С переходом Вышки на дистант образовательные, рабочие и административные процессы претерпели немало изменений. Многие программы и треки внутри университета почти полностью перешли в онлайн-формат, потребовав цифровой перестройки. Программа привлечения российских постдоков, запущенная в 2018 году, не стала исключением. Став участниками программы, коллеги, ранее не работавшие в Вышке, столкнулись с необходимостью осваиваться в новом исследовательском пространстве в условиях всеобщей дигитализации. Мы решили спросить российских постдоков из разных кампусов о том, как изменилась их работа в новых реалиях, какие электронные ресурсы они для себя открыли и как теперь проходит научная интеграция в университете.
Елена Другова, постдок Института образования (НИУ ВШЭ – Москва)
– Какие электронные ресурсы вы открыли для себя в пандемию?
Практически все встречи перешли в Zoom, гораздо активнее стали использовать проектные групповые чаты в мессенджерах (Telegram, WhatsApp), часть проектов перешла в Trello. В образовательном процессе активно применяю Mentimeter, Jamboard, Padlet, «Google Таблицы/Документы/Презентации», разработала и провела программу ПК полностью в Miro, не говоря уже о более полном использовании Moodle LMS. Для одного проекта временно освоила Google Classroom.
– Как изменилась ваша собственная работа в условиях цифровизации?
Из личного: размылись границы работы и личной жизни, дом превратился в офис, стало меньше перерывов, накопилась усталость от такой интенсивности, физическое состояние ухудшилось. Ощущается дефицит живого общения. Но вместе с тем выработанные за два года привычки жизни онлайн уже стали частью жизни, и перестраиваться обратно будет сложно, т.к. это включает не только меня, но и членов семьи, выработанные совместные нормы действия. При этом, если говорить о профессиональных задачах, такая интенсивность коммуникаций с людьми и проектами из разных городов и частей света была немыслима до того, как все мы стали 100% цифровыми людьми. Сейчас в создаваемой лаборатории «Дизайн обучения с использованием учебной аналитики в высшем образовании» у нас есть участники из Нидерландов, Кореи, Китая, нескольких городов России, и мы весьма успешно взаимодействуем и работаем вместе, приглашая на наши встречи экспертов из Германии, США, и все это не вставая с рабочего кресла. Это, безусловно, очень продуктивно, но все-таки в целом эти два года пандемии ощущаются как сверхусилие и напряжение, и для всех нас было полезно уменьшить объем цифры в нашей жизни. Хотя, повторюсь, менять привычки в обратную сторону будет тоже нелегко.
Людмила Лягушкина, постдок Института советской и постсоветской истории (НИУ ВШЭ – Москва)
– Какие электронные ресурсы вы открыли для себя в пандемию?
Историки традиционно проводят свои исследования, опираясь на архивные источники. Кроме того, существенная часть их работы заключается в анализе ранее опубликованной по той или иной теме литературы (далеко не всегда оцифрованной). Поэтому думаю, что, когда в связи с пандемией на время закрылись архивы и библиотеки, многие исследования пришлось приостановить.
К счастью, мои нынешние исследования в основном базируются на электронных источниках, а их в последнее время появляется все больше. По теме социальной истории сталинизма ценные базы данных были созданы и опубликованы историко-просветительским обществом «Мемориал». В частности, я анализировала большую базу данных жертв политических репрессий и базу данных сотрудников НКВД. Однако «Мемориал» (организация признана российскими властями иностранным агентом) предлагает и другие коллекции источников, например по истории советских остарбайтеров – граждан, которых вывезли на работу в нацистскую Германию.
Кроме того, я работала с материалами проекта «Открытый список», который сейчас готовит «Электронную книгу памяти Москвы и Московской области» и для этого копирует биографическую информацию из следственных дел, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Мне приходилось и раньше изучать следственные дела жертв террора в ГАРФе, однако работать с документами, которые уже были собраны в архиве, конечно, гораздо удобнее.
