• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Увлекательный и осмысленный период жизни»

Как устроена обучающая система PICK

Научный руководитель проекта Анатолий Хархурин / RTVi

Не так давно команда ученых департамента психологии и Института образования НИУ ВШЭ совместно со специалистами по преподаванию и юриспруденции разработали и запустили авторскую обучающую систему «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию», или PICK (от английского Plurilingual Intercultural Creative Keys). Основанная на многолетних исследованиях, программа гармонично вписывается в учебный процесс и способствует системной адаптации учеников в современном мире. Особое внимание уделено обучению преподавателей, ведь именно они играют ключевую роль в организации учебного процесса. Программу уже удалось успешно интегрировать в работу школ Москвы и Череповца, а в планах разработчиков – увеличить число школ-партнеров по всей России. О том, что представляет собой система PICK, каким образом она включается в школьные программы и как реагируют на изменения школьники и учителя, «Окнам роста» рассказывают члены команды.

Как и когда родилась идея обучающей системы? На каких исследованиях и данных она основана?

Идея системы сформировалась на базе более чем 15-летних эмпирических исследований в области мультилингвизма, креативности и кросс-культурных аспектов коммуникации, проводимых в США, России и на Ближнем Востоке под руководством профессора А.В. Хархурина. Когда связь между языковыми, межкультурными и творческими компетенциями стала эмпирически обоснованной, не осталось сомнения, что их нужно развивать в рамках системы образования, которая бы учитывала эту взаимосвязь, ведь при грамотном подходе эти три компетенции стимулируют и развивают друг друга. В 2018 году в лаборатории Американского университета Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты) А.В. Хархурин и А.С. Пасечник начали разработку структуры системы обучения, в которой особое место занимало бы развитие этих трех компетенций. В рамках этой системы и сформировалась обучающая программа PICK.

Как сформировалась команда проекта? 

На данном этапе наш проект поддержан факультетом социальных наук НИУ ВШЭ и входит в Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», поддержанный Министерством науки и высшего образования РФ. Это открывает довольно-таки большие возможности по подбору кадрового состава. Но команда была сформирована еще до того, как проект получил финансовую поддержку. Команда нашего проекта объединяет молодых профессионалов из самых разных сфер. Среди нас ученые-психологи, педагоги-практики и даже управленцы. Нас объединяет желание изменить мир к лучшему, и мы понимаем, что это можно и должно делать через образование. Тема образования – это не только про наше будущее, но и про настоящее. Каждый из нас ощущает сопричастность к этому важному процессу.

В чем состоит главная идея и уникальность предлагаемой обучающей системы?

Система уделяет особое внимание обучению педагогов, ведь именно они являются главными фасилитаторами[1] учебного процесса. Мы предлагаем учителям конкретные инструменты преподавания, которые позволяют одновременно формировать знания, умения и навыки по предмету и вместе с тем непосредственно в процессе обучения актуализировать важные личностные качества школьников: ассертивность, любознательность, открытость новому опыту, что вкупе делает процесс освоения предмета интересным и осознанным. Внедрение обучающей системы PICK ведет к развитию технологий, помогающих учащимся усваивать значимые ценности, нормы и традиции, которые способствуют становлению их толерантности и взаимного доверия. Наши методы направлены на параллельное развитие у школьников готовности и способности использовать несколько языков в ситуации общения или решения учебно-познавательной задачи, при этом легко переходя с одного языка на другой, актуализацию их творческого потенциала и развитие межкультурной компетенции. При этом ценность и уникальность обучающей системы PICK определяется тем, что данные технологии гармонично включаются в существующий учебный план, дополняя стандартную учебную программу, а не заменяя ее, что существенно облегчает процесс внедрения и освоения данного подхода всеми участниками образовательного процесса. Таким образом, в результате регулярного применения учителями ряда психологических и педагогических техник нашей системы на своих уроках учебный процесс начинает восприниматься школьниками как увлекательный и осмысленный период жизни, а не просто исполнение обязательств.


[1] Фасилитатор (от латинского facilis – «легкий, удобный») – человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, который направляет группу к поставленной группой цели, не навязывая свою точку зрения, а лишь предлагая свою экспертизу и опыт как помощь. Здесь акцент не на руководстве группой, а именно на поддержке.

Модель PICK
Модель PICK

Как вы выбираете школы для партнерства? На какие классы направлена программа и почему?

В силу своей гибкости программа может применяться к любому возрасту обучающихся – от младших школьников до студентов. На данном этапе мы проводим апробирование программы на учениках 5-х классов, в период, когда у них активно вступает в программу второй язык, и на учениках 10-х классов, когда они начинают подготовку к ЕГЭ. Главное в выборе школы – это открытость администрации и учителей к новому опыту и искреннее желание позитивных перемен.

В 2020 году несколько школ в Москве и Череповце включились в работу системы PICK. К сожалению, нам пришлось приостановить работу программы из-за перехода школ в режим онлайн в связи с пандемией коронавирусной инфекции. В этой связи мы начали разработку инновационных модулей, которые позволят внедрять нашу программу в режиме дистанционного обучения.

Как организован процесс обучения преподавателей и из чего он состоит? Испытывали ли учителя какие-то сложности при адаптации к новой системе?

