Одиннадцатиклассницы из редакции «Детей Вышки», которые вот-вот станут выпускницами Лицея НИУ ВШЭ, прощаются с любимой школой и пишут пожелания себе в прошлое…
Лилия Мухометова, выпускница Лицея НИУ ВШЭ
«Что я поняла за эти годы в лицее? Первое и самое главное: я поняла, чем хочу заниматься в ближайшее время. Ценность лицея в том, что, попробовав поучиться на одном направлении, ты можешь перейти на другое, если вдруг осознаешь, что душа лежит к чему-то иному. Так я и поступила, когда поняла, что дизайн – это, конечно, очень интересное занятие, но совсем не мое. Еще я, безусловно, поняла, как важна налаженная коммуникация как с ребятами, так и с преподавателями. Одногруппники и учителя – твои потенциальные коллеги и работодатели.
Лицей – это, по моему мнению, наиболее приближенная к реальности версия взрослой жизни.
Тут ты встречаешься каждый день с огромным потоком людей, они не всегда знакомы тебе, не всегда приятны, но, как и за пределами школ и институтов, тебе приходится учиться с этими людьми взаимодействовать и даже, возможно, делать одну общую работу.
Что я сказала бы себе два года назад, ступающей на порог лицея в первый раз? Два года здесь, безусловно, были и остаются самыми яркими в моей жизни. Это два года, за которые я познакомилась с рекордным количеством людей, два года, за которые я, кажется, наконец-то поняла, к чему лежит моя душа и в чем мое предназначение.
Наверное, поступившей в 10-й класс себе я сказала бы только одно: не откладывай ничего на потом, потому что это «потом» никогда не наступит.
Новым же 10-м, как и нам в свое время советовали наши 11-е, настоятельно рекомендую (читать: умоляю) сдавать ИВР (индивидуальную выпускную работу) в первую волну. Да, покажется занудным (спойлер: я тоже думала, что это все бред и ИВР сдастся как-то без меня), но это скорее не нравоучение, а дружеский совет. В 11-м классе времени у вас будет хватать только на учебу, а вот время на сон и еду уже будет зависеть от способностей, поэтому берегите время отдыха, так вы сэкономите кучу потраченных нервных клеток.
Кроме того, я бы сказала себе участвовать в жизни лицея еще больше. Я, конечно, за два года успела вступить в несусветное количество проектов, но сейчас, рефлексируя, думаю, что могла бы заняться еще чем-нибудь. Мы с моими друзьями, хоть часто и ругаем лицей за какие-то наши неоправданные ожидания, будем очень скучать по этому времени нашей жизни.
Не буду изменять традициям и, как любой другой сентиментальный выпускник лицея, скажу, что главное в нем – люди. Это стало неким слоганом лицея, но ведь это чистая правда! Здесь собираются под одной крышей самые интересные, яркие, умные старшеклассники. Именно здесь понимаешь ценность возможности учиться среди мотивированных людей с горящими глазами. В лицее я нашла действительно близких мне по духу людей, с которыми, я надеюсь, буду общаться еще очень-очень долго».
Алёна Аббасова, выпускница Лицея НИУ ВШЭ
«Каждый раз, когда меня спрашивают о том, чему мне удалось научиться в лицее и какие изменения произошли в жизни после поступления, в моей голове будто начинает крутиться пластинка со всеми воспоминаниями – как хорошими, так и не очень, но каждое из них не менее значимо, чем предыдущее. Собрав весь этот хаос в кучу, я смогла вывести определенные вещи, которые я усвоила именно благодаря лицею и без которых сейчас совершенно не представляю своей жизни.
Для начала это то, о чем зачастую забывают напоминать ученикам общеобразовательных школ, и то, чему в лицее тебя словно заново учат: ошибаться вовсе не страшно, а временами даже хорошо.
