• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Магистратура – это пространство, где часть ответственности берет на себя студент, а часть –преподаватель»

Интервью с руководителем академических программ Музея современного искусства «Гараж» Марией Польниковой о магистерской программе «Практики кураторства в современном искусстве»

Музей современного искусства «Гараж»

«Окна роста» побеседовали с руководителем академических программ Музея современного искусства «Гараж» и преподавателем НИУ ВШЭ Марией Польниковой о том, как и зачем создавалась магистерская программа «Практики кураторства в современном искусстве», как удается объединять музейную и академическую жизнь в одном начинании и работать в эпоху карантина.

Мария Польникова и Антон Белов
Мария Польникова и Антон Белов
thevyshka.ru

Магистерская программа «Практики кураторства в современном искусстве» была открыта в 2019 году при Базовой кафедре Музея современного искусства «Гараж» в НИУ ВШЭ. Расскажите, пожалуйста, о программе, кем и как она была создана? Зачем музею современного искусства нужна магистратура и как удается объединять музейную и академическую жизнь в одном начинании?

Программу магистратуры придумал Музей «Гараж» на фоне системного кадрового голода в российской культурной индустрии, который многие годы обсуждается на уровне федеральных музеев и региональных институций. Моментального решения для этой проблемы не существует. Темпы трансформации культурной среды даже сейчас, в период экономической стагнации, носят рекордный характер. А образование, которое так же, как и культура, прошло через кризис в конце 80-х-начале 90-х годов, пока не поспевает за развитием рынка профессий во многих отраслях, в том числе и в культурной, и продолжает готовить специалистов (историков искусства, культурологов, музеологов), ориентированных преимущественно на изучение истории. Эти знания, важные и нужные, недостаточны для работы в современном музее (не обязательно музее современного искусства). Наша программа готовит профессионалов, которые могут стать частью команды любой музейной институции, проекта по развитию культуры отдельных регионов или городов (например, программ реконструкции парков, создания фестивалей, сезонных мероприятий и пр).

Для реализации подобного проекта нужен академический партнер. Помимо удовлетворения очевидного бюрократического интереса, ведь в России для выдачи дипломов нужно обладать образовательной лицензией, хотелось работать с институцией, которая выступит воронкой внутрь для студенческого сообщества, схожего с нами по ценностям. Эту задумку мы достаточно случайно обсудили с Антоном Беловым, директором Музея «Гараж». Я – выпускник Вышки, бывший аспирант факультета права, а в течение нескольких лет еще и приглашенный преподаватель университета, так что с уверенностью могу шутить о том, как удачно сумела «продать» принадлежность к alma mater. Мы стали думать над формой партнерства и практически сразу пришли к модели базовой кафедры. Нас поддержали коллеги от профильных образовательных направлений университета, оказалось, что есть большой интерес со стороны студентов к современному искусству, а программ такого типа в Вышке не было. Базовая кафедра имеет статус общеуниверситетской, то есть открыта к работе в самых разных формах со всей Вышкой. Например, по итогам одной из встреч Ярослав Иванович Кузьминов предложил нам создать майнор, и сейчас он стал одним из самых востребованных в университете.

 

Расскажите в чем принципиальное отличие этой программы от других магистратур в области культуры и искусства, которые уже присутствуют на рынке и есть в Вышке?

В России есть несколько магистерских программ, которые занимаются обучением арт-менеджменту и кураторскому делу. Однако их создание инициировано университетскими сообществами, а никак не активным представителем рынка культуры. Очень сложно оценивать другие программы, но складывается впечатление, что они были подготовлены не единой командой, а кругом специалистов, отдельно подобранных в разные периоды времени. И невозможно игнорировать тот факт, что разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру произошло в России не так давно, и отголоски этого перехода мы еще не преодолели до конца.

Поставщиками работников для культурной индустрии являются также программы по истории искусства и культурологии. В Вышке есть прекрасная программа, которой руководит Анна Гусева, «История художественной культуры и рынок искусства», есть замечательные программы у Школы культурологии. Но если посмотреть на систему дисциплин этих магистратур, то мы увидим, что они ориентированы на подготовку экспертов – носителей разных знаний из области гуманитарных наук. 

