С 2007 года кадровый резерв – важный инструмент академического развития и профессионального роста преподавателей и научных сотрудников нашего университета. Резервисты принимают участие в конкурсах инициативных проектов, мастер-классах, тренингах, выездных мероприятиях, становятся организаторами и ведущими собственных междисциплинарных семинаров в филиалах. Однако едва ли возможно сполна оценить эффект от пребывания в кадровом резерве в краткосрочной перспективе. В настоящем выпуске «Окон роста» выпускники кадрового резерва Вышки рассказывают о своем опыте и оценивают эффект программы по прошествии времени.
Алексей Плешков, заместитель директора ИГИТИ имени А.В. Полетаева
Я попал в программу кадрового резерва очень рано, еще будучи студентом магистратуры. К тому моменту я уже несколько лет работал в ИГИТИ и, конечно, рассматривал работу в университете в качестве первой для себя возможности. Кадровый резерв во многом превратил эту возможность в действительность: я смог сосредоточиться на занятиях наукой без необходимости постоянно где-то подрабатывать; познакомился со множеством молодых и активных сотрудников Вышки, с которыми впоследствии академическая судьба нас не раз сводила (и, надеюсь, сведет); на своем опыте смог понять, насколько важно планирование времени для работы в университете; наконец, лично прошел через систему университетской бюрократии, с персональными отчетами и заявками. Я не буду говорить, что этот опыт изменил мою жизнь, но он точно был важен и помог закрепить те интенции, которые привели меня в академию.
Если говорить о временно́м распределении эффектов кадрового резерва, то, наверное, мой случай не совсем типичный. Когда я попал в программу, она не так давно стартовала, и среди всех участников я на тот момент, вероятно, был одним из самых юных. Безусловно, финансовая поддержка на этом этапе обеспечила самый серьезный эффект (как я уже заметил, можно было сосредоточиться на исследованиях). Это можно назвать «эффектом ресурсов». В среднесрочной перспективе эффекты стали интереснее, назову их «эффектом коммуникации». Вместе с другими участниками кадрового резерва мы стали думать и делать разные проекты, один из которых я точно могу назвать успешным – это «Школа рецензирования». Костяк этих проектов составили в основном молодые сотрудники ИГИТИ или молодые сотрудники – друзья нашего института, участвующие в кадровом резерве, но эффект был длящимся и открытым: мы стали чаще участвовать в выездных семинарах, стали внимательнее общаться с руководителями и экспертами программы, охотнее знакомиться, спорить, соревноваться с другими членами кадрового резерва. Кроме того, в этот же период я стал курировать программу кадрового резерва сначала в ИГИТИ, а потом и на всем факультете гуманитарных наук, что позволило мне не только познакомиться с новыми и талантливыми сотрудниками, но и увидеть общую картину кадровой политики университета. Эта интенсификация общения (что важно – личного, face-to-face) в итоге сделала возможным дальнейшее участие в начинаниях уже на уровне не подразделений, а всей Вышки. Но здесь я перехожу к долгосрочным эффектам, которые можно назвать «эффектом соучастия» или «эффектом сообщества». Думаю, что сейчас, спустя 7 лет после моего выпуска из программы, я чувствую себя в намного большей степени кадровым резервистом, чем когда я был в программе. Конечно, уже тогда я понимал, что это почетно и перспективно (да что там – просто круто!). Но именно с течением времени самоидентификация КР усиливается – я стараюсь не пропускать больших событий, связанных с программой, охотно откликаюсь на приглашения принять участие в мероприятиях кадрового резерва, наконец, я воспринимаю иконку «Группа высокого кадрового потенциала» на персональных страничках молодых сотрудников как действительно значимую информацию. В условиях стремительного и перманентного расширения нашего университета такое ощущение причастности, мне кажется, очень важно.
Сейчас я могу сказать, что все активности кадрового резерва важны: и выездные семинары, и конкурсы, и курсы повышения квалификации, и совместные пирушки. Должен, однако, признаться, так мне казалось не всегда. Пока я сам был резервистом, упустил много возможностей и не слишком активно участвовал в мероприятиях КР, о чем сейчас немного жалею. Поэтому главный совет для тех, кто попал в программу (и я всегда говорю это кадровым резервистам ИГИТИ), – будьте активны сами! «Резерв» – это не обязательно пассивный запас, отложенный до лучших времен. «Резерв» – это и источник, откуда черпается то, что необходимо здесь и сейчас. Теперь вы – резервисты, это значит, что программа не просто для вас, она вместе с вами!
