«Стремление быть лучшим не то же самое, что стремление быть лучше»: директор Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн делится открытиями уходящего академического года.
Какие важные, на ваш взгляд, события произошли в уходящем академическом году в российском образовании?
Первая история, достаточно грустная и личная для меня, связана с уходом двух значимых фигур: Михаила Щетинина, руководителя лицея-интерната Щетинина, и Теодора Шанина, президента Московской высшей школы социальных и экономических наук, или Шанинки. Их уход – большая потеря для российского образования, и самое печальное здесь то, что он сопровождался нападками на результаты их труда: отзывом аккредитации у Шанинки и закрытием лицея Щетинина. Можно по-разному относиться к этим образовательным организациям, но то, что эти школы всегда были по-настоящему авторскими и уникальными, – неоспоримый факт. Вытеснение подобных особенных заведений может свидетельствовать о сокращении вариативности в образовании в целом, что, на мой взгляд, очень опасный тренд.
В этом году среди педагогического сообщества сложилось четкое понимание образования как социальной системы.
Во-первых, дети, к сожалению, находятся в неравных условиях с точки зрения бэкграунда их семей, качества образования, специализированной подготовки для поступления в вуз и других факторов. Поэтому мы стараемся поддерживать тех, кто не имеет доступа к качественному образованию. Если говорить о Вышке, то ярким примером этого осмысления стал запуск программы «Социальный лифт» для абитуриентов бакалавриата. В лицее мы всегда придерживались и продолжаем придерживаться позиции, что никаких курсов для подготовки к поступлению быть не должно. Подобные курсы лишь усугубят неравенство среди поступающих: многим они будут недоступны финансово или территориально. Наоборот, мы хотим предоставлять все больше возможностей для самостоятельной подготовки, поэтому всегда выкладываем материалы для подготовки и демонстрационные версии вступительных испытаний. В этом году дополнительно выпустили серию изданий для подготовки ребят к поступлению, которые включают в себя примеры и разборы конкретных заданий.
Во-вторых, произошел разворот в понимании результатов образования. Стало ясно, что очень важны не только предметные (и даже метапредметные) знания, но и социальное благополучие (то, что называют wellbeing – индекс счастья). Важным аспектом здесь является фиксация того, что школа – это не подготовка к жизни, а собственно жизнь. И тогда становится важным качество образовательной среды: качество отношений, роль учащихся в этой системе координат, отсутствие у них чувства одиночества и т.п. Есть очень хорошее выражение: «Стремление быть лучшим не то же самое, что стремление быть лучше». По-моему, это как раз про обсуждаемый разворот.
Последний тренд, который окончательно оформился в этом году, связан с так называемым расшколиванием и пониманием того, что дети перестали принадлежать школе. Раньше школа считалась единственной точкой образования, а прошедший год, в особенности период дистанционного обучения, доказал, что существует множество способов получения образования. Ориентировочно, если в 2008 году 10 тысяч детей в России помимо школы получали образование в других форматах, в 2018 году их количество возросло до более чем 100 тысяч. Рынок онлайн-образования также показывает высокие результаты с ростом около 60% в год. Стало понятно, что семья может обеспечить ребенку очень интересное образование и вне школы, особенно в крупных городах и региональных центрах. Чтобы конкурировать с новыми содержательными и технологическими возможностями, школа должна предлагать ученикам что-то уникальное, важное и индивидуальное. И в этом смысле лицей показывает пример, предлагая ученикам возможность выстраивать индивидуальный учебный план, выбирать предметы и менять направление обучения.
В этом году лицей впервые протестировал формат дистанционного обучения. Как был организован этот переход?
Мы изначально внедрили принцип единого окна, то есть одного входа в систему для всех учеников и преподавателей, где фиксируется основная информация. Для нас таким окном стал уже привычный для всех электронный журнал, обладающий всей нужной инфраструктурой. В журнале ребенок в привычном для себя режиме мог смотреть расписание и видеть, какие занятия пройдут онлайн, а по каким необходимо получить материалы и выполнить задания. В нем также предусмотрена возможность обмена информацией и различными объявлениями, общения с преподавателями. Использование единой системы для организации дистанционного обучения позволило существенно снизить организационные издержки для всех участников, поэтому этот шаг был, как нам видится, правильным.
Нам также сразу стало понятно, что простого асинхронного обучения нам будет недостаточно. Формат, при котором преподаватель формирует пакет материалов и заданий, оправляет ребенку, а затем получает выполненные задания обратно, – это классическое заочное обучение, но никак не дистанционный формат XXI века. Мы решили, что все ученики должны иметь возможность изучать предметы в режиме реального времени онлайн, и еженедельно у нас проводилось около 2 тысяч онлайн-занятий. Естественно, обеспечить все предметы в таком формате не представлялось возможным в силу большого числа учащихся, тем не менее мы смогли организовать онлайн-формат для всех профильных предметов, которые ребята изучают на углубленном уровне. Частично мы уже были готовы к такому переходу: у нас было разработано 13 онлайн-курсов смешанного обучения по основным предметам, которыми могли пользоваться ученики.
