19 января завершился отборочный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Пока участники ждут второго тура и обмениваются опытом в социальных сетях, я решила рассказать вам о заданиях первого этапа и о том, как восприняли их школьники.
Чемпионат сочинений с самого начала показался мне чем-то волшебным, будто из другой реальности. Мы привыкли к тому, что задания – это скучно, а сочинение – сплошные клише. Однако первый этап чемпионата доказал, что олимпиады бывают интересными, заставляющими по-настоящему задуматься.
Мне нравятся неформатные задачи. Какова же была моя радость, когда я увидела мемы в первом испытании! Так приятно и необычно думать над вопросами, в которых необходимо следить за логикой повествования, языковыми средствами манипуляции читателем. После их выполнения ты не ругаешь себя за то, что прослушал какую-то информацию на уроке, за то, что не посмотрел дополнительную информацию по конкретной теме.
Задания были разбиты на три блока: первый строился на сопоставлении мемов, высказываний и логических приемов; во втором блоке участники анализировали короткое видео и рецензии на него; в третьем задания строились на понимании текста, умении не просто читать, но и вчитываться.
Безусловно, очень волнительно было ждать результатов, потому что первой мыслью после прохождения отборочного этапа было: «Очень интересно, но ничего не понятно».
Я задумалась, разделили или нет мой восторг другие участники, и попросила их поделиться своими впечатлениями:
Денис Корнилов, участник чемпионата
– Какое направление ты выбрал?
Математическое.
– Ты убедился в правильности своего выбора после первого этапа или захотелось изменить направление?
Да, скорее убедился: я думал, что это будут какие-то традиционные математические задачи, а на деле они оказались интересными и необычными. Может, не самые сложные именно для «математиков», но зато креативные и совершенно нескучные.
– Какими были первые чувства и впечатления после прохождения первого этапа?
Ух, из-за школьного цейтнота удалось заполнить тест только ночью, и, уставший от серого домашнего задания, я взбодрился оригинальностью теста и особенно крутейшим мультиком! Поэтому и чувства были легкого удивления и даже... романтики. Мне так понравилось задание с рецензией! В человеке, написавшем рецензию, я даже увидел отголоски своей души и после выполнения заданий представлял себя им.
– Были ли задания, которые показались особенно трудными/интересными?
Да! Особенно трудным заданием было задание с выбором утверждений, которые необходимо знать, дабы «понять мультфильм». Я совершенно не понял, что к чему, зачем что-то знать, чтобы понять? И хотя я пытался что-то сообразить, это задание я, увы, провалил. Оно мне до сих пор кажется каким-то непонятным, оно явно самое сложное среди всех. Самое интересное и любимое, тронувшее меня за душу задание – с рецензиями на мультик. Сам мультик, отобранный для теста, – очень глубокий, странный, он мне так понравился, что я даже поделился им в классной беседе.
Вероника Овчарова, участница чемпионата
– Какое направление ты выбрала?
Педагогическое.
– Ты убедилась в правильности своего выбора после первого этапа или захотелось изменить направление?
Не заметила особенного уклона в педагогику, задания скорее были нацелены на проверку умения анализировать и мыслить логически, поэтому не уверена, что заметила бы разницу, будь у меня, например, гуманитарное направление.
– Какими были первые чувства и впечатления после прохождения первого этапа?
Сложно описать. Когда получилось выдохнуть и подумать спокойно, стало понятно, что задания чемпионата – взрыв мозга. Но даже если я не пройду дальше... Это было очень интересно, давно так не напрягала мозг.
– Были ли задания, которые показались особенно трудными/интересными?
Самое первое было трудным. А интереснее всего было угадывать качества респондентов, анализируя их отзывы. Это что-то интуитивное, интересное, думаю, это очень полезный опыт.
Андрей Юдин, участник чемпионата
– Какое направление ты выбрал?
Я выбрал художественное направление, потому что всегда увлекался видео, монтажом и творчеством в целом.
– Ты убедился в правильности своего выбора после первого этапа или захотелось изменить направление?
Первым этапом был многопрофильный тест, поэтому я не могу сказать точно, сделал ли я правильный выбор…
– Какими были первые чувства и впечатления после прохождения первого этапа?
Сначала я был немного удивлен тем, что этап выглядел очень современным: задания были связаны с мемами, с анализом видео и текста. Поэтому я был очень рад в этом поучаствовать и попробовать в себя в таких интересных заданиях.
– Были ли задания, которые показались особенно трудными/интересными?
Мне кажется, что, на удивление, задания с мемами были самыми трудными, потому что я посмотрел на них с более научной стороны, и это озадачило.
