• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бояться нечего

Разговор с педагогом-психологом Лицея ВШЭ Нильсом Батюком и мнения тех лицеистов, кто обратился за психологической помощью

Külli Kittus / Unsplash

В старших классах и в институте мы часто сталкиваемся с большим давлением и серьезными переживаниями. Но где искать помощь, если родители не понимают, а друзья лишь дают однообразные советы? В «большой» Вышке для этого существует Центр Психологического Консультирования, в Лицее ВШЭ – педагоги-психологи, к которым можно попасть на приём. Дети Вышки взяли интервью у Нильса Батюка, психолога Лицея, а также опросили тех, кто уже воспользовался помощью профессионалов, чтобы развеять страхи и сомнения учеников, которые до сих пор не решались пойти к психологу.

Нильс Батюк
Нильс Батюк

Для большинства из нас школьный психолог – это странный человек, который на протяжении нескольких лет обучения составлял какие-то тесты, заставлял их проходить, а потом просто уносил результаты в никуда; это человек, который, скорее всего, даже не пытался быть доброжелательным или предложить свою помощь. Однако в Вышке и Лицее все работает совсем не так! Убедиться в этом нам помог Нильс Батюк, который подробно рассказал о своей работе:

«Для начала хотел бы сказать, что те, кому интересно узнать побольше про психологов, могут зайти на страничку school.hse.ru/psycho. Там написано, с чем можно обращаться к психологам, что они могут и не могут сделать, как записаться на консультацию, что примерно может происходить на консультации. Отмечу, что обращение к психологу может происходить только на добровольных началах, поэтому обращаться стоит тогда, когда есть такое желание или назрела такая необходимость. Запросы к психологу бывают очень разные. Комментировать их конкретно я бы не стал, поскольку очень важное условие нашей работы – конфиденциальность. Отмечу только, что диапазон широк, начиная от желания выговориться и быть услышанным в связи с конкретной жизненной ситуацией, заканчивая желанием разобраться в какой-то внутренней проблеме и реализовать план по её решению. Разумеется, запрос любого человека к психологу связан с тем, как он воспринимает себя, обстоятельства своей жизни, свои перспективы в той или иной ситуации», – обьясняет Нильс Батюк.

Мы решили воспользоваться советом и внимательно изучили информацию, доступную на странице Психологического центра консультирования ВШЭ. Оказывается, к специалисту и правда можно прийти с любой проблемой. Среди самых популярных обращений – неуверенность в себе, чувство одиночества, переживания, связанные с потерей любимых и близких людей, проблемы в учебе или общении, неудовлетворенность своей жизнью. Стоит отметить, что это лишь малая часть вопросов, которые можно обсудить с психологом, поэтому не нужно переживать, если ваш не вошёл в этот список.

«Думаю, важно сказать, что это совершенно нормально — зайти к психологу и познакомиться, поделиться тем, что беспокоит, и подумать вместе с ним, что можно сделать в этой ситуации. Обращаться к нам можно со всем, что важно обсудить. Если что-то выходит за рамки того, чем я могу помочь или за рамки моей компетенции, я сообщу об этом человеку, и мы сможем подумать, что с этим делать.

Сталкиваться с предубеждениями и недоверием со стороны учеников мне не приходилось, так как ко мне приходят те, у кого уже есть запрос, который они в какой-то мере готовы мне доверить. Опять-таки, если есть недоверие, но психологическая поддержка нужна – можно прийти к психологу, поговорить и понять для себя, чувствуете ли вы доверие или нет.

Если говорить о задачах психолога, то это в самом общем виде помощь лицеистам в преодолении трудностей, связанных с обучением, развитием, социальной адаптацией. Понятно, под это определение подходит огромное множество возможных психологических трудностей, так как любая серьёзная проблема влияет и на обучение, и на развитие, и на адаптацию.

В случае затруднений лицеистов к психологу могут обращаться и учителя. Однако, в таком случае психолог будет обсуждать то, что в этой ситуации зависит от обратившегося, а не учащегося.

Все спрашивают про анонимность, но точнее было бы сказать «конфиденциальность». Она заключается в том, что я не пересказываю другим людям информацию, полученную в ходе беседы на консультации. Если меня кто-нибудь спросит: «А что Маша говорила на консультации?», – я скажу, что это конфиденциальная информация. Исключение могут составлять случаи серьёзного риска для жизни и здоровья, нарушения законных прав учащихся. Подробнее о принципе конфиденциальности и всех возможных деталях можно прочитать в документе – hse.ru/docs/252583663.html

Если потребность обратиться есть, но одолевают сомнения, то можно взять и обратиться. Хотя бы в порядке эксперимента. У меня точно нет «рентгена», позволяющего видеть мысли, как и у остальных психологов.

Я стараюсь придерживаться безоценочной позиции, бережно относиться к тому, что мне говорит человек, держаться в рамках озвученного запроса. И я точно не буду «заставлять» работать над проблемой, так как всё, что происходит на консультации – добровольно», – говорит Нильс Батюк.

Marco Bianchetti / Unsplash

И все же, что может происходить на консультации психолога? Ответ прост: консультация – это разговор. Правда, в отличие от разговора с друзьями или родителями, на приеме у психолога никто не будет давать вам советы, упрекать в чём-то или пытаться вас изменить. Чтобы лучше понять вас и вашу проблему, вам могут предложить заполнить психологический тест, нарисовать что-то или сделать упражнение. Конечно, по взаимному согласию и при понимании того, зачем это нужно. Психологи Лицея – не врачи, они не станут выписывать вам антидепрессанты и не поставят медицинский диагноз. Психологи знают, что управлять своей жизнью можете только вы, поэтому вместе с ними можно подумать о том, как решить ту или иную проблему: в процессе беседы психолог может задавать вопросы, чтобы понять человека и помочь человеку лучше осознать происходящее с ним, обратить внимание на какие-то значимые аспекты опыта, дать обратную связь.

