• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

За горами, за лесами, за широкими морями

Выпускники Лицея Вышки – о поступлении в зарубежные университеты

youvisit.com

Для многих из нас учеба за границей кажется чем-то нереальным, призрачной мечтой или целью, которою могут достичь лишь «избранные». Да и учеба в этих вузах если не кардинально, то уж точно отличается от российской системы образования. Наверное, сродни учебе в Хогвартсе, да? Латынь, астрономия, прорицание… И учиться наверняка неподъемно сложно!

Так ли это на самом деле? Редакция «Детей Вышки» решила узнать у выпускников Лицея НИУ ВШЭ, которые поступили в зарубежные вузы, так ли все инаково и страшно на самом деле.

Многие наши собеседники отметили, что именно лицей стал отправной точкой в их дальнейшем развитии: он дал «ощущение свободы: свободы выбирать направление учебы, режим работы, вектор развития». Научил критическому мышлению и вселил надежду, что все в этой жизни возможно, если сильно захотеть и приложить усилия. «Это невероятно вдохновляло меня. И думаю, что остальных тоже», – говорит выпускница лицея Мария Макарова, которая после окончания бакалавриата НИУ ВШЭ продолжила свое обучение в магистратуре Università di Bologna.

Болонский университет, один из старейших в Европе и мире
Болонский университет, один из старейших в Европе и мире
corriereuniv.it

География стран, в которых обучаются бывшие лицеисты, весьма обширна: Италия, Чехия, Голландия, Германия, Америка, Испания и даже Норвегия! Для многих переезд в другую страну и столкновение с ее реалиями, ее культурой оказались настоящим приключением, началом «новой жизни». Но всегда ли это так просто? Своим опытом переезда поделился Максим Воловик, в прошлом – ученик лицея Вышки, сегодня – студент York University в Торонто:

«Я очень переживал, что мне откажут в ученической визе. В итоге мне ее выдали, хотя и позже, чем я планировал. Было сложно прощаться с друзьями, пришлось разорвать мои прежние отношения. Сам переезд был довольно сложным эмоционально и утомляющим физически. Но мне повезло, и уже в первый месяц учебы я нашел себе очень хороших друзей, и моя депрессия длилась недолго».

Мария Макарова вспоминает, что для нее переезд обернулся настоящим приключением, которое отодвинуло все трудности на второй план: «Мне нравится изучать новые места, знакомиться с людьми. В этом есть что-то невероятное – изучать, как живут люди в других культурах. Ты понимаешь, что твой взгляд на мир – это только узкая перспектива. И это абсолютно точно стоит того, чтобы повозиться с документами и чемоданами».

Vari Hall Йоркского университета в Торонто, Канада
Vari Hall Йоркского университета в Торонто, Канада
Kira / yublog.students.yorku.ca

Что касается отличий в процессах обучения, то все зависит от вуза. Некоторые учебные заведения за границей больше отличаются от российских, а какие-то очень схожи с лицеем. Соня Дымова, которая учится сейчас в UWC College в Норвегии, признается, что непривычное не всегда равняется плохому: «Например, я привыкла находиться в лицее с 9 утра до 5 вечера, а здесь мы учимся с 9 утра до 14:30. Тут у меня гораздо больше свободного времени, поэтому мне кажется, что у меня появились проблемы с тайм-менеджментом. Программа, которую мы здесь проходим, частично похожа на лицейскую. Однако главное отличие от лицея – люди. В UWC обучаются ребята более чем из 90 стран. Все мы живем по пять человек в комнате и проводим почти все время вместе.

Главный опыт мы получаем даже не в процессе учебы или социальной деятельности, а в процессе совместного проживания. Учимся уважению, разделению ответственности и обязанностей».

А вот в Италии обучение в вузах отличается от российских программ, считает Мария Макарова: «Здесь необязательно сразу сдавать экзамены, можно отказаться от оценки и пересдать, если она тебя не устраивает, а еще можно досдать экзамены уже после окончания обучения». По мнению Марии, в Италии ниже уровень учебной нагрузки. Нет ощущения, что тебе обязательно надо сделать все сразу и обязательно идеально.

«Мне кажется, это позволяет спокойнее относиться к образованию, воспринимать его как возможность, а не обязательство».

Общежития UWC в Фьялере, Норвегия
Общежития UWC в Фьялере, Норвегия
Matthew Enger (CC SA-BY)

Максим отмечает, что в его университете низкая академическая нагрузка. И не беспричинно: это сделано для того, чтобы ребята могли подрабатывать и участвовать в студенческих проектах. «Мне кажется, что в российских вузах совершенно другая политика на этот счет», – говорит он.

Оправдались ли в целом ожидания студентов? «В целом мои ожидания оправдались, однако я недооценивала то, насколько местами мне будет сложно. Когда поступление за границу – это твоя мечта, ты не думаешь о рисках и сложностях, с которыми тебе придется столкнуться. Я с ними справляюсь, но какие-то проблемы и впрямь стали для меня неожиданными. Сожительство и взаимодействие с другими людьми – это всегда поле для личностного роста. Нужно уметь выстраивать диалог, корректно говорить о том, что тебе не нравится», – делится своими впечатлениями Соня.

Максим Воловик признается, что представлял себе все иначе, однако ничуть не разочаровался в своей программе: «Мои ожидания по поводу учебы за границей складывались по подростковым американским сериалам, где в основном показывались университеты Лиги плюща, поэтому они были нереалистичными. Но я ни в коем случае не расстроен, мне очень нравится учиться».

Выпускники лицея отметили, что он запомнился им талантливыми, амбициозными и целеустремленными людьми.

«Жизнь в таком «пузыре единомышленников», с одной стороны, имеет много преимуществ: ты ощущаешь себя комфортно и растешь вместе со своим окружением. С другой стороны, есть один большой минус: после лицея ты выходишь в большой мир и понимаешь, что в жизни все работает несколько иначе», – говорит Соня Дымова.

 

Лилия Мухометова

22 октября, 2020 г.