• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект дальнейшего образования (ПДО)

Новый способ помочь лицеисту?

shkolnikam.hse.ru / iStock

В Лицее НИУ ВШЭ существует 10 дисциплинарных направлений. При переходе из 9 в 10 класс каждому лицеисту необходимо выбрать одно из них. Многие ученики не знают, как определиться, и, чтобы помочь школьникам разобраться в своих интересах, желаниях и умениях, каждый девятиклассник защищает Проект дальнейшего образования (ПДО).

Эта работа включает в себя: аргументацию выбора направления, рассказ о своих активностях и заслугах (участие и победы в олимпиадах, участие в социальных проектах) и демонстрацию своего будущего учебного плана. Обычно защита длится 10 минут, эксперты комиссии могут задать вопросы по составленному ПДО.

Уже в конце января новому потоку «Футуритета» (направление, где учатся девятиклассники) предстоит защита ПДО. И нам, «Детям Вышки», стало интересно, действительно ли этот проект помогает с самоопределением?

Мы решили найти того, кто смог бы наиболее подробно рассказать об этом проекте – руководителя направления «Футуритет» Дениса Подкопаева.

— Денис Сергеевич, расскажите нам, для чего же нужен ПДО? Кому эта работа нужнее: лицеисту или преподавателям?

В первую очередь, он нужнее, конечно, лицеисту, но и для руководителей направлений эта работа важна. Это не столько проект, сколько наша факультетская практика. Она помогает в самоопределении девятиклассника, который выбирает траекторию дальнейшего обучения. И прохождения консультации по программе образования в 10 классе помогает принять взвешенное, ответственное решение, а самое главное – проверить свой выбор: правильно ли он сделан? Консультация по ПДО – формирующая процедура, после которой выбор, конечно, может измениться, но это прекрасная возможность поговорить с руководителем направления о своей цели обучения на том или ином направлении.

— Что самое важное в самой защите?

Так оказалась живуча мифологема «защиты» ПДО, что сейчас даже я и мои коллеги ее используем. «Защищать» свой выбор не нужно, нужно его представить и обосновать, чтобы он был понятен членам комиссии. Самое главное и показательное в этой консультации – логика обоснования цели дальнейшего обучения. Если девятиклассник может внятно ответить себе на вопросы: «Зачем я иду на это направление?» и «Чем оно мне интересно?» – это преимущество лицеиста перед всеми другими. Но совершенно не страшно, если он признается руководителю направления в своём незнании, чего он конкретно хочет, или же выступление будет недостаточно мотивированным. Также, очень важно, и для одной, и другой стороны, честное обозначение своих мотивов. Если лицеист честно констатирует перед руководителем свою проблему, значит, у него есть желание самоопределиться, тогда этот диалог сможет помочь ему.

— Были ли случаи, когда лицеист получил незачёт за ПДО?

Да, конечно. За 3 года мы можем насчитать несколько таких случаев. Но, скажем честно, как правило, неудачное прохождение консультации связано с нежеланием её проходить. Если человек искал, узнавал, конструировал свой образовательный маршрут, он получит зачёт. По закреплённым критериям оценивания этой процедуры, из восьми баллов для «зачёта» достаточно набрать всего три. Участвуйте в диалоге, задавайте свои вопросы и отвечайте на вопросы членов комиссии – тогда проблем с защитой не будет. Не относитесь к этому так батально! Когда мы представляем себе презентацию ПДО как сражение, с защитой и нападением, это лишь добавляет всем нам лишних переживаний.

— Кто является членами комиссии на защите ПДО?

Всегда присутствует руководитель одного из направлений, кто-то из Совета лицеистов (Совет лицеистов призван защищать законные интересы учеников), куратор «Футуритета», который помогал лицеистам готовить ПДО, и преподаватель профильных дисциплин направления. Это может быть заведующий кафедры или кто-то из ведущих преподавателей направления.

Задумка ПДО – отличная, неправда ли? Но так ли защиту Проекта видят сами ученики Лицея? Мы решили поговорить с одним из учеников 10 класса Олегом Солодковым и узнать, действительно ли подготовка ПДО помогла ему в самоопределении год назад.