Полина Шевчук, ведущий юрисконсульт Научно-учебной лаборатории политических исследований
Приятно и волнительно писать для «Окон роста» об академическом кадровом резерве Вышки. В конце 2018 года я неожиданно «возвратилась» в 2010 год. Той осенью, будучи аспиранткой и новым преподавателем, я только узнала о кадровом резерве университета и сразу захотела войти в него. Увидела на портале hse.ru объявление о возможности съездить на выездной семинар по результатам отбора мотивационных писем. Так я получила не только желанный «билет» на закрытое мероприятие, но и бонус: на семинаре организаторы предложили написать письмо в будущее с целями и задачами на два года. Месяц назад я вскрыла конверт и приятно удивилась: 90% запланированного реализовано. Мои ли в этом только заслуги? Нет, многое достигнуто благодаря возможностям, предоставляемым резервистам университетом.
Чем же для меня был кадровый резерв во время пребывания в нем?
Во-первых, площадкой долгосрочного повышения квалификации. Меня постоянно удивляло и радовало то, с какой ответственностью и профессионализмом относятся к работе с резервистами коллеги из Управления академического развития, не переставая совершенствовать форматы (переход на мастер-классы, методические мастерские, проведение межкампусных академических семинаров) и предлагая все новые и новые темы для обсуждения и формирования навыков.
Я хорошо помню задания выездных семинаров по выстраиванию академической траектории, определению академической грамотности, а также участие в методических мастерских выпускников кадрового резерва Екатерины Талалакиной с темой «Как написать мотивационное письмо или основы грамотной саморекламы» и Зинаиды Погосовой – «Сonstructive alignment/ конструктивное согласование как центральный принцип дизайна учебного курса». Полученный опыт существенно помог в разработке авторской программы по дисциплине, которую я вела на факультете права. Выступление Марии Лытаевой по академическим навыкам дало толчок для реализации идеи проводить со студентами деловые игры (имитационные выездные проверки органов власти).
Во-вторых, местом профессионального знакомства. Я глубоко верю в то, что отношения являются основой нашего успеха независимо от поставленных целей. Совместно с участниками кадрового резерва разных структурных подразделений и кампусов мы провели междисциплинарные семинары по повышению квалификации научно-педагогических работников филиалов, приняли участие в конкурсе на выполнение инициативных образовательных проектов с темой «Методика организации онлайн-курсов и интеграция в мировое академическое пространство». Кадровый резерв как площадка для профессионального нетворкинга активно способствовал нашему сотворчеству.
В-третьих, каналом прямой связи с руководством университета. В каком направлении стратегически движется Вышка, что она ждет от тебя как преподавателя и исследователя, чем обусловлены ее ожидания, в каких ценностных границах она живет – ответы на эти и многие другие вопросы всегда можно было получить на встречах с проректорами университета. Помню, как на одном выездном семинаре Сергей Рощин обратил внимание на тему организации самостоятельной работы студентов. В условиях сокращения аудиторных часов цель транслировать знания в прежнем объеме приобретала особое значение. Уезжала я с выездного семинара с ясным видением обновленного плана семинарских занятий.
В-четвертых, мобилизующей, но доброжелательной атмосферой. В кадровом резерве живут открытость, легкость, готовность помочь, дружелюбие. В такой среде снижается напряжение от активного ритма, в котором живут сотрудники стремительно развивающегося университета. Это способствует поддержанию неформального общения с коллегами и развитию корпоративной культуры внутри Вышки в целом.
Завершить свои воспоминания хочу выдержкой из первого письма Управления академического развития после зачисления в КР: «Время пребывания в кадровом резерве – это период, когда надо специально вложиться в собственное развитие и сделать значительный шаг в академической карьере, научиться ставить перед собой амбициозные, но выполнимые задачи и использовать весь спектр открывающихся перед вами возможностей».