Лицейские преподаватели помогли избавиться от постоянно возникающих навязчивых мыслей по типу «А что, если я сейчас неправильно отвечу и все подумают, что я ничего не знаю?», «А что, если мое мнение здесь неактуально?». «Нет, нет и еще раз нет!» – примерно так звучит ответ любого лицейского преподавателя на подобные сомнения учеников. Каждая мысль в вашей голове реальна и существует так же, как и любая другая, даже уже устоявшаяся, поэтому нет ничего страшного в том, чтобы поделиться своим взглядом. Кто знает, может, именно ваша идея станет следующим научным открытием? Думаю, это заметили все, но лицейские пары кардинально меняют ваше представление о том, как вообще может проходить учебный процесс. Это не монотонная речь учителя и исходящие от него вопросы по схеме «есть ответ – да, нет – два», от которой все устали еще со времен начальной школы. Большинство лицейских преподавателей разговаривают с учениками на равных, что создает ощущение, как будто ты не на уроке находишься, а просто разговариваешь по душам, при этом еще и усваивая какую-то информацию.
Есть много вещей, которыми я бы хотела поделиться с собой два года назад: за что-то отругать, где-то поддержать и направить на верный путь. Но, наверное, самое главное, без осознания чего мне приходилось сталкиваться со множеством трудностей в прошлом году, – это понимание времени. Времени не с точки зрения тайм-менеджмента или желания все успеть, а того времени, которое уходит на неправильную расстановку приоритетов, общение не с «теми» людьми, занятия не «теми» делами.
Лицей большой, и в нем для каждого найдутся «те» люди, которых мы порой можем просто не замечать, поддаваясь постоянному желанию оправдать собственные завышенные и, почти всегда, нереальные ожидания.
Поэтому мой совет себе двухлетней давности звучал бы так: ты прекрасно знаешь, кто ты и чего ты хочешь, так сделай это своим приоритетом! Воспользуйся всеми возможностями, которые тебе дает это место, и посмотри, как все вокруг изменится».
Анастасия Черникова, выпускница Лицея НИУ ВШЭ
«Лицей – это калейдоскоп событий, знаний, знакомств, взлетов, падений, открытий и идей. К сожалению, оглядываясь назад, я понимаю, что не ценила каждый момент из трех лет обучения. Но даже если бы нам дали пять лет, десять, этого бы все равно было мало.
Сейчас многие из нас не осознают, что время в лицее подошло к концу. Мне и самой кажется, что после летних каникул я снова приду в корпус на Большой Харитоньевский, зайду в аудиторию и сяду за свою парту... Сложно угадать, о чем мы вспомним спустя какое-то время, какие случаи и моменты займут место в памяти. Но уже сейчас я могу сказать, что отдельной маленькой жизнью для меня всегда будет футуритет. Первый год в лицее совместил в себе все: новую этику обучения, неоправдавшиеся ожидания, тяжелую работу и большие победы. Футуритет, где учатся девятиклассники лицея, не похож на 10-й и 11-й классы. Это отдельная страница, которая сочетает в себе душевные воспоминания о корпусе на Колобке, знакомство с лицеем, начало чего-то нового.
Воспоминания о старших классах – это камерные факультативы, групповые проекты и душевные посиделки. Это люди.
На протяжении двух лет я поддерживала связь с футуритетскими товарищами, которые разошлись по разным направлениям, знакомилась с ребятами своего направления, со старшеклассниками, выпускниками и новыми наборами девятиклассников.
Если бы у меня была возможность отправиться на машине времени назад, если бы мне дали хоть минутку на то, чтобы сказать себе в прошлом пару слов, то я бы не задумываясь сказала: действуй, действуй, несмотря ни на что!
В лицее возможно почти все. Даже если у тебя появляется безумная идея, всегда найдутся люди, которым она понравится. Сейчас возникает ощущение, что можно было сделать больше, что проектов было недостаточно, что некоторые идеи не стоило убирать в стол. Именно поэтому себе прошлой я говорю: “Твори!”».