При дистанционном формате обучения готовность учеников к самостоятельной работе играет основную роль, ведь ее объемы значительно возрастают. Лицей к этому оказался готов, ведь мы и в обычное время делаем ставку на самостоятельность, ответственный выбор учеников.
В чем главные недостатки и преимущества такого формата обучения?
Плюсы у дистанционного обучения точно есть, и первое, что мы отметили, – это разрушение стен классов. В онлайн-формате всегда есть возможность подключиться к тому Zoom-уроку, который кажется интереснее и полезнее. Мы уже реализовывали подобный формат и в очном режиме, когда ученики могли посетить занятие у другого преподавателя в качестве вольного слушателя, но сейчас в отсутствие территориальных и временных барьеров это явным образом получило распространение.
Еще один позитивный тренд, который мы заметили, – это уход от стандартного объяснения нового материала. Ребенок вполне может изучить какие-то материалы самостоятельно, а занятия должны быть посвящены какому-то более практическому взаимодействию.
Мы также поняли, что нередко задаем слишком большой объем домашних заданий. Это, наверное, можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Как мне кажется, это в целом какая-то советская традиция, от которой необходимо отходить. Гораздо эффективнее будет дать ребятам для изучения конкретные материалы, которые они с большой вероятностью прочитают, нежели список литературы из 30 произведений.
Недостатки, безусловно, тоже имеются. Пожалуй, самый явный и банальный из них – это отсутствие живого общения преподавателей и лицеистов, что ощутили абсолютно все. Как бы далеко ни зашло развитие онлайн-образования, в таком формате все еще очень сложно воспроизводить личностные знания, все то социальное взаимодействие, которое нас выращивает. Даже Zoom-вечеринки и другие наши инициативы, к сожалению, не смогли полностью компенсировать недостаток общения.
Стало также совершенно очевидно, что дистанционный формат скорее увеличивает объем работы для преподавателей, а не уменьшает. Многие убедились, что все те технологии, которые использовались для дистанционного обучения, уже существовали и могли быть использованы и раньше. Нельзя сказать, что с точки зрения формата за это время родилось нечто абсолютно новое.
Вступительные испытания в этом году также прошли в онлайн-формате. Какие выводы можно делать на основе полученного опыта?
Действительно, мы единственные в России, кто сумел провести онлайн-испытания для такого широкого числа учеников средней школы – более 5 тысяч абитуриентов.
Основной вызов, который здесь возникает, связан с проверкой самостоятельности выполнения ребятами заданий. Причем это волновало очень многих участников: как ученики, так и их родители много раз обращались ко мне с беспокойствами о том, что остальные участники пишут экзамен нечестно. Тот факт, что мы изначально не очень друг другу доверяем, стал для нас довольно грустным открытием.
Опасения, однако, можно было понять, и задачу по контролю нужно было как-то решать. Для этого мы использовали технологию прокторинга, при которой процесс экзамена записывается с помощью веб-камер и микрофона. Существует несколько видов прокторинга. При синхронном прокторинге за группой ребят в режиме реального времени наблюдает проктор, который может ответить на вопросы и помочь разрешить технические сложности. Асинхронный прокторинг не предполагает наличия прокторов, вместо этого ведется запись аудио и видео, которую отсматривают уже по результатам испытаний. Мы остановили выбор на асинхронном прокторинге в силу большого числа участников и ограниченности ресурсов – найти такое количество компетентных прокторов просто не представлялось возможным.
Конечно, это повлекло за собой некоторые трудности. В силу напряжения, волнения и страха ребятам сложно было выполнять даже некоторые элементарные действия, к которым они регулярно прибегают в обычное время. Например, у нас было предусмотрено написание эссе. Алгоритм действий прост: написать эссе на чистом листе А4, сфотографировать, выслать фотографию себе на почту, сохранить файл на рабочем столе компьютера, а затем загрузить в систему. Но даже здесь возникало множество вопросов, несмотря на пробные тестирования. Для того чтобы без лишнего стресса проходить такие испытания, безусловно, нужно иметь соответствующий опыт.
С другой стороны, такой формат предоставил нам и новые возможности для проведения собеседований с поступающими. Очно мы никогда не могли провести индивидуальные интервью со всеми ребятами, а теперь при наличии четкого расписания звонков в Zoom это совершенно реальная история. Причем ребятам не нужно приезжать в Москву из других городов, подстраиваясь под определенные дату и время, ведь все это проходит онлайн.
Какие ключевые события произошли в лицее в уходящем академическом году?
Прошедший год стал самым урожайным по количеству призеров олимпиад среди лицеистов. Нам все время кажется, что мы уже достигли потолка, но каждый раз нашим замечательным детям удается взять новые вершины. В этом году 358 мест досталось победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников, что примерно на 20% больше, чем в 2019 году. Еще 402 ученика – дипломанты олимпиады «Высшая проба», и это прирост почти на 45% по сравнению с прошлым годом. Все это свидетельствует о том, что в условиях обостренной конкуренции при поступлении в ведущие вузы олимпиадный трек становится все более важным. Поэтому нам, несомненно, необходимо предоставлять ребятам возможность пользоваться им.