Наша программа создана представителем рынка, который сформулировал, каких знаний и навыков не хватает тем, кто приходит работать в культурную индустрию. Число институций, которые нуждаются в кураторах и арт-менеджерах, будет расти год от года, сегодня это запрос от нескольких десятков организаций, но динамика преобразований в культуре, повторюсь, бьет все рекорды: открытие фондом V-A-C музейного комплекса ГЭС-2 в этом году, строительство ГМИИ им. А.С. Пушкина Музейного городка, грандиозная реконструкция здания Новой Третьяковки на Крымском Валу, открытие филиалов Третьяковской галереи в Самаре и Калининграде, появление новых региональных центров культуры. Архитектуру программы собрала Катя Иноземцева, академический руководитель и старший куратор музея «Гараж». В двухлетнее обучение были сразу интегрированы несколько ключевых компонентов:

  1. во-первых, мы сразу избрали идеологию совместного обучения кураторов и арт-менеджеров, хотя такой практики в России больше нет нигде. Наши студенты в один день работают с Катей Иноземцевой, а в другой — с Настей Лесниковой (координатор выставочных проектов Музея), слышат разные позиции про одни и те же вопросы и могут сделать выводы о том, как эти профессионалы взаимодействуют в реальной жизни.
  2. во-вторых, программа является практико-ориентированной, и ее конечным элементов выступает организация студентами выставочных проектов. Выставка готовится студентами на протяжении полутора лет, ребята работают в командах и тем самым встраиваются в циклы функционирования культурных институций. Мы можем наблюдать уже сейчас, как постепенно студенты сталкиваются с характерными для музеев особенностями командной работы. В том числе я имею в виду культуру взаимодействия, когда кураторы и арт-менеджеры не занимают две разные позиции и противостоят друг другу, а работают сообща на один результат.
  3. в-третьих, мы осознанно сделали в магистратуре немного дисциплин, чтобы не повторять методологическую ошибку, знакомую тем, кто учился в России, когда ты одновременно изучаешь до 10 предметов. Это огромная нагрузка и для студентов, и для преподавателей.
Занятия майнора "Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику"
Занятия майнора "Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику"

Расскажите поподробнее о преподавательском составе и о спикерах, которые приглашаются к студентам?

У нас на программе есть две группы спикеров. Первую группу я бы обозначила, как «корневых» преподавателей: существуют основные предметы магистратуры, которые аудиторно и тематически занимают самые большие объемы в течение учебного года. А, поскольку магистратура ставит перед собой задачу интеграции студентов в профессиональный мир, есть вторая группа спикеров – это практикующие эксперты из самых разных областей: архитекторы, дизайнеры, те, кто занимается выставочными проектами, публичными программами, биеннале за пределами Москвы. Это огромная сетка друзей и партнеров «Гаража», которых мы приглашаем и просим рассказывать правду, говорить о проблемах, то есть ни в коем случае не выступать с программными лекциями, не заниматься каким-то комплементарным повествованием о своей работе. И мы всегда договариваемся о возможностях для наших студентов при возникновении вопросов написать спикеру напрямую (на почту или через фейсбук), чтобы программа не выступала «пятым колесом» в этом общении. То есть спикер воспринимает студента нашей программы не как какого-то случайного персонажа, а как того, кто в перспективе, станет коллегой по цеху. То, как сейчас готовится один из выпускных проектов, неплохо иллюстрирует подобное сотрудничество: приглашенный спикер согласился предоставить площадку под выставку, которую готовят наши студенты.

 

Вы очень подробно рассказали про программу, как и зачем она создавалась, интересно было бы узнать, кого вы хотели бы видеть в качестве своих студентов, каков для вас профиль идеального абитуриента?