Елена Подколзина, доцент факультета экономических наук, заместитель директора Института институциональных исследований
Это был мой первый выезд на семинар. Мне предстояло рассказать о себе, что я делаю в Вышке и зачем. Соглашаясь, я даже не представляла, насколько полезным и интересным окажется данный опыт. В Вышке жизнь полна событий, у нас практически отсутствует рутина, правила постоянно изменяются, мир вокруг меняется, всегда есть вершина, которую необходимо срочно покорить. Отчеты, курсы, статьи, книги, мероприятия... И вдруг вопрос: где же связующая красная нить? Люди, решившиеся на написание собственной биографии, – очень смелые люди, потому что по прошествии лет не все поступки кажутся логичными и осмысленными, однако это помогает понять, как и куда развиваться дальше. Помимо пользы рефлексии оказалось, что истории других людей воодушевляют браться за дела с новыми силами и не сдаваться при виде препятствий. Мне посчастливилось на этом семинаре послушать выступление Ольги Драгой. Я до сих пор помню ее очень практичное восприятие внешних правил/ограничений. Все ее выступление сообщало о том, что, если человек действительно чего-то хочет, он сможет это реализовать. Приятно констатировать, что слова Ольги не разошлись с действиями и результатами даже по прошествии лет. Для меня кадровый резерв – это люди, желающие каждый день куда-то стремиться, что-то искать и чего-то добиваться. Калейдоскоп историй и судеб, который вдохновляет ставить амбициозные цели и помогает верить в себя в сложные моменты. Это здорово, что у сотрудников Вышки есть такая точка притяжения, как кадровый резерв. У меня богатый опыт участия и организации различного рода мероприятий, и я могу с уверенностью сказать, что семинары кадрового резерва помогают вырваться из контекста и посмотреть со стороны на себя и на свои результаты, задать себе неудобные вопросы и найти силы двинуться дальше.
Михаил Комаров, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере IT, школа бизнес-информатики факультета бизнеса и менеджмента
В 2012 году меня рекомендовали для включения в кадровый резерв НИУ ВШЭ как «нового преподавателя»: я как раз полностью перешел работать в Вышку. Вообще, я считаю, что если однажды попал в программу кадрового резерва, то уже неразрывно с данной программой связан. Я прошел программу от категории «Новые преподаватели» до «выпускника кадрового резерва» (после успешного завершения членства в категории «Будущие профессора»).
Мне всегда очень тяжело литературно излагать ту пользу, впечатления, эмоции, воспоминания, которые удается получить. Но если кто-то спросит, что для меня кадровый резерв, я не раздумывая отвечу: замечательные люди и друзья.
Началось мое участие в программе кадрового резерва традиционно со встречи с руководством университета – с Марией Юдкевич, Вадимом Радаевым и Сергеем Рощиным. «Новым» резервистам рассказали о цели и задачах программы, возможностях, что, несомненно, воодушевило на самое активное участие в программе.
Через какое-то время я получил приглашение принять участие в выездном семинаре. Я не очень хорошо представлял, что это такое, но программа выездного семинара мне показалась довольно интересной. Безусловно, я наивно предполагал, что выездной семинар должен быть чем-то похож на конференцию, где с утра до обеда идет работа, а далее свободное время. В первый день, когда программа завершилась в 22:00 (а некоторые еще остались дальше обсуждать изменения в университете, специфику работы в том или ином подразделении), я понял, что выездной семинар – это серьезное образовательное и методическое мероприятие, которое продолжается от момента заезда до самого выезда с площадки его проведения.
Отмечу как очень важное: в рамках самого семинара (да и в целом в рамках всей программы кадрового резерва) основной акцент делается на организации совместной работы, командообразовании в рамках тех или иных стратегических задач, которые ставит руководство университета, что, на мой взгляд, является одним из основных преимуществ программы. Отдельно нужно отметить серьезную методическую проработку программ семинаров, которую ведет Татьяна Ишмуратова.
Уже после первого выездного семинара (а в год их проводится несколько) я познакомился с замечательными коллегами, которые впоследствии, без преувеличения, стали моими друзьями. В жизни у человека часто бывает несколько этапов, когда можно обрести друзей, и, как говорят, друзья на всю жизнь чаще всего появляются во время обучения (как минимум из-за того, что с ними проводишь большую часть времени в своей жизни). Мне повезло встретить друзей и в НИУ ВШЭ. Встретить интересных и замечательных людей, с которыми дружишь уже почти 7 лет, несмотря на то что вместе с ними напрямую не работаешь (все в разных подразделениях, с разными задачами и т.д.), но всегда есть темы для разговоров и обсуждений, всегда есть общие интересы и совместные активности, – это для меня самая большая польза программы, которую трудно переоценить.