Яркой особенностью этого учебного года стало открытие в лицее двух новых направлений обучения: «Математика» и «Естественные науки». Это очень важная для нас история, особенно с учетом открытия в Вышке естественно-научных факультетов. В контексте этого нам удалось апробировать уникальную программу по профильной биологии, которая состоит из пяти модулей. Перед началом обучения ребята проходят тестирование, по результатам которого им предоставляются рекомендации, какие из этих модулей и в каком порядке стоит изучать. В итоге для каждого ученика была создана индивидуальная траектория обучения. Единственное, над чем нам еще предстоит поработать, – это материально-техническое обеспечение. Пока у нас нет полноценной химической ученической лаборатории, но благодаря сотрудничеству с Московским химическим лицеем наши ребята имели возможность заниматься практической работой там.
Говоря о математическом направлении, стоит отметить запуск регулярного лектория для наших учеников с ведущими математиками России и мира. Ученые приходили на наши встречи и делились с ребятами интересными математическими знаниями. Это позволило ученикам прикоснуться к огромной научной области, которую им предстоит изучать, а также определиться с узкими темами, интересующими их больше всего. Здесь нам оказали поддержку коллеги и партнеры из «Школково» – молодые математики, которые сами в прошлом были победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, а теперь преподают эту сложную, олимпиадную математику детям.
В этом году в лицее был создан собственный эндаумент-фонд, который собрал уже 10 миллионов рублей. Это важное достижение, и я надеюсь, что данное направление будет развиваться и дальше. Мы делаем большую ставку на наших выпускников. Лицей – довольно молодое учебное заведение: в прошлом году наш первый выпуск окончил бакалавриат, и сейчас эти ребята начинают выходить на рынок труда или продолжать обучение в магистратуре. Наши выпускники уже сформировали собственное сообщество и активно обсуждают, как хотели бы помочь лицею и какую поддержку желают получить от нас. Поэтому мы уверены, что эндаумент-фонд – история не о количестве собранных средств, а о сообществе, которое вокруг него создается, и понимании места лицея в нем.
Последнее, что я бы отметил, – это работа в области сотрудничества с другими школами. Мы объявили бесплатную стажировку для управленческих команд школ со всей России и по итогам конкурса отобрали 20 команд, или почти 100 человек. Предполагалось, что участники в течение нескольких дней будут ходить на наши занятия, встречаться с учениками и изучать образовательные практики лицея. В связи с пандемией начало стажировки пришлось перенести на октябрь 2020 года, и мы с нетерпением ждем запуска программы. Передача опыта лицея в другие города и регионы нам кажется крайне важной.
Какие главные вызовы стояли перед лицеем?
Пожалуй, основным вызовом стал поиск решения того, как на практике организовать всю ту вариативность курсов, которую мы включили в наши программы. Речь в первую очередь идет о новых программах: для всех пяти модулей биологии, о который шла речь ранее, необходимы разные помещения, так же, как и для всех математических групп. В итоге нам удалось найти решения, но сделать это было непросто.
Мы также сделали интересный системообразующий шаг в развитии лицея, заключив трехстороннее соглашение по созданию отдельного направления по изучению нефтегазовой промышленности с РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и компанией «Новатэк». Это произошло в результате сразу ряда факторов: интереса к направлению со стороны лицеистов, отсутствию релевантных направлений обучения в Вышке и потребности в талантливых специалистах со стороны компании «Новатэк». Со следующего учебного года этот специфический трек обучения будет доступен для ребят с направления «Информатика, инженерия и математика», интересующихся нефтегазовой индустрией. Подобные форматы сетевого взаимодействия разных структур и университетов – эффективный инструмент для ответа на запрос учеников.
Какие основные направления работы запланированы на следующий год?
Нам предстоит масштабная работа по анализу результатов дистанционного обучения и уроков, которые удалось вынести из сложившейся ситуации. И в этом смысле уже сейчас ясно: прежним очное образование в лицее не будет.
Стандартные форматы будут обязательно дополняться разнообразными онлайн-формами. К тому же опыт, который мы получили, можно использовать для решения существующих проблем. Например, у нас всегда остро стоял вопрос замены уроков, ведь многие наши преподаватели из вуза и часто уезжают на научные конференции. Теперь, когда мы освоили необходимые технологии, преподаватель может продолжать работу и вести занятия, даже находясь на другом континенте. Дистанционное обучение также сможет расширить вариативность образования для учеников. Если до этого момента единственной дисциплиной, которая полностью реализуется в онлайн-формате, оставалась астрономия, то теперь количество таких дисциплин можно увеличивать, если ученики согласятся, что какие-то из них им удобнее осваивать в дистанционном режиме.
Наша главная задача – не растерять наследие периода дистанционного обучения. Уже сейчас мы проводим внутренний социологический мониторинг, чтобы получить представление о лучших практиках. После этого на основе полученных результатов мы будем обсуждать внедрение онлайн-элементов в образовательный процесс.
Беседовала Алина Ефимова