• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Грибоедов+»

Две Софьи и два Чацких на сцене Центра культур ВШЭ

Затянувшаяся пандемия коронавируса лишила нас не только прежних бытовых привычек, но и эстетических удовольствий вроде концертов, походов в кино и театральных премьер.

19 марта театральная студия Лицея НИУ ВШЭ «Бургундский отель» отыграла на сцене Центра культур премьеру спектакля «Грибоедов+». Это было первое офлайн-мероприятие со зрителями на университетской площадке после карантина. Повторно постановку зрители смогли увидеть на той же сцене 9 апреля, ведь из-за ковид-ограничений на спектакль в первый раз смогли попасть далеко не все. На мероприятие были приглашены как сотрудники университета, так и лицеисты.

«Дети Вышки» посетили спектакль, чтобы рассказать вам о том, чем удивил нас «Бургундский отель».

Начало спектакля было назначено на шесть часов вечера. В 17:00 к зданию Центра культур на Покровке стали стекаться зрители. На входе нас приветствуют волонтеры лицея, которые выдают билет на спектакль и буклет с информацией о главных героях и сюжете театральной постановки. К 17:30 на втором этаже Центра культур становится крайне многолюдно: здесь располагается большая сцена, где и будет проходить представление. Мы заходим в зал, и ровно в 18:00 свет гаснет. На сцену с вступительным словом выходит Елена Мирецкая – основательница студии «Бургундский отель» и режиссер-постановщик спектакля. Сразу после ее выступления начинается первый акт. Происходящее на сцене моментально погружает зрителя в атмосферу «Горе от ума», из-за чего кажется, что ты сам становишься участником театрального действа. Чтение стихов современных (и не очень) поэтов со сцены плавно подводит всех к основному сюжету пьесы.

После окончания первого акта нас ожидал антракт, который в точности повторял традиции классического театра: дал время «обмозговать» увиденное на сцене. Редкий зритель захотел покинуть свое место и выйти из зала.

Во время второго акта зрители с интересом внимали тому, что происходило на сцене. Пожалуй, стоит сказать, что именно атмосфера настоящего офлайн-театра сделала это мероприятие по-настоящему ярким и запоминающимся. Отдельного внимания заслуживает окончание спектакля. Актеры, так проникновенно отыгравшие свои роли, вышли на сцену после финального действа, и зал разразился бурными аплодисментами, которые еще долго не стихали.

Действия актеров на сцене напоминали настоящий перформанс: зритель в режиме реального времени наблюдал за тем, как актеры вживаются в роли персонажей Грибоедова, меняя привычную интерпретацию «Горе от ума».

Новаторской идеей студии «Бургундский отель» стало введение в повествование двух пар главных героев: на сцене оказалось две Софьи и два Чацких. Но это не единственное расхождение с оригинальным текстом. Перед зрителем предстали и совершенно новые сценические решения. Например, монолог Чацкого. «А судьи кто?..» – вопрошает герой, сидя за столом и глядя в зрительный зал. Эта сцена напомнила прошлогодний перформанс Оксимирона, когда рэпер читал тот же монолог, сидя за столом в той же позе.

Авторским нововведением стала и финальная сцена, в которой герои один за другим надевают белые рубашки, что символизировало состояние «очищения».

Для того чтобы узнать о спектакле с «другой» стороны, мы взяли интервью у основательницы театральной студии Елены Мирецкой.

– Расскажите, пожалуйста, почему все-таки Грибоедов? Как вы пришли к идее о двух Чацких и двух Софьях?

Грибоедов актуален вновь, многое звучит как никогда современно. В то же время это хрестоматийный текст, всем знакомый, но мы читали его по-своему, что-то убирая, что-то актуализируя. Два Чацких спровоцированы автором, такое гамлетовское раздвоение: «Ум с сердцем не в ладу». А вот две Софьи – неочевидное разделение, но Софья – одна из загадок комедии. Кого же любит? Молчалина? Чацкого? Никого? В нашем варианте Софья-1 – Молчалина, Софья-2 – Чацкого, потому и не может ему простить, обижена, злится, в итоге – мстит, не понимая, что же из этого выйдет. Хотя Софья-2 по поведению и манере говорить даже похожа на Чацкого: резка, остроумна. И вообще, в начале комедии она сама выбирает противостояние всем: ее выбор Молчалина – это нетрадиционный ход, говорящий о самостоятельности, а не о подчинении.

– Как проходили репетиции во время пандемии? С какими трудностями вы столкнулись?

В первый локдаун репетировали в «Зуме», параллельно делали проект «ПроДетство»: три серии вышли, остальные выйдут. Это серии мини-фильмов, сторителлинг плюс анимация. Во второй дистант начали следующий проект. Пока держим его задумку в секрете, планируем представить в следующем учебном году.

– Можете кратко описать состав вашей труппы? Она состоит только из лицеистов или в ней есть учащиеся из других учебных заведений?

В труппе есть актеры той студии, что была у меня в Пироговской школе, где я работала прежде. Сейчас среди актеров есть студенты ГИТИСа, других вузов, других школ и лицеисты 9–11-х классов (5 человек не из лицея, 14 лицеистов плюс Денис Сергеевич Подкопаев – руководитель футуритета лицея, он же наш Фамусов). Наш хореограф – выпускница актерского факультета ГИТИСа Елизавета Рожанская.

– В спектакле были намеренные отсылки к современным событиям и произведениям?

Спектакль называется «Грибоедов+»: авторский текст помещен в раму из текстов современных поэтов, он в диалоге с ними. Кроме того, в решении ряда сцен в самой комедии мы прибегаем к аллюзиям на советское время и наши дни. А «считал» ли это зритель – не нам судить!

Финал спектакля имеет отсылки к прошлому: Сенатская площадь, «Петербургский романс» Александра Галича, который звучит в последние минуты, – это возможная судьба Чацкого, «человека декабристского типа», по выражению Юрия Лотмана. И да, нам хотелось бы, чтобы зрителей вся в целом постановка провоцировала к размышлению как о прошедшем, так и о происходящем.

 

Ангелина Проскурякова

25 мая, 2021 г.