Неотъемлемой частью чемпионата стало разделение на направления: гуманитарное, естественно-научное, математическое, экономико-правовое, художественное, инженерно-технологическое, спортивное, педагогическое и медицинское. Но, как оказалось, не для всех участников выбор был простым, а у кого-то вызвали недоумение и сомнения нестандартные задания.
Валерия Гречаник, участница чемпионата
– Какое направление ты выбрала?
При регистрации я указала художественное направление, предварительно не углубившись в то, что под ним подразумевается: я хотела писать о литературе, но, увы, посчитала, что это будет относиться к искусству, а не перечню гуманитарных наук.
– Ты убедилась в правильности своего выбора после первого этапа или захотелось изменить направление?
На самом деле, я очень огорчена тем, что ошиблась с выбором направления: я не мыслю в вопросах театра, музыки... Это, безусловно, невероятно интересно! Но я все же сомневаюсь в своей компетентности. Если бы была возможность, то я бы не спешила с выбором, изучила тонкости и отметила «гуманитарное».
– Какими были первые чувства и впечатления после прохождения первого этапа?
После завершения первого этапа у меня были смешанные чувства, но я подумала, что лучше не буду гадать ни о чем и просто подожду результатов, не забегая вперед. Это была бурлящая смесь восторга от необычного, любопытного формата и неуверенности в собственном успешном прохождении.
– Были ли задания, которые показались особенно трудными/интересными?
Каждое задание, мне кажется, было трудным, но от этого не было менее интересно участвовать в олимпиаде. Больше всего мне понравилось первое испытание с сопоставлением картинок, и наибольшее недоумение вызвали вопросы по тексту о детском театре. Также было не совсем ясно, как я должна отмечать суждения о рецензентах во втором задании: додумывая или руководствуясь исключительно данными утверждениями?
Формат заданий – настоящая революция: яркая, влекущая и завораживающая. Перед олимпиадами, как правило, чувствуешь страх, а перед этой, такой важной и интересной, – особенно. Однако такой дружеский, незаурядный подход помогает расслабиться – совсем чуть-чуть, но все-таки!
Если говорить о том, что мне не понравилось, так это то, что логика у каждого своя, видение мира – тоже, и я боюсь, что мои не совпадут со взглядами разработчиков заданий. И тогда я могу быть не допущена к сочинению…
Мария Терешина, участница чемпионата
– Какое направление ты выбрала?
Инжерно-технологическое.
– Ты убедилась в правильности своего выбора после первого этапа или захотелось изменить направление?
На самом отборочном этапе не требовалось никаких специальных технических знаний. Первые два блока заданий – так совсем общие, третий – немного «математический» текст, но абсолютно популярный, и, думаю, человек, выбравший, например, гуманитарное направление, тоже прекрасно бы справился. Так что в выборе не разочаровалась (повода не было), менять не хочу.
– Какими были первые чувства и впечатления после прохождения первого этапа?
Было в целом здорово. Хорошо, что на прохождение много времени, задания выполняла спокойно и не сильно устала. Было небольшое разочарование из-за того, что все же не на все вопросы получилось дать ответы, в которых абсолютно уверена, хотя задания на первый взгляд и выглядели простыми.
– Были ли задания, которые показались особенно трудными/интересными?
Наибольшие трудности вызвало первое задание после видео (выбрать, что всем людям необходимо знать, чтобы понять, о чем оно). Я искренне верю, что ни один из перечисленных шести пунктов не является необходимым: человек склонен додумывать то, что он не знает. И не надо быть суперзнатоком человеческих взаимоотношений: в видео показывались легко считываемые простые эмоции. Но несмотря на трудности, первое задание мне понравилось.
Сложным также показалось задание из блока с текстом, где надо было выбрать тезисы, противоречащие тексту. Проблема именно в вариантах ответа: «верно – неверно» для каждого тезиса. Понимание этих вариантов может быть абсолютно разным, и какое верное – загадка.
Я выбрала гуманитарное направление и в своем выборе не разочаровалась. Кстати, вы знали, что в первом туре могут принять участие абсолютно все: и ученики старших классов, и их старшие братья-сестры, педагоги и любопытные родители, бабушки и дедушки? Если вы еще не поучаствовали в чемпионате, советую попробовать свои силы через год. Только предупреждаю: создатели чемпионата пообещали к следующему отборочному туру подготовить совершенно другие задания, чтобы к ним нельзя было заранее подготовиться, «натаскаться» под формат. А значит, нас будут ждать новые отзывы и удивления!
Анастасия Черникова