После выездного семинара с вновь встретившимися коллегами мы решили подать заявку на междисциплинарный семинар (в итоге руководство программы поддержало нашу первую заявку и другие в следующие годы, и мы провели семинары в кампусах НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге). Междисциплинарные семинары позволили познакомиться с замечательными коллегами из различных кампусов НИУ ВШЭ (с которыми мы продолжаем общаться и сотрудничать), поделиться своими подходами к решению той или иной задачи и узнать, как коллеги решают аналогичные задачи у себя. Многие практики и знания, которые я получил благодаря семинарам, я использую до сих пор в своей профессиональной деятельности. Междисциплинарность семинара позволяет серьезно расширить свой кругозор, общаясь с коллегами, работающими в разных направлениях, из разных подразделений, разных городов.
После успешного завершения участия в категории «Новые преподаватели» я два года участвовал в категории «Будущие профессора», в рамках которой мне удалось побывать на двух месячных стажировках за рубежом, позволивших мне подготовить львиную долю диссертации PhD. Я не слышал, чтобы еще где-то в России были бы подобные возможности в университете.
Что для меня кадровый резерв? Это наша замечательная группа друзей, которую мы по-доброму называем «Нерезервные встречи» – когда мы вместе ездим в путешествия по новым городам и странам, или просто собираемся вместе приготовить вкусную еду, пообщаться и посмотреть какой-то интересный фильм, или вместе едем кататься на коньках, или идем в музей. А еще вместе организуем интересные профессиональные мероприятия внутри университета.
Кадровый резерв в университете позволяет напрямую общаться с руководством вуза и из первых уст узнавать об изменениях, которые планируются, предлагать свои проекты (в том числе в рамках программы инициативных проектов внутри резерва). Кадровый резерв позволяет учиться у коллег и делиться своим опытом.
Я всегда повторяю и студентам, и коллегам, что Высшая школа экономики – это единственный университет в России, который предлагает множество возможностей для своего развития. Программа академического кадрового резерва – это еще один пример тех возможностей, которые предлагает университет.
Если вы не уверены, стоит ли участвовать в программе, обязательно попробуйте, а еще посмотрите на замечательные фотографии, отчеты по стажировкам, междисциплинарным семинарам, которые, я уверен, никого не оставят равнодушным и лишь усилят основной девиз университета: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
Алексей Плешков, заместитель директора ИГИТИ имени А.В. Полетаева
Я попал в программу кадрового резерва очень рано, еще будучи студентом магистратуры. К тому моменту я уже несколько лет работал в ИГИТИ и, конечно, рассматривал работу в университете в качестве первой для себя возможности. Кадровый резерв во многом превратил эту возможность в действительность: я смог сосредоточиться на занятиях наукой без необходимости постоянно где-то подрабатывать; познакомился со множеством молодых и активных сотрудников Вышки, с которыми впоследствии академическая судьба нас не раз сводила (и, надеюсь, сведет); на своем опыте смог понять, насколько важно планирование времени для работы в университете; наконец, лично прошел через систему университетской бюрократии, с персональными отчетами и заявками. Я не буду говорить, что этот опыт изменил мою жизнь, но он точно был важен и помог закрепить те интенции, которые привели меня в академию.
