознание, такие всем известные и такие сейчас, заповедные понятия, как честь, совесть, достоинство, личная ответственность, любовь и красота. Все это – главные опоры трансцендентализма. Во-вторых, к этой научной цели добавляется и более формальная – у многих молодых исследователей-стажеров к началу их научной карьеры набирается множество задумок и интуиций. Но лишь малая часть справляется с тем, чтобы придать им характер полноценного научно-исследовательского продукта, которое можно представлять научному сообществу. Многим не хватает мотивации, погруженности в процесс, со-бытия с себе подобными. Наша Лаборатория пытается решить также и эту задачу. Мы удерживаем многих молодых энтузиастов коллегиально для того, чтобы родилось философское утверждение из духа совместного со-вопрошания. До недавнего времени это получалось неплохо, ну, а что будет дальше – посмотрим.