• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему мы тратим свое время на олимпиады?

Отвечают лицеисты Вышки

VK / Своими словами

Олимпиады стали неотъемлемой частью жизни многих современных школьников. Дети специально занимаются с репетиторами для подготовки к ним, сами стараются изучить большое количество литературы по нужной им теме, ходят на специализированные курсы. Все это ради того, чтобы дойти до финального этапа.

Многие олимпиады проводят выездные туры, когда все участники, дошедшие до определенного этапа, съезжаются в одно место, будь то школа, пансионат или иное учреждение, и там пишут работу заключительного этапа. Нам, «Детям Вышки», стало интересно разобраться, что происходит на этих выездных этапах, какие олимпиады наиболее интересны школьникам, только ли ради победы они участвуют и что получают, когда выигрывают.

Сегодня существует множество олимпиад по самым разным предметам и областям знания, которые отличаются не только названиями и принадлежностью к вузам, но даже форматами. Например, Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ), «Высшая проба», олимпиада сочинений «Своими словами», олимпиада школьников «Ломоносов», Московская олимпиада школьников (МОШ) и многие другие. Что нам могут рассказать о них учащиеся Лицея?

Михаил Павловец

Александр Писарев, ученик 11-го класса Лицея НИУ ВШЭ, призер олимпиады «Ломоносов», победитель Школьной биологической олимпиады МГУ (ШБО), участник ВсОШ по биологии.

– Ты много уделяешь времени подготовке к олимпиадам?

– Сейчас, после регионального этапа, я отдыхаю, а так занимаюсь каждый день.

– То есть ты участвуешь в олимпиадах, чтобы набрать баллы для ЕГЭ, или есть еще какой-то интерес?

– Во-первых, это интересно. Например, ШБО вообще ничего не дает для поступления (только имя на сайте в перечне победителей), но она интересная, это мотивирует меня копаться в разных материалах. Но, конечно, цель поступить за счет олимпиад тоже есть.

– Расскажи поподробнее о ШБО. Чем она отличается от остальных?

– Мне кто-то рассказывал, что когда-то ВсОШ отпочковалась от этой олимпиады. Это соревнование от МГУ, которое проводится с 1951 года. Оно не из Перечня олимпиад школьников, т.е. не дает льгот при поступлении, но имеет довольно интересный формат.

VK / Своими словами

Михаил Акулинин, ученик 11-го класса Лицея НИУ ВШЭ, участник олимпиад «Покори Воробьевы горы», «Ломоносов», «Высшая проба», ВсОШ, доходил до выездного заключительного этапа ВсОШ по биологии, который прошел в Уфе весной 2021 года.

– Как много времени ты уделяешь подготовке к олимпиадам?

– Я занимаюсь подготовкой к олимпиадам с лета 2019 года, как окончил 8-й класс. Меня пригласили на олимпиадную площадку, т.к. я был призером муниципального этапа олимпиады по биологии, в котором мне очень понравилось участвовать. И я решил продолжить свое выступление на олимпиадах.

– Ты пробовал себя в разных олимпиадах. Есть ли среди них та, которая особенно запомнилась?

– Мне очень понравилась олимпиада «Высшая проба» и Турнир Ломоносова по биологии. Задания там пытаются сделать объемными и интересными: они зачастую представлены в виде открытого вопроса, на который можно дать несколько ответов, причем их может быть сколько угодно.

– А выездной этап ВсОШ по биологии был менее интересным?

– По моему личному мнению, формат заданий ВсОШ немного устарел. Вместо обычных тестовых заданий, которые требуют «чистых» знаний, можно было бы сделать что-то, подобное заданиям Международной биологической олимпиады, в которой более важны логика и смекалка. Но, с другой стороны, на выездном этапе ВсОШ есть практический тур, где можно показать свои умения в препарировании живых объектов или проведении реакций, что, несомненно, большой плюс.

– Сколько дней проходил этот этап ВсОШ и как?

– Всего было семь дней. Очных официальных мероприятий не было из-за ковидных ограничений, поэтому мы устраивали свои: прогулка по лесу, гитарный вечер. Открытие, закрытие и оглашение результатов проходили в онлайн-формате.

Во Всероссийской олимпиаде школьников может поучаствовать любой учащийся общеобразовательной организации. Выборка предметов обширная – от русского языка до экономики, искусства, экологии и даже китайского языка.