Не забывайте, что поддержу лицейских психологов можно получить всегда! Даже в условиях пандемии специалисты готовы прийти на помощь. А ведь необходимость в этой помощи в такой непростой ситуации может лишь возрасти. О том, как проходила работа в карантин, нам также рассказал психолог Лицея:

«На карантине я работаю онлайн: ко мне можно записываться через форму записи на сайте (как и к другим психологам). Благодаря возможности видео и аудио-связи вполне получается установить контакт и развивать диалог. Конечно, есть некоторые ограничения. Например, у человека не всегда есть место, где никто не побеспокоит. Возможны технические сбои. Всё остальное зависит только от говорящих».

Мы надеемся, что рассказ профессионала приоткрыл для вас завесу тайны работы психологов Лицея НИУ ВШЭ. Однако, если вы все ещё не уверены в том, что психологи Лицея достойны доверия, Дети Вышки нашли тех, кто давно убедился в этом на личном примере. Мы не будем называть имён, но будьте уверены, что все опрошенные – такие же девушки и ребята, как и вы, со своими страхами и переживаниями.

«У лицейского психолога была дважды: один раз, чтобы попросить помощи в личных отношениях с одним человеком, а во второй раз из-за нервного срыва после защиты ИВР. Не могу сказать, что мне это особо помогло в долгосрочной перспективе, но в тот момент получилось облегчить душу и успокоиться. Атмосфера была приятной, без какого-либо давления, после такого становится проще собраться с мыслями и идти дальше работать. В основном мне посоветовали пить травяной чай, зажигать свечи и смотреть на огонь, окружать себя приятными мелочами, больше спать, однако на деле часть из них мне не подошла, некоторые оказались просто нереализуемыми (норму сна я не смогла выполнять). В целом психолог был очень доброжелательным, дал мне свой номер телефона, чтобы в случае чего я могла обратиться за помощью или договориться о времени встречи».

«Я пошла к психологу, когда одновременно стало тяжело на учёбе и дома, с друзьями. Накопилось.

Думаю, многие ребята с таким сталкивались: очень много работаешь, но всегда кажется, что мог бы делать ещё больше, успевать больше, писать олимпиады лучше! Синдром отличника даёт о себе знать. Плюс, конечно, когда плохое настроение на учёбе, это выливается на близких людей, всё ведёт к недопониманию и ссорам.

Психолог гуманитарного направления Людмила Ивановна (Вердиян. – Прим. ред.) помогла мне начать очень непростой, но такой важный путь принятия себя и своих "тараканов", посоветовала несколько упражнений для борьбы со стрессом. Я очень рада, на самом деле, что в лицее есть такие открытые и приятные психологи, которые готовы идти на контакт! Помню, в моей прошлой школе кабинет психолога был местом, куда попадали, только если с кем-то случался нервный срыв – и тогда человека отпаивали чаем и закидывали конфетами, пока он не успокоится, на этом всё. К Людмиле Ивановне тоже можно ходить пить чай, но это не единственный формат общения.

В самый первый раз я попала к психологу, когда в прошлом году у меня случился нервный срыв, я очень долго не могла перестать плакать. Друзья отвели меня к куратору (весь путь я рыдала), потом куратор довела до кабинета психолога (аналогично: рыдала). Когда меня усадили и стали спрашивать, что случилось, я резко пришла в себя и стала рваться на пару. Думала: «что я здесь делаю? Это ошибка! Я нормальная, никакой психолог мне не нужен. Подумаешь, захотелось поплакать». Я была не права!

Людмила Вердиян
Людмила Вердиян
Facebook

Абсолютно нормально ходить к психологу просто, чтобы вместе постараться понять, как сделать так, чтобы было чуть легче. И не допускать ситуаций, в которой оказалась я».

«Ситуация произошла в январе. На паре у меня начался приступ паники: в тот день он был особенно сильным. Учитель повёл меня к медсестре, а оттуда - к психологу. Пока мы ждали мою маму, мы очень хорошо побеседовали, пытаясь докопаться до главных причин, которые вызывали эти приступы. Разговор был очень мягким, спокойным. После приезда мамы, психолог поговорил и с ней, не раскрывая какие-либо личные детали, которые мы обсуждали. Получилось на собственном примере убедиться в том, что про конфиденциальность помнят, уважая мою личную жизнь и оправдывая доверие.  В тот день психолог лицея мне очень помогла разобраться в данной проблеме, и я действительно благодарю её за это».

Слова учеников говорят сами за себя. Надеемся, они смогли повлиять на точку зрения всех наших недоверчивых читателей. Ведь нельзя забывать о том, что здоровье психологическое важно не меньше, чем здоровье физическое. Конечно, не стоит забывать, что запросы, с которым вы приходите к психологу, и сама работа с ним может быть разной: кто-то просто приходит, чтобы выговориться, и в этом случае можно обойтись одной консультацией; иной раз хочется поработать над определенной проблемой, и в этом случае работа занимает больше времени. Все зависит от того, что хочет человек и сколько усилий он готов приложить.

Многим из нас предстоит какое-то время находиться в изоляции, предстоит пройти через ЕГЭ, вступительные испытания и собеседования, необходимо будет поддерживать хорошие отношения с семьей и друзьями – и все эти задачи хочется выполнить успешно. Вот почему мы призываем всех помнить о том, что в Лицее или на экране вашего ноутбука всегда есть человек, который сможет оказать профессиональную поддержку.

 

Екатерина Ляхова

18 июня, 2020 г.