Я думаю, не существует какого-то единственно верного и конечного определения целевого образа для абитуриента нашей программы. Мне бы хотелось никогда не обрести строгого и категоричного взгляда на потенциальных студентов. Когда мы придумывали программу, нам удалось описать три группы целевой аудитории. Первая группа – это молодые люди, продолжающие свое образование, скорее всего, в области гуманитарных наук, которые либо сразу из бакалавриата приходят к нам в магистратуру, либо берут gap year, чтобы подумать, хотят ли они учиться дальше, хотят ли они учиться чему-то гуманитарному или хотят сменить профиль. Вторая группа – это те, кто сейчас работает в культурных проектах или имеет такой опыт. Здесь нас, прежде всего, интересовали ребята из локальных инициатив, потому что все знают о существовании в России серьезной проблемы горизонтальных связей. Мы хотели, чтобы магистратура стала местом, куда съезжается коллеги со всей страны, знакомятся и сохраняют рабочие доверительные отношения на долгие годы. Третья группа целевой аудитории – это люди, которым хочется получать новое знание, которые никогда не работали в культурной индустрии и никогда, возможно, не будут там работать, но у них есть безусловная потребность в том, чтобы заниматься изучением чего-то для себя необычного и уникального. Это скорее всего те, кому за 30 лет, то есть те, кто уже не первый год задействован профессионально, те, кто может быть доволен/недоволен своей текущей работой. Мы не ставили перед собой цели, чтобы все выпускники нашей магистратуры в обязательном порядке шли работать в культурную индустрию. Вступительная кампания первого набора показала, что мы с целевой аудиторией угадали, всех, кто к нам пришел, я бы могла разделить на эти три большие группы. Например, Аня Кудрявцева – это человек, который, с одной стороны, недавно закончил факультет журналистики МГУ, но при этом она работает над реализацией собственного проекта – готовит к открытию культурный центр в Твери, то есть она представляет сразу две целевые группы. Батырхан Куатов – это человек, который просто любит учиться, любит что-то сложное, но я уверена, что он не станет бросать свою карьеру в фармацевтическом бизнесе, хотя, кто знает, возможно, он влюбится в профессию, и мы еще не раз испытаем восторг от реализованных им кураторских проектов. Безусловно, важно понимать, кто к тебе идет учиться и для чего ему это нужно, поэтому у нас так велик вес мотивационного письма в структуре вступительных испытаний. Выбор должен быть взвешенным, мотивированным и осознанным. У всех есть ожидания от программы, запросы, пожелания, и мы стараемся вести открытый диалог со слушателями. Магистратура – это пространство, где часть ответственности берет на себя ученик, а часть – учитель.

Библиотека Музея «Гараж»
Библиотека Музея «Гараж»
Музей современного искусства «Гараж»

Насколько сильно изменился формат преподавания в условиях онлайн-работы? Стало ли сложнее общаться студентам и преподавателям друг с другом? И наверняка существует нехватка оффлайн-пространств библиотеки «Гаража», архива, самого Музея.

Думаю, правильно говорить об этом с нескольких точек зрения. Первая: технический вопрос, который нельзя отрицать как безусловно важный. Когда мы рассказываем о том, что занятия магистратуры проходят в кампусе Парка Горького, мы искренне видим в этом преимущество и считаем, что есть большая роль того визуального ряда, в котором ты находишься несколько часов в день 10 учебных месяцев в году. При переходе на дистанционный формат мы оказались в новой организационной ситуации: нет Образовательного центра «Гаража», нет библиотеки, которая одновременно может выполнять функцию коворкинга. Но нам было не так сложно перестроиться, потому что команда у проекта молодая, и мы оперативно освоили Zoom. Важно то, как преподаватели, которые к нашей программе на тот момент присоединились, оперативно встроились в новую реальность. Когда мы раньше отбирали потенциальных кандидатов-преподавателей образовательной программы, нас часто останавливал географический аспект, мы считали, что занятия через Skype будут неэффективны. Я честно скажу, что сейчас этот барьер практически до конца исчез, если вы друг друга когда-то видели вживую и у вас было пространство для очного общения, то дальше вы спокойно можете функционировать через дистанционный канал. Я думаю, что для программы это станет источником большого количества спикеров, так сказать, подарком карантинного периода.

 

Изменилась ли суть образовательного процесса? Внес ли карантин коррективы в учебный план?

Из тех мер, которые мы приняли для того, чтобы всем было комфортно, – это перенос двух дисциплин со второго полугодия на осень-зиму следующего учебного года. Это были как раз те два предмета, где преподаватели не были знакомы со студентами, и нам показалось правильным не начинать их общение в период карантина. Все условия нам благоволили, и надо отдать должное Вышке, которая оказала феноменальную поддержку в период перехода на онлайн-обучение, в том числе разрешала вносить изменения в учебные планы, и не настаивала на том, чтобы вся работа была воспроизведена так, как было запланировано изначально. Честно признаюсь, мы сделали сессию проще: мы изменили правила проведения экзаменов больше, чем по половине предметов, так как у нас основная часть экзаменации приходится на вторую половину учебного года. Первый большой серьезный экзамен на программе случился уже во время карантина. Экзамен – это всегда волнительное мероприятие, и, одно дело, когда это происходит вживую, а, другое дело, когда вы находитесь по разные стороны экрана. Поэтому мы решили чуть сбавить строгость требований до разумного предела, чтобы это не вылилось в трагическое испытание и для преподавателей, и для студентов. Дальше мы будем нагонять и восполнять то, что в этот год не случилось. Но интенсивность расписания осталась той же, в отдельные недели мы проводили больше пар, чем до этого, в том числе потому, что преподавателям было проще подключаться к занятиям. Мы смогли пригласить огромное количество внешних спикеров с тем, чтобы обсудить, как институции работают в эпоху карантина: большую часть команды «Гаража», в том числе директора, представителей федерального и регионального музеев, команду Ельцин-центра, а также спикеров из Германии и Испании. Этого бы всего не случилось, не будь карантина. Выставочные проекты, которые ребята готовят, на мой взгляд, не сильно пострадали. Где-то работать чуть сложнее, потому что необходимо изучать особенности площадок, знакомиться с художниками и пр. Наверное, карантин чуть-чуть украл времени, что-то пришлось отложить, но я хочу верить, что это не критично.