Если говорить о временно́м распределении эффектов кадрового резерва, то, наверное, мой случай не совсем типичный. Когда я попал в программу, она не так давно стартовала, и среди всех участников я на тот момент, вероятно, был одним из самых юных. Безусловно, финансовая поддержка на этом этапе обеспечила самый серьезный эффект (как я уже заметил, можно было сосредоточиться на исследованиях). Это можно назвать «эффектом ресурсов». В среднесрочной перспективе эффекты стали интереснее, назову их «эффектом коммуникации». Вместе с другими участниками кадрового резерва мы стали думать и делать разные проекты, один из которых я точно могу назвать успешным – это «Школа рецензирования». Костяк этих проектов составили в основном молодые сотрудники ИГИТИ или молодые сотрудники – друзья нашего института, участвующие в кадровом резерве, но эффект был длящимся и открытым: мы стали чаще участвовать в выездных семинарах, стали внимательнее общаться с руководителями и экспертами программы, охотнее знакомиться, спорить, соревноваться с другими членами кадрового резерва. Кроме того, в этот же период я стал курировать программу кадрового резерва сначала в ИГИТИ, а потом и на всем факультете гуманитарных наук, что позволило мне не только познакомиться с новыми и талантливыми сотрудниками, но и увидеть общую картину кадровой политики университета. Эта интенсификация общения (что важно – личного, face-to-face) в итоге сделала возможным дальнейшее участие в начинаниях уже на уровне не подразделений, а всей Вышки. Но здесь я перехожу к долгосрочным эффектам, которые можно назвать «эффектом соучастия» или «эффектом сообщества». Думаю, что сейчас, спустя 7 лет после моего выпуска из программы, я чувствую себя в намного большей степени кадровым резервистом, чем когда я был в программе. Конечно, уже тогда я понимал, что это почетно и перспективно (да что там – просто круто!). Но именно с течением времени самоидентификация КР усиливается – я стараюсь не пропускать больших событий, связанных с программой, охотно откликаюсь на приглашения принять участие в мероприятиях кадрового резерва, наконец, я воспринимаю иконку «Группа высокого кадрового потенциала» на персональных страничках молодых сотрудников как действительно значимую информацию. В условиях стремительного и перманентного расширения нашего университета такое ощущение причастности, мне кажется, очень важно.
Сейчас я могу сказать, что все активности кадрового резерва важны: и выездные семинары, и конкурсы, и курсы повышения квалификации, и совместные пирушки. Должен, однако, признаться, так мне казалось не всегда. Пока я сам был резервистом, упустил много возможностей и не слишком активно участвовал в мероприятиях КР, о чем сейчас немного жалею. Поэтому главный совет для тех, кто попал в программу (и я всегда говорю это кадровым резервистам ИГИТИ), – будьте активны сами! «Резерв» – это не обязательно пассивный запас, отложенный до лучших времен. «Резерв» – это и источник, откуда черпается то, что необходимо здесь и сейчас. Теперь вы – резервисты, это значит, что программа не просто для вас, она вместе с вами!
Полина Шевчук, ведущий юрисконсульт Научно-учебной лаборатории политических исследований
Приятно и волнительно писать для «Окон роста» об академическом кадровом резерве Вышки. В конце 2018 года я неожиданно «возвратилась» в 2010 год. Той осенью, будучи аспиранткой и новым преподавателем, я только узнала о кадровом резерве университета и сразу захотела войти в него. Увидела на портале hse.ru объявление о возможности съездить на выездной семинар по результатам отбора мотивационных писем. Так я получила не только желанный «билет» на закрытое мероприятие, но и бонус: на семинаре организаторы предложили написать письмо в будущее с целями и задачами на два года. Месяц назад я вскрыла конверт и приятно удивилась: 90% запланированного реализовано. Мои ли в этом только заслуги? Нет, многое достигнуто благодаря возможностям, предоставляемым резервистам университетом.
Чем же для меня был кадровый резерв во время пребывания в нем?
Во-первых, площадкой долгосрочного повышения квалификации. Меня постоянно удивляло и радовало то, с какой ответственностью и профессионализмом относятся к работе с резервистами коллеги из Управления академического развития, не переставая совершенствовать форматы (переход на мастер-классы, методические мастерские, проведение межкампусных академических семинаров) и предлагая все новые и новые темы для обсуждения и формирования навыков.
Я хорошо помню задания выездных семинаров по выстраиванию академической траектории, определению академической грамотности, а также участие в методических мастерских выпускников кадрового резерва Екатерины Талалакиной с темой «Как написать мотивационное письмо или основы грамотной саморекламы» и Зинаиды Погосовой – «Сonstructive alignment/ конструктивное согласование как центральный принцип дизайна учебного курса». Полученный опыт существенно помог в разработке авторской программы по дисциплине, которую я вела на факультете права. Выступление Марии Лытаевой по академическим навыкам дало толчок для реализации идеи проводить со студентами деловые игры (имитационные выездные проверки органов власти).
Во-вторых, местом профессионального знакомства. Я глубоко верю в то, что отношения являются основой нашего успеха независимо от поставленных целей. Совместно с участниками кадрового резерва разных структурных подразделений и кампусов мы провели междисциплинарные семинары по повышению квалификации научно-педагогических работников филиалов, приняли участие в конкурсе на выполнение инициативных образовательных проектов с темой «Методика организации онлайн-курсов и интеграция в мировое академическое пространство». Кадровый резерв как площадка для профессионального нетворкинга активно способствовал нашему сотворчеству.