Аксинья Чистоходова

Аксинья Чистоходова, ученица 11-го класса Лицея НИУ ВШЭ, призер олимпиады «Своими словами», участница «Высшей пробы» по биологии, психологии, русскому языку; олимпиады школьников «Ломоносов» по психологии; олимпиады школьников СПбГУ по биологии и медицине; МОШ по лингвистике; ВсОШ по биологии, обществознанию и русскому.

– Ты, наверное, очень много уделяешь времени подготовке к олимпиадам, да?

– Скорее нет, чем да. Я пишу их не для баллов по большей части, а потому, что мне нравится их писать. Баллы – приятный бонус. Но так как психологии нет в школьном курсе, ей уделяю действительно много времени и изучаю ее сама, к олимпиадам по психологии готовлюсь.

К сожалению, я была только на одном выездном этапе олимпиад. В прошлом году был ковид, поэтому все заключительные этапы проходили в онлайне. А те олимпиады, в которых я участвовала в заключительных этапах раньше, проходили в Москве, где я живу, так что достаточно было доехать до нужного учебного заведения. Так что полноценным выездом стал Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами». И с этим, мне кажется, ничто не сравнится. Верх организации на всех этапах!

– Расскажи, пожалуйста, что там было. Что настолько запомнилось?

– Первый день – открытие чемпионата. Во второй начался командный этап. Мы должны были за сутки создать медиапроект, из-за этого не спали всю ночь.

Третий день – защита проектов, прослушивание презентации других.

В четвертый день был индивидуальный тур – сочинение; арт-терапия; игра «Курс на Марс», где мы знакомились с soft skills XXI века; встреча с поэтом Германом Лукомниковым.

Пятый – лекция директора по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрея Себранта; восемь разных лекций, семинаров, мастер-классов на выбор; дискотека.

Шестой день – церемония закрытия чемпионата в РАН!

Все это сопровождалось постоянным вниманием вожатых, настольными играми, «свечками», гитарниками, общением. Меня больше всего зацепила встреча с Германом Лукомниковым. Я бы сказала, что в каком-то смысле воодушевилась и наполнилась смыслом после нее. Это перевернуло что-то внутри меня. Еще безумно понравился мастер-класс «Видеопродакшн: от идеи до нервного срыва» от преподавателя департамента медиа НИУ ВШЭ Юлии Скрябовой. Если же выбирать из всех-всех мероприятий и активностей, безусловно, закрытие очень запомнилось. Полное эмоций, любви и искренности.

VK / Своими словами

– Ты частый участник олимпиад. Сейчас еще есть волнение перед участием в них? Или уже привыкла?

– Если честно, к самим олимпиадам уже привыкла. Как я говорила, мне нравится сама атмосфера и процесс участия. Волнуюсь скорее при объявлении/просмотре результатов. Хотя сегодня писала олимпиаду, которую очень-очень хотела выиграть (и это скорее было уже моей основной целью, а не процесс участия), и очень сильно волновалась. Но такое бывает нечасто.

Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами», на выездном этапе которого была Аксинья, пользуется большим спросом у школьников, несмотря на новизну олимпиады – она стартовала осенью 2020 года. Участников привлекает необычный формат заданий и обширный выбор направлений. Кто же и как придумал этот чемпионат? Об этом мы решили поговорить напрямую с одним из его создателей, доцентом школы филологических наук НИУ ВШЭ Михаилом Павловцом.

– Расскажите, пожалуйста, какие возможности предлагает ваша олимпиада победителю или призеру. 

– Наш чемпионат открывает возможности двух типов. Первый – уникальный опыт, возможность написать своими словами о том, что тебя по-настоящему интересует (в науке, культуре, образовании, социальной жизни и пр.), и быть прочитанным экспертами в той сфере, которая для тебя важна. Самому сформулировать тему своего сочинения в рамках поставленной перед тобой задачи. Второй тип – получить определенные преференции (от дополнительных баллов в портфолио до возможности попасть в число 30 счастливчиков, которые в случае недобора баллов будут приняты в НИУ ВШЭ на бюджетную программу за счет университета). Впрочем, у чемпионата в настоящий момент 23 вуза-партнера, и каждый из них предлагает что-то свое призерам и победителям. Понятно, что для большинства участников второй тип возможностей важнее первого, и их нельзя за это осуждать. Но мой опыт включенного наблюдения показывает, что залог успеха в чемпионате – осознание важности и первого типа возможностей, умение ими максимально эффективно воспользоваться.

Это как в театре: если молодого актера слава и зарплата интересуют больше, чем возможность заниматься любимым делом, вряд ли он добьется впечатляющих успехов.

