• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дизайнеры удалённого доступа

Лицеисты Вышки – об обучении в Школе дизайна ВШЭ на дистанте

О том, как направление «Дизайн» Школы дизайна справляется с дистанционным обучением и какие нововведения внес онлайн-формат в творческое образование, рассказали ученики Лицея НИУ ВШЭ.

К осени 2020 года мы уже не можем представить свою жизнь без использования дистанционных технологий. Вынужденный переход в онлайн кардинально поменял наше представление об образовательном процессе и изменил повседневные привычки учеников и студентов. Одним из самых необычных направлений дистанционного образования кажется сфера искусства. Школа дизайна Вышки, одна из ведущих среди российских образовательных программ в категории «Искусство и дизайн», в числе первых внедрила в свой учебный план возможности удаленного обучения.

Разумеется, перенос творческого образования полностью в дистанционный формат вызывал трудности. О том, как в период пандемии проходит процесс обучения в Школе дизайна, «Детям Вышки» рассказали студенты.

Дистанционные технологии начали применять еще в самом начале учебного года. Начало положили вступительные испытания, перенесенные в онлайн-формат в связи с пандемией. Традиционно вступительные испытания выглядят как очные просмотры проектов с последующим отзывом со стороны преподавателей. В этом году просмотр проектов проходил на специальной интернет-платформе, созданной Школой дизайна Вышки, где абитуриент мог загрузить свою работу и ждать итоговой оценки, которая появлялась в электронном личном кабинете. По словам абитуриентов, поступавших в этом году, дистанционные вступительные прошли без проблем, однако заочный формат некоторых огорчил, «не хватало самой атмосферы просмотра, знакомств». Однако такой формат заметно облегчил процесс поступления иногородним студентам, избавив их от риска опоздать на экзамен или вовсе не приехать. Процедура подачи документов была максимально разъяснена поступающим.

В последнее время образование претерпело много изменений. Во-первых, обучение перешло в заочный формат. Все занятия стали проводиться на платформе Zoom, а проекты выгружаются на сайт студенческого портфолио. Прежде дистанционными были только такие предметы, как философия и история искусств, а также факультативы и некоторые майноры. «Сильнее всего мешают технические сбои», – говорят студенты Школы дизайна. Среди студентов, с которыми я побеседовала, многие отметили, что им «тяжело проводить свои дни наедине с компьютером» и подобный формат «снижает мотивацию к учебе». Главной проблемой они называют отсутствие живого контакта между студентами и преподавателями. Из удобств учащиеся отметили, что теперь не нужно вставать слишком рано или далеко ехать, ведь все семинары и пары «рядом». Однако на некоторые, сохранившиеся в очном формате лекции студенты приезжают «как на праздник».

Изменился и формат проведения сессии. Этой осенью она проходила очно-заочно. Дистанционные сессии не стали особой трагедией для старшекурсников, чего не скажешь о первых курсах. Прежде студенты смотрели работы друг друга с большого экрана в аудитории. Сейчас просмотры переместились на домашние компьютеры. Конечно, они длятся так же долго, но это не делает их менее интересными. Своими впечатлениями с нами поделился Виталий Гачковский, студент 2-го курса «Дизайна», профиль «Дизайн и программирование»:

«У нас все дисциплины перешли на дистанционный формат, потому что на моем профиле «Дизайн и программирование» для работы нужен только компьютер (хотя не у всех людей дома компьютеры достаточно мощные, и отсутствие возможности пользоваться вышкинской техникой для многих стало проблемой). Дистанционное обучение сейчас необходимо, но оно мне не нравится. Дизайнеру нужно постоянно получать новый опыт (визуальный и не только) и обмениваться им с другими, потому что только так можно развить чувственность и рефлексивность, которые требуются, чтобы создавать образы. На дистанционном обучении этого почти нет: нет прогулок от метро до университета, разговоров с одногруппниками, сменяющихся интерьеров и так далее.

Но главным минусом дистанта был формат сессии: в Школе дизайна в последнем модуле сделали так, что каждые две недели у нас был предпросмотр, за который ставилась оценка, и эти оценки складывались в итоговую за модуль (до этого был один предпросмотр в середине модуля и итоговый просмотр во время сессии). Если раньше можно было увеличивать интенсивность работы над проектом постепенно, то в таком формате уже с самого начала нужно работать без отдыха, и это было очень сложно. Помню, как я время от времени плакал во время пар с выключенными микрофоном и камерой. К счастью, в этом году такую систему отменили…»

По кураторским дисциплинам, в том числе по креативному проектированию, экзамены проводились в Zoom. Что касается арт-практики, то она прошла очно, и студенты смогли получить комментарии преподавателей по своим работам.

Стоит отметить, что Школа дизайна и прежде успешно применяла интернет-портфолио в процессе обучения, что определенно во многом облегчает образовательный процесс сейчас.

В Лицее НИУ ВШЭ также есть направление «Дизайн». Что любопытно, впечатления лицеистов и студентов во многом схожи: среди плюсов и те и другие отмечают возможность не вставать в 7 утра; из трудностей и недостатков дистанта и школьники, и учащиеся «большой» Вышки отметили отсутствие личного контакта с преподавателями и сокурсниками. Лицеисты признались, что не могут себе представить обучение на «Дизайне» в формате онлайн на постоянной основе, ведь компьютер и комфортная атмосфера дома не заменит впечатлений от творческой обстановки и живого общения, показов и обсуждения работ.

Несмотря на все трудности, связанные с вынужденным переходом на дистанционное обучение, многие студенты не увидели разницы в качестве преподавания и заинтересованности в обучении, что говорит лишь о том, что Школа дизайна организовала образовательный процесс так, чтобы это было интересно и познавательно для всех его участников. Академические будни проходят, не теряя продуктивности, а у студентов сохраняется вдохновение, что особенно важно для творческих специальностей.

 

Ангелина Проскурякова

10 декабря, 2020 г.