В-третьих, каналом прямой связи с руководством университета. В каком направлении стратегически движется Вышка, что она ждет от тебя как преподавателя и исследователя, чем обусловлены ее ожидания, в каких ценностных границах она живет – ответы на эти и многие другие вопросы всегда можно было получить на встречах с проректорами университета. Помню, как на одном выездном семинаре Сергей Рощин обратил внимание на тему организации самостоятельной работы студентов. В условиях сокращения аудиторных часов цель транслировать знания в прежнем объеме приобретала особое значение. Уезжала я с выездного семинара с ясным видением обновленного плана семинарских занятий.
В-четвертых, мобилизующей, но доброжелательной атмосферой. В кадровом резерве живут открытость, легкость, готовность помочь, дружелюбие. В такой среде снижается напряжение от активного ритма, в котором живут сотрудники стремительно развивающегося университета. Это способствует поддержанию неформального общения с коллегами и развитию корпоративной культуры внутри Вышки в целом.
Завершить свои воспоминания хочу выдержкой из первого письма Управления академического развития после зачисления в КР: «Время пребывания в кадровом резерве – это период, когда надо специально вложиться в собственное развитие и сделать значительный шаг в академической карьере, научиться ставить перед собой амбициозные, но выполнимые задачи и использовать весь спектр открывающихся перед вами возможностей».
Елена Подколзина, доцент факультета экономических наук, заместитель директора Института институциональных исследований
Это был мой первый выезд на семинар. Мне предстояло рассказать о себе, что я делаю в Вышке и зачем. Соглашаясь, я даже не представляла, насколько полезным и интересным окажется данный опыт. В Вышке жизнь полна событий, у нас практически отсутствует рутина, правила постоянно изменяются, мир вокруг меняется, всегда есть вершина, которую необходимо срочно покорить. Отчеты, курсы, статьи, книги, мероприятия... И вдруг вопрос: где же связующая красная нить? Люди, решившиеся на написание собственной биографии, – очень смелые люди, потому что по прошествии лет не все поступки кажутся логичными и осмысленными, однако это помогает понять, как и куда развиваться дальше. Помимо пользы рефлексии оказалось, что истории других людей воодушевляют браться за дела с новыми силами и не сдаваться при виде препятствий. Мне посчастливилось на этом семинаре послушать выступление Ольги Драгой. Я до сих пор помню ее очень практичное восприятие внешних правил/ограничений. Все ее выступление сообщало о том, что, если человек действительно чего-то хочет, он сможет это реализовать. Приятно констатировать, что слова Ольги не разошлись с действиями и результатами даже по прошествии лет. Для меня кадровый резерв – это люди, желающие каждый день куда-то стремиться, что-то искать и чего-то добиваться. Калейдоскоп историй и судеб, который вдохновляет ставить амбициозные цели и помогает верить в себя в сложные моменты. Это здорово, что у сотрудников Вышки есть такая точка притяжения, как кадровый резерв. У меня богатый опыт участия и организации различного рода мероприятий, и я могу с уверенностью сказать, что семинары кадрового резерва помогают вырваться из контекста и посмотреть со стороны на себя и на свои результаты, задать себе неудобные вопросы и найти силы двинуться дальше.
Михаил Комаров, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере IT, школа бизнес-информатики факультета бизнеса и менеджмента
В 2012 году меня рекомендовали для включения в кадровый резерв НИУ ВШЭ как «нового преподавателя»: я как раз полностью перешел работать в Вышку. Вообще, я считаю, что если однажды попал в программу кадрового резерва, то уже неразрывно с данной программой связан. Я прошел программу от категории «Новые преподаватели» до «выпускника кадрового резерва» (после успешного завершения членства в категории «Будущие профессора»).
Мне всегда очень тяжело литературно излагать ту пользу, впечатления, эмоции, воспоминания, которые удается получить. Но если кто-то спросит, что для меня кадровый резерв, я не раздумывая отвечу: замечательные люди и друзья.