VK / Своими словами

– На финальном этапе олимпиады была организована целая развлекательно-образовательная программа для участников. События были распределены на семь дней. Для чего была создана эта программа? Ребенок может просто приехать, написать олимпиаду и уехать или обязательно должен присутствовать на всех мероприятиях? 

– Программа финала чемпионата была составлена так, что уезжать и приезжать вряд ли бы получилось: каждый день с 22 по 24 января был один из туров финала, 26-го – уже закрытие чемпионата, при этом 24–25-го после тура были не только лекции и выступления интересных гостей, но и консультации разработчиков заданий. Вместе с участниками они разобрали принципы, на которых задания строились, возможные ошибки в работах. Конечно, кто-то вынужден был пропускать эти мероприятия, но он, пропуская, многое упускал, фактически вольно или невольно обкрадывал себя. Чемпионат проводится не столько ради баллов, сколько ради общения и нового опыта. Ради них и стоит принимать в нем участие. 

– Как придумываются мероприятия для выездных этапов вашей олимпиады?

– У нашего чемпионата несколько создателей (и, надеюсь, наше дитя вышло не без глаза). Идея чемпионата сочинений по разным предметам принадлежит ректору МГПУ Игорю Реморенко, но главное решение, что такому чемпионату быть, принял ректор (а ныне научный руководитель) НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Первую версию чемпионата разрабатывала Лаборатория социокультурных образовательных практик МГПУ под руководством Екатерины Асоновой, но в нынешнем его виде чемпионат «Своими словами» был разработан силами руководимой уже мною Лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ. Наконец, не было бы никакого чемпионата, если бы команду его организаторов не собрал Данил Федоровых, зампроректора НИУ ВШЭ. Эта команда состоит как из сотрудников Управления развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ, так и из большой группы волонтеров – студентов Вышки и других вузов. В некоторых случаях можно сказать, кому принадлежит та или иная конкретная идея, но любая такая идея проходит бурное обсуждение в команде, иногда не без споров и даже конфликтов, причем конфликтов всегда конструктивных. В качестве гостей мы приглашали в основном тех, кто отвечает трем критериям:

1) известный в своей сфере человек, имеющий за плечами не один интересный проект – научный, творческий, образовательный и пр.;

2) человек, заметный в медиа, имеющий «медиахвост», по которому о нем можно многое узнать еще до встречи с ним;

3) человек, умеющий говорить «своими словами» с разными аудиториями, прежде всего с аудиторией школьников. Так среди приглашенных нами к участию в чемпионате оказались и Борис Куприянов (книжный магазин «Фаланстер», книжная ярмарка Non/fiction), и Елена Альшанская (Отказники.ру), и Григорий Тарасевич (научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера»).

Михаил Павловец

– В связи с заболеваемостью COVID-19 были ли какие-то проблемы с организацией выездного этапа в этом году? 

– Такие масштабные мероприятия, как чемпионат, не организовываются за один-два дня и не могут быть быстро перенесены в онлайн. Мы с тревогой и озабоченностью следили за цифрами заболеваемости, но, поскольку не было распоряжения от наших руководителей (и города, и образования, и учебных заведений), не могли по своей воле свернуть чемпионат и поэтому сделали акцент на безопасности: QR-коды, ПЦР-тесты для всех без исключения, постоянный мониторинг самочувствия, обязательные маски (даже коллективные фото делались в них). В результате, кажется, все наши участники на выезде в пансионате «Клязьма» (который тоже соблюдал высочайшие стандарты) были куда в большей безопасности, чем те, кого не было с нами: насколько мне известно, за все время чемпионата было зафиксировано 14 недомоганий, ни одно из которых не оказалось пресловутым ковидом. 

 

 

Во время участия в олимпиаде школьник развивает стрессоустойчивость и получает новые знания, но при этом тратит уйму времени и сил на подготовку. Возможно, вы не знали, но победители большинства олимпиад даже получают денежное вознаграждение! 

Наверное, главное преимущество олимпиад – возможность поступить в вуз мечты без вступительных экзаменов или поступить досрочно (однако в этом случае подтвердить свои знания на ЕГЭ все же придется: надо набрать 75 баллов по профильному предмету).

А может, все-таки лучшее в олимпиадах, как мы можем судить теперь, обсудив их с участниками и создателями, – возможность стать частью чего-то сложного и интересного, проверить свои знания и себя?

 

31 марта