Наконец, постоянно приходится пользоваться ресурсами, на которых публикуются исторические документы и статистика. Пожалуй, одним из самых полезных в этом отношении является проект «Исторические материалы», работающий по принципу краудсорсинга. На странице каждого документа, как правило, четко указано, откуда именно была взята информация (в каком издании, сборнике документов), на каких страницах она была опубликована. Это очень упрощает работу историка и делает публикации документов более верифицируемыми, потому что верить всему, что размещают в интернете под видом исторических источников, к сожалению, нельзя.
– Обращаетесь ли вы к электронным подпискам Вышки и какие могли бы посоветовать?
Очень большую помощь в работе над проектом по экономической истории мне оказали материалы советских переписей, выложенные Институтом демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского. Коллеги проделали огромную работу, собрав множество данных, в частности по необходимым мне переписям 1926 и 1939 годов, непосредственно из архива. Эти данные можно найти и скачать в удобном виде на сайте «Демоскоп Weekly».
Кроме того, я, разумеется, активно пользуюсь библиотечной системой Вышки, читаю важнейшие публикации и книги по теме.
Александра Касаткина, постдок Центра исторических исследований (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург)
– Какие электронные ресурсы вы открыли для себя в пандемию?
Главное открытие пандемии – это, конечно, Zoom, а главное нововведение – переход многих научных событий в онлайн или в смешанный режим. И теперь уже сложно представить, что может быть иначе. Что в нашем антропологическом кружке в ВШЭ не будет принимать участие профессор из Кембриджа или аспирантка из Йеля, а я не смогу зайти на семинар по лингвистической антропологии в Чикаго или на дата-сессию в Университете Лафборо (Англия). Пока не очень понятно, как это изменит нашу науку. Возможно, мы все и дальше будем одновременно меньше ездить и чаще видеть друг друга. В то же время онлайн как-то сложнее заводить новые знакомства, чем в кулуарах офлайновых конференций. Что же касается других онлайн-ресурсов, то я и раньше много пользовалась сетевыми хранилищами научной литературы и периодики (к сожалению, к этому располагает ситуация в российских научных институциях, когда новейшая литература в библиотеку приходит раз в год по обещанию).
– Как трансформировались ваши методы сбора материала для исследований?
Пандемия стала серьезной угрозой для многих антропологических проектов, ведь главный метод антропологии – полевое наблюдение. Нам нужно ехать к тем, кого мы изучаем, чтобы не только понаблюдать их жизнь, но и ощутить ее на своей шкуре. К счастью, у меня к весне 2020-го уже не было острой необходимости собирать полевой материал. Я только что защитила диссертацию, и недоразобранного материала из поля и архивов хватало. Что-то изобретать пришлось для двух других небольших проектов. Один из них был и без того локализован в социальных сетях: я наблюдала за деятельностью сообществ любителей истории Сабаха, одного из штатов Малайзии, в Facebook. Я собиралась зимой 2019–2020 годов изучить эти сообщества и выбрать наиболее интересных участников, а летом поехать в Малайзию и встретиться с ними лично, используя комбинированный метод онлайн- и офлайн-этнографии в стиле Д. Миллера. Ну что ж, поездку, конечно, пришлось отменить, и этого гранта уже не вернешь. Но исследование я все равно закончила, поговорив с двумя участниками по мессенджеру и Skype. Найти желающих поговорить было гораздо сложнее, чем если бы я приехала лично, и информации, конечно, удалось получить значительно меньше. Но зато удалось кое-чем отблагодарить их: я рассказала для одного из сообществ о своих исследованиях, и эту запись ее держатель потом выложил в Facebook, обогатив, надеюсь, свой контент.