Система включает в себя тренинг, состоящий из 5 модулей: модуль 1 «Где у них кнопка» – формирование внутренней мотивации учебной деятельности для преподавателей и учеников; модуль 2 «Зона комфорта» – создание благоприятной психологической атмосферы в классе; модуль 3 «Просто о сложном» – развитие и поддержание любознательности учеников; модуль 4 «Мир открыт каждому» – формирование межкультурной компетенции; модуль 5 «Творчество рождает творца» – проектное обучение с использованием креативного решения задач и многоязычных практик.

Если говорить о сложностях, то это скорее реалии существующей системы и боязнь перемен. Именно поэтому уже на тренинге мы апробируем всё на практике, вместе, чтобы преподаватели сразу прочувствовали эффективность и увидели, как это сможет им помочь, нежели наоборот. Также, безусловно, для того чтобы создать благоприятный психологический климат, учитель сам должен быть в ресурсе, поэтому на психологическом тренинге мы уделяем внимание и этому аспекту. На учителях лежит много ответственности за учебный процесс, однако сегодняшнее образование требует от учителя в первую очередь качественной профессиональной фасилитации, нежели обучения как такового. И если этот процесс организован правильно, то 50% общей работы ученики реализуют сами.

Как элементы программы PICK интегрируются в учебные программы школ? Какие элементы программ трансформируются и как?

Наша программа привлекательна для школьного учителя тем, что ее легко приспособить к требованиям к результатам обучения по основным образовательным программам. Педагог продолжает работать по учебнику, использовать собственные материалы и наработки, но при подготовке к уроку встраивает в сценарий элементы наших методик. При этом содержание учебного материала, лексика, грамматические категории, тематические блоки остаются прежними. Мы предлагаем обратить внимание на те элементы учебно-методического комплекса, которые, к сожалению, на практике в лучшем случае сокращаются, а иногда и вовсе игнорируются педагогами, и за счет высвободившегося объема часов школьникам предлагается зубрежка грамматики или подготовка к экзаменам. Мы хотим показать учителям, что на материале учебника по темам межкультурной коммуникации, страноведения, междисциплинарных связей возможно проводить интересные, живые уроки, при этом реализуя индивидуализированный, разноуровневый подход и достигая конечных целей программы PICK.

Возьмем, к примеру, интегрированный урок английского языка и обществознания в 10-м классе по теме «Гражданская позиция». У нас в группе – часть учеников, которые сдают ЕГЭ по английскому языку, часть тех, кто углубленно изучает обществознание, и часть ребят, которым в принципе неинтересно ни то ни другое, как, собственно, и тема урока. Смешиваем ребят по группам (разные интересы, уровни владения языком, способы восприятия информации). На данном уроке говорим о видах дискриминации. Дополняем урок аудио- и видеоматериалами. Тем, кто сдает ЕГЭ по английскому, даем соответствующие задания (поисковое чтение: они и навык отрабатывают, и в тему погружаются), тем, кто владеет знаниями по обществознанию, позволяем выступить экспертами, снабдив новыми лексическими единицами (здесь вводятся приемы кодовых переключений – перехода с одного языка на другой в одной фразе или предложении), и, наконец, тем, кому «неинтересно», даем задание посмотреть отрывки из известных фильмов (как вариант попроще – рассмотреть плакаты с митингов против дискриминации) и соотнести их с различными видами такого явления. А если в конце урока они познакомятся с историей своего ровесника, который столкнулся с проблемой ущемления прав, пропустят через себя, дадут рекомендации по выходу из ситуации или снимут видеоролик, призывающий к толерантности? Вот это один из примеров из реального календарно-тематического планирования по популярному учебнику.

Семинар в Институте психологии РАН
Семинар в Институте психологии РАН

Как сами школьники реагируют на нововведения? 

Дети более гибки, чем взрослые, и легко адаптируются к переменам, особенно когда они видят в этом пользу для себя. Последнее является очень важным элементом учебы: если ребенок не понимает, зачем он чему-то учится, то хороших результатов не будет. Более того, программа насыщена креативными, нестандартными техниками решения задач, что делает процесс гораздо привлекательней и дает ощущение свободы и творчества. А это всегда мотивирует и окрыляет. Ученики средней школы увлеченно «играют» в «переключение кодов», но этот термин и методики, их преимущества известны учителю, для школьников же они реализуются через игровые приемы на уроке, а играть дети готовы практически всегда. Занятия из цикла межкультурной коммуникации с использованием элементов групповой работы в формате мини-проектов помимо расширения лексического запаса и общего кругозора предоставляют подросткам свободу творческого самовыражения. В старшей школе преобладают профориентационные мотивы, интерес к определенным предметам, изучение которых связано с будущей профессией. Старшеклассники активно включаются в интегрированные уроки и чувствуют себя достаточно уверенно, говоря на сложные научные темы на иностранном языке. Стоит отметить, что наши методики напрямую или косвенно содействуют формированию гибких навыков, ведь школьники, сидящие за партами сегодня, станут через несколько лет профессионалами будущего.

Какие планы у команды проекта на ближайшее будущее?

Достаточно много внимания в деятельности проекта уделяется обсуждению перспектив его стратегического развития. Среди планов на 2021 год расширение списка отраслевых партнеров и, конечно, увеличение числа школ по всей России, которые станут частью системы PICK. Мы ежедневно развиваем и дополняем нашу образовательную систему. И уже в январе следующего года планируем запустить крупный блок тренингов, принять участие в которых смогут педагоги по всей стране.

18 февраля, 2021 г.