Началось мое участие в программе кадрового резерва традиционно со встречи с руководством университета – с Марией Юдкевич, Вадимом Радаевым и Сергеем Рощиным. «Новым» резервистам рассказали о цели и задачах программы, возможностях, что, несомненно, воодушевило на самое активное участие в программе.
Через какое-то время я получил приглашение принять участие в выездном семинаре. Я не очень хорошо представлял, что это такое, но программа выездного семинара мне показалась довольно интересной. Безусловно, я наивно предполагал, что выездной семинар должен быть чем-то похож на конференцию, где с утра до обеда идет работа, а далее свободное время. В первый день, когда программа завершилась в 22:00 (а некоторые еще остались дальше обсуждать изменения в университете, специфику работы в том или ином подразделении), я понял, что выездной семинар – это серьезное образовательное и методическое мероприятие, которое продолжается от момента заезда до самого выезда с площадки его проведения.
Отмечу как очень важное: в рамках самого семинара (да и в целом в рамках всей программы кадрового резерва) основной акцент делается на организации совместной работы, командообразовании в рамках тех или иных стратегических задач, которые ставит руководство университета, что, на мой взгляд, является одним из основных преимуществ программы. Отдельно нужно отметить серьезную методическую проработку программ семинаров, которую ведет Татьяна Ишмуратова.
Уже после первого выездного семинара (а в год их проводится несколько) я познакомился с замечательными коллегами, которые впоследствии, без преувеличения, стали моими друзьями. В жизни у человека часто бывает несколько этапов, когда можно обрести друзей, и, как говорят, друзья на всю жизнь чаще всего появляются во время обучения (как минимум из-за того, что с ними проводишь большую часть времени в своей жизни). Мне повезло встретить друзей и в НИУ ВШЭ. Встретить интересных и замечательных людей, с которыми дружишь уже почти 7 лет, несмотря на то что вместе с ними напрямую не работаешь (все в разных подразделениях, с разными задачами и т.д.), но всегда есть темы для разговоров и обсуждений, всегда есть общие интересы и совместные активности, – это для меня самая большая польза программы, которую трудно переоценить.
После выездного семинара с вновь встретившимися коллегами мы решили подать заявку на междисциплинарный семинар (в итоге руководство программы поддержало нашу первую заявку и другие в следующие годы, и мы провели семинары в кампусах НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге). Междисциплинарные семинары позволили познакомиться с замечательными коллегами из различных кампусов НИУ ВШЭ (с которыми мы продолжаем общаться и сотрудничать), поделиться своими подходами к решению той или иной задачи и узнать, как коллеги решают аналогичные задачи у себя. Многие практики и знания, которые я получил благодаря семинарам, я использую до сих пор в своей профессиональной деятельности. Междисциплинарность семинара позволяет серьезно расширить свой кругозор, общаясь с коллегами, работающими в разных направлениях, из разных подразделений, разных городов.
После успешного завершения участия в категории «Новые преподаватели» я два года участвовал в категории «Будущие профессора», в рамках которой мне удалось побывать на двух месячных стажировках за рубежом, позволивших мне подготовить львиную долю диссертации PhD. Я не слышал, чтобы еще где-то в России были бы подобные возможности в университете.
Что для меня кадровый резерв? Это наша замечательная группа друзей, которую мы по-доброму называем «Нерезервные встречи» – когда мы вместе ездим в путешествия по новым городам и странам, или просто собираемся вместе приготовить вкусную еду, пообщаться и посмотреть какой-то интересный фильм, или вместе едем кататься на коньках, или идем в музей. А еще вместе организуем интересные профессиональные мероприятия внутри университета.
Кадровый резерв в университете позволяет напрямую общаться с руководством вуза и из первых уст узнавать об изменениях, которые планируются, предлагать свои проекты (в том числе в рамках программы инициативных проектов внутри резерва). Кадровый резерв позволяет учиться у коллег и делиться своим опытом.
Я всегда повторяю и студентам, и коллегам, что Высшая школа экономики – это единственный университет в России, который предлагает множество возможностей для своего развития. Программа академического кадрового резерва – это еще один пример тех возможностей, которые предлагает университет.
Если вы не уверены, стоит ли участвовать в программе, обязательно попробуйте, а еще посмотрите на замечательные фотографии, отчеты по стажировкам, междисциплинарным семинарам, которые, я уверен, никого не оставят равнодушным и лишь усилят основной девиз университета: «Не для школы, а для жизни мы учимся».