Сегодня программирование – не что-то из области фантастики. Скорее почти базовый навык, овладеть которым стремятся многие школьники.
В 2016 году Яндекс запустил «Яндекс.Лицей» – проект для школьников 8-9-х классов из более чем 160 городов России и Казахстана. Он позволяет за два года освоить азы активно развивающегося языка Python и приобрести практические навыки программирования.В этом году к проекту Яндекса присоединился и Лицей НИУ ВШЭ. «Детям Вышки» удалось пообщаться с преподавателями Яндекс.Лицея и узнать, в чём уникальность их образовательной программы и как удобнее преподавать программирование – онлайн или оффлайн?
Мне понравилось, что цель проекта – саморазвитие.
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ и «Яндекс.Лицея» Наталья Глушкова
– Много ли ребят из Лицея НИУ ВШЭ участвуют в этом проекте «Яндекса»?
– Ребята из лицея есть, но их не очень много. В моей группе – четыре человека из 17. Остальные из других школ. Я думаю, это потому, что в лицее довольно мощная база по информатике, а также много разных элективов и факультативов, связанных с программированием.
– Как проходит обучение онлайн и офлайн?
– До начала истории с пандемией и переходом на дистанционное обучение проект предполагал только очные, живые уроки, с коллективным обсуждением задач и индивидуальными консультациями учителя. В случае пропуска занятия можно было дома прочитать материалы урока (электронный учебник) и выполнить домашние задания. Сейчас, помимо учебника, добавились записанные заранее видеоуроки. Это должно облегчить процесс. Но, увы, на основных уроках мы на дистанте, и формат видеоконференций убивает важную часть обучения – умение работать в команде, общаться и находиться в среде, где все на одной волне.
– Как строится обучение и что получают ученики по прошествии двух лет?
– Первый год – обучение базовым вещам, с нуля. Поэтому сразу за создание серьезных проектов мы не беремся. На втором году обучения ребята уже создают несколько либо командных, либо одиночных мини-проектов по разным темам.
Обучение в «Яндекс.Лицее» дает углубленные знания программирования, выходящие за рамки школьной программы. И много практики: за первый год обучения нужно решить около 650 задач.
– Поможет ли обучение в «Яндекс.Лицее» в старших классах?
– По итогам обучения большинство выпускников моей прошлой группы имели абсолютно четкое представление, будут ли они связывать с программированием свое обучение в дальнейшем или это не совсем то, о чем они мечтали. Я бы сказала, что после окончания программы ребята станут более опытными. Умение делить большую сложную задачу на много маленьких и простых, структурировать свою работу и автоматизировать рутинные действия пригодится в любой выбранной сфере.
«Учиться, преодолевать, дружить»
Преподаватель «Яндекс.Лицея» Ирина Нефёдова
– «Яндекс.Лицей» – это только о программировании или есть и другие значимые аспекты в процессе обучения?
– На мой взгляд, ценность «Яндекс.Лицея» заключается сразу в двух вещах: во-первых, разумеется, навыки программирования. А во-вторых, это про сообщество таких же, как и ты. Очень сложно бывает найти ребят, схожих по духу, с такими же интересами, с кем можно обсудить какие-нибудь совершенно невероятные идеи. Поэтому «Яндекс.Лицей» – это еще и про так называемые soft skills: навыки общения, организации своего времени, презентации своих решений, умение формулировать и задавать вопросы. Кроме того, программирование само по себе приводит мысли в порядок и помогает структурировать по полочкам знания и в других областях.
«Конечно, начинать учебный год в онлайне очень непривычно: хочется со всеми познакомиться вживую. Я очень жду, когда нам наконец-то удастся собраться в учебном классе и как следует подискутировать при обсуждении какой-нибудь задачи».
– Что дает обучение в «Яндекс.Лицее»?
– Главное, что дает обучение в «Яндекс.Лицее», – навыки промышленного программирования (умение работать в команде, над масштабными проектами). После двухлетнего обучения ребята уже имеют несколько реализованных проектов, много-много написанных строк кода, четкое понимание того, что такое профессия программиста. И конечно, много новых полезных знакомств – как с одногруппниками, так и с преподавателями. А иногда и с разработчиками «Яндекса».
– Ребята просто учатся программировать или работают над конкретным проектом?
– На первом году мы изучаем основы программирования на языке Python: базовые конструкции, коллекции, функции, библиотеки, объектно-ориентированное программирование. А вот на втором году ребятам предстоит создать несколько собственных проектов, например игру, веб-приложение, чат-бота или навык для Алисы.
– Почему вы решили стать учителем в проекте «Яндекс.Лицей»?
– Когда я только познакомилась с «Яндекс.Лицеем» (а это был 2016 год – самый первый запуск проекта), решение пройти отбор, чтобы стать преподавателем, было для меня неким вызовом самой себе. Я поняла, что лицей не похож ни на что, с чем я сталкивалась ранее. И в дальнейшем, когда я стала преподавать и увидела ребят с горящими глазами (простите за пафосность), с которыми было невозможно расстаться после занятий из-за разгоревшегося обсуждения темы урока, я поняла, что не прогадала. И сама учусь у них даже больше.
– Что больше всего запомнилось вам за время работы в проекте?
– Мы все сейчас находимся в необычной для нас ситуации: стартует учебный год дистанционно. И я очень благодарна ученикам за ту активность, которую они проявляют на онлайн-уроках. Уже на втором занятии ребятам предстояло написать текстовый квест, и многие очень творчески подошли к задаче. Это здорово, когда при воплощении задумки программный код является средством, а не целью.
IT-сфера все больше увлекает молодое поколение. И ни пандемия, ни возникающие временами трудности дистанционного обучения не мешают школьникам получать новые знания. А вы уже задумались о том, чтобы освоить новый язык?
Анастасия Черникова