Для второго проекта я хотела поговорить с российскими этнографами, которые учились и начинали работать в советское время. Меня интересовали практики полевого интервью в советской этнографии. К счастью, старшие коллеги, спасибо им, охотно согласились помочь, в том числе люди, которые не знали меня лично. Проблемы было две: во-первых, мои потенциальные собеседники были в группе риска по возрасту (пресловутые 65+), во-вторых, я на тот момент уже уехала на постдок в Цюрих, а они жили в Петербурге или Москве. Пришлось осваивать формат интервью по Zoom или WhatsApp, благо все мои собеседники владели одной из этих технологий. Телефонное интервью – в общем-то, давно известный и почтенный формат интервью, но я до тех пор всегда предпочитала личные встречи. Личная встреча позволяет добавить к интервью элементы наблюдения, а кроме того, больше располагает к доверительной беседе. Провести интервью по Zoom с видеосвязью оказалось проще, чем по WhatsApp без видеосвязи. Когда не видишь собеседника, его лица и жестов, часто возникает ощущение, что разговор уходит из-под контроля. И все же в итоге оба моих телефонных интервью прошли хорошо и были очень полезны. Хотя мне по-прежнему жаль, что я видела моих собеседниц только на фотографиях в их профессиональных профилях в интернете. Хотелось бы однажды познакомиться лично.
Елена Лысенко, постдок Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития (НИУ ВШЭ – Москва)
– Какие электронные ресурсы вы открыли для себя в пандемию?
Помимо электронных библиотечных ресурсов, которые Вышка предоставляет своим сотрудникам в удаленном доступе, я обращаюсь к таким ресурсам, как neurosynth.org, psychopy.org, pavlovia.org и др. Neurosynth.org – это платформа для крупномасштабного авторизированного синтеза данных функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Создатели взяли тысячи опубликованных статей, сообщающих о результатах исследований, синтезировали их и представили визуализационно. Наглядное представление таких данных вносит неоценимый вклад в дальнейшую работу. Psychopy.org – это ресурс, в котором онлайн можно генерировать отдельные методики, видоизменять уже готовые методики или тесты, создавать целые эксперименты. Ресурс будет полезен тем исследователям, которые работают в области нейронаук и экспериментальной психологии.
– Как Вышка помогает справляться с издержками локдаунов?
Мне посчастливилось начать работать в Вышке с сентября 2020 года, когда я стала постдоком в Лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития факультета социальных наук. В то время, как многие помнят, пандемия была в самом разгаре, а работа над проектами уже предполагала гибридный или полностью онлайн-формат. Несмотря на издержки локдаунов, структурное подразделение, в рамках проекта которого я работаю, успешно справляется с этой непростой задачей. Для лучшей структуризации процесса сотрудники лаборатории ведут «Google Календарь», в расписание устанавливаются обозначенные встречи, которые носят постоянный или локальный характер. К периодичным встречам относится и моя персональная встреча с руководителем проекта – Мари Арсалиду. Ее цель – структурировать уже сделанное, определить новые цели и задачи, обозначить новые дедлайны, обсудить пути решения и коммуникацию членов проекта. За это нелегкое время пандемии Вышка, на мой взгляд, полностью адаптировалась к онлайн- и гибридному формату и обеспечивает сотрудников всеми необходимыми электронными ресурсами для продуктивной работы.
Екатерина Балезина, постдок департамента иностранных языков (НИУ ВШЭ – Пермь)
– Какие электронные ресурсы вы открыли для себя в пандемию? Какие дополнительные возможности академического развития дает Вышка в условиях пандемии?
Необходимость перехода в онлайн-пространство была связана у меня с преподавательской деятельностью, поэтому меня в первую очередь интересовали такие электронные ресурсы, как Zoom, BigBlueButton, я осваивала новые навыки, такие как запись подкастов.
Во ВШЭ представилась возможность повышать квалификацию при работе с такими программными продуктами, как MS Teams, Miro и Smart LMS. Здесь хочется поблагодарить и Центр повышения квалификации ВШЭ, и Teach4HSE.
Коллеги из НИУ ВШЭ – Пермь познакомили меня с разными ресурсами, упрощающими научно-исследовательскую работу и написание статей на английском языке: как организовать работу с библиографией с помощью программы Zotero, как использовать не только SPSS для анализа данных, но и, например, JASP.
Очень радует возможность участвовать в разных мероприятиях, которые проходят не только в Перми, но и в Москве, Санкт-Петербурге: слушать выступления проректоров, задавать им интересующие меня вопросы, повышать квалификацию через Academic Writing Center, где занятия велись преподавателем из Питера (Натальей Смирновой), участвовать в студенческой сессии 5-й Международной конференции пользователей РМЭЗ НИУ ВШЭ и выслушивать интересные комментарии и важные замечания социологов и экономистов (Яны Михайловны Рощиной, Анны Алексеевны Зудиной и др.), выступать на LED-конференции.
А также, несмотря на удаленность пермского кампуса, мы отмечали Новый год совместно с постдоками всех кампусов. Благодаря организаторам и руководителям Программы постдоков мы смогли пообщаться неформально, поделиться впечатлениями от первых нескольких месяцев работы.
Юлия Егорова, постдок Международной лаборатории региональной истории России (НИУ ВШЭ – Москва)
– Какие электронные ресурсы вы открыли для себя в пандемию?
Пандемия наступила неожиданно, и мне как преподавателю пришлось перестраиваться и искать новые инструменты для работы. Как мне кажется, в новых условиях удаленной работы преподавателю важно не только правильно наладить режим труда и отдыха, но и найти эффективные электронные ресурсы для организации учебного процесса. И это оказалось очень непросто. До того как стать постдоком ВШЭ, я работала в родном университете и стала искать другие ресурсы помимо Zoom. Среди них был Discord – приложение, которое популярно в основном у геймеров. С помощью этого приложения можно организовать голосовые конференции. Какое-то время я использовала это приложение для организации семинарских занятий, однако потом отказалась от него в пользу Zoom, который был удобен как для лекций, так и для проведения семинаров. Сайт Arzamas также оказался востребован для организации самостоятельной работы студентов. Там много лекций, тестов и даже игр.
– Обращаетесь ли вы к электронным подпискам Вышки и какие могли бы посоветовать?
Когда я стала постдоком Вышки, то поняла, что существует большое количество возможностей, которые могут помочь преподавателю и ученому в его профессиональном росте. Среди разнообразных подписок, которые предлагает Вышка, я пока остановилась на семинарах и курсах, организуемых Academic Writing Center. На одном из семинаров интересным открытием для меня стала игровая обучающая площадка “Kahoot!”, где представлен каталог игр по английскому языку. Я думаю, что принцип работы данной площадки был бы очень полезен и для занятий по истории. Также в рамках Программы профессионального развития российских постдоков в 2021/22 учебном году удалось пройти серию тренингов, организованных Программой российских постдоков совместно с Центром медиапрактик НИУ ВШЭ. Информация и обратная связь, полученная на этих тренингах, была очень полезна для меня. Я бы порекомендовала будущим постдокам, особенно историкам, обязательно пройти эти тренинги, чтобы эффективно презентовать свои исследования СМИ.
Дарья Терешина, постдок Лаборатории экономико-социологических исследований (НИУ ВШЭ – Москва)
– Оказала ли пандемия влияние на вашу публикационную активность и способствует ли работа в Вышке ее развитию?
Не думаю, что пандемия сама по себе как-то сказалась на моей публикационной активности. Безусловно, мне было сложно проводить полевое исследование в одну из волн пандемии, но основные материалы, над которыми я работаю сейчас, были собраны еще до пандемии, так что это не стало непреодолимым препятствием для работы над публикациями. Работа в Вышке сильно помогла мне в том отношении, что я могла сама выбирать, брать ли на себя дополнительную преподавательскую нагрузку или нет. В первый год я не преподавала вообще и полностью сосредоточилась на научной работе, но сейчас у меня есть небольшая нагрузка по преподаванию, и она очень сильно отвлекает от публикаций, так как требует большой подготовки и погружения в преподавание. С другой стороны, это тоже опыт, который может пригодиться в дальнейшем, поэтому я не жалею, что взялась за это нелегкое дело.
О других особенностях постдок-программы в условиях цифровой изоляции можно почитать в авторской колонке Льва Сокольщика, выпускника программы.
С полезными онлайн-инструментами для исследователей вы также можете ознакомиться в статье Дарьи Гвоздевой, аналитика Центра научной интеграции.