Олег Солодков, ученик 10 класса Гуманитарного направления.

— Расскажи, пожалуйста, помог ли тебе процесс создания ПДО в выборе твоего направления?

Защита ПДО проходила в тот момент, когда я никак не мог определиться с направлением в 10 классе. Тем не менее, в процессе создания своего проекта я структурировал всю информацию о себе и составил список из 2-3 возможных вариантов моего профессионального развития. Все они подходили под учебный план гуманитарного направления. Так что да, процесс создания ПДО определенно помог мне с выбором направления.

— А сама защита была тревожной для тебя?

Да, перед защитой многие ребята волновались, и я входил в их число! Мы с друзьями решили за день-два до защиты собраться в ZOOM и попробовать провести нечто вроде демоверсии защит ПДО, обменивались впечатлениями и вносили правки. На самом деле, это очень помогло.

На самой защите я выступал одним из последних, так что успел немного успокоиться и морально себя подготовить. Насколько я помню, одним из членов комиссии была Елизавета Космидис, руководитель гуманитарного направления. Из дополнительных вопросов от комиссии помню вопрос о вузах, в которые я собираюсь поступать и про олимпиадные успехи (именно за их отсутствие мне и снизили балл). Я получил 7 из 8 баллов, чему был рад.

Олег упомянул, что он со своими друзьями перед защитой представляли друг другу проекты в качестве взаимопомощи и для улучшения работы. В этом году десятиклассники, с направления «Экономика и социальные науки», которые год назад прошли все этапы защиты ПДО, в качестве ИВР (в течение 10 и 11 класса каждый лицеист разрабатывает и защищает индивидуальную выпускную работу) создали Марафон «от П до О», который помогает девятиклассникам с созданием работы. Старшие лицеисты помогут младшим правильно преподнести информацию о себе в проекте, разберут возможные ошибки в защите, а потом у всех девятиклассников будет возможность предварительно показать свои работы создателям марафона и усовершенствовать их. Организаторы данного мероприятия обещали позвать на пробную защиту лицеистов, которые раньше были членами комиссии на защите Проекта дальнейшего образования. Ознакомиться с марафоном можно подробнее в их группе VK: vk.com/maraphonpdo (@podgotovkapdo)

Но что делать, если лицеист в 9 классе определился со своим дальнейшим направлением, защитил ПДО и…, поступив в 10 класс, разочаровался в своем выборе? В подобной ситуации оказалась лицеистка Анастасия Михалевская с гуманитарного направления, которая решила поделиться с нами своей историей.

— Создание ПДО помогло тебе при выборе направления в 10 классе?

- Да, несмотря на то что в дальнейшем я поменяла направление. Процесс создания ПДО помог мне подробнее разобраться в учебном плане, и в целом ознакомиться с тем, что из себя представляет МатЭк (направление «Экономика и математика»). Я поменяла направление, потому что мне не понравилась экономика, а еще я не хотела изучать физику. Единственным вариантом для меня стал Гум («Гуманитарное направление») с профильной математикой. Я думаю, так вышло из-за того, что я не занималась экономикой раньше, мне даже сняли за это баллы на защите ПДО, тогда я набрала 6,13 из 8 баллов.

В Лицее есть большой выбор специализаций, где ты можешь по-своему самореализоваться, что очень важно для находящегося в поиске юного поколения. Программа дальнейшего образования – формирующий этап, который помогает лицеисту выбрать свой путь, а преподавателям – узнать и понять школьников и, при необходимости, помочь им с выбором своей образовательной траектории. Как и у Анастасии, сменившей направление после поступления в 10 класс, у всех лицеистов есть возможность менять элективные и факультативные курсы, выбирать другие углубленные предметы и даже траекторию обучения. Потому редакция «Детей Вышки» напоминает 9 классам: не бойтесь ошибиться с выбором! ПДО не предопределяет всю вашу дальнейшую жизнь.

 

Алиса Дьяченко

 

28 января, 2022 г.