В какой-то момент, мы посчитали нужным сделать опрос, не устали ли студенты, и, спросили, не нужно ли сделать микроканикулы внутри семестра, чуть-чуть сбавить обороты. Удивительным образом мой прогноз не сбылся. Я была уверена, что студенты будут сетовать на большую загрузку, а выяснилось, что магистратура в условиях карантина стала пространством прогнозируемости. И мне было удивительно, что для многих ребят наш проект – это такой важный кусок прежней жизни во время пандемии, островок стабильности в эпоху неопределенности.

Мария Польникова
Мария Польникова
thevyshka.ru

Будут ли какие-то онлайн-практики, которые сформировались уже сейчас, в период карантина, практиковаться дальше, например, вечерние сессии в Zoom с новыми спикерами? В каком формате пройдет последний учебный месяц?

Мы решили, что не станем переходить в оффлайн до конца учебного года. Многие разъехались по родным городам, жизнь у большинства встроилась немного в другой ритм, такой резкий рывок сейчас, во время сессии, просто неуместен. Я буду всегда предлагать спикерам два варианта выступлений: во-первых, мы всегда готовы их встретить лично, с караваем в дверях Образовательного центра, но если им это неудобно (или они не любят караваи), то Zoom – тоже опция. И я уверена, что для многих теперь она станет классной альтернативой, потому что многие хотят быть частью образования, многие хотят поделиться своим опытом, но, например, человек физически может находиться в другом городе, на проекте, и раньше мы бы ждали его возвращения, а сейчас можем договориться об удаленных занятиях. Все наши преподаватели – люди, которые активно работают, у них есть командировки, и раньше при планировании занятий мы всегда «вырезали» эти дни, сейчас я понимаю, что теоретически, если у преподавателя есть силы и возможность, и это критично и важно для образовательного процесса, он сможет вести занятия вечерами из гостиницы, это будет выходом.

 

А как будет организована вступительная кампания в этом году, тоже онлайн?

В Вышке всегда первый этап вступительных испытаний в магистратуру преимущественно был организован дистанционно. Безусловно, существовала возможность подать бумажный комплект документов, но все-таки университет всегда был ориентирован (и в этом смысле мы удивительно совпадаем) на работу с регионами, поэтому дистанционная подача документов в магистратуру доступна многие года. В эту кампанию Вышка решила, что все вступительные экзамены в магистратуру переводятся в онлайн, в том числе собеседования для минимизации угрозы здоровью абитуриентов, команд образовательных программ. Но удивительным образом это опять не будет новой практикой для нашей магистратуры, потому что и в прошлом году мы собеседовали абитуриентов через Skype. И у нас было три человека, которые так были приняты на программу. Если что-то изменится (а сейчас этого не знает никто), и в августе собеседования разрешат проводить вживую (они запланированы на 20 и 21 августа), то мы, конечно, с соблюдением всех мер безопасности, вернемся в оффлайн.

Образовательный центр Музея «Гараж»
Образовательный центр Музея «Гараж»
Музей современного искусства «Гараж»

Прошел целый учебный год, первый набор в магистратуру был экспериментальным. Можете ли вы сказать, что этот эксперимент был успешен? Или есть что-то, что не прошло проверку?

Не хочется заниматься нахваливанием, но, положа руку на сердце, потратив столько сил на подготовку этой программы, с уверенностью могу сказать, что мы справились со своей задачей. Мы объединили опыт команды как ученический, так и преподавательский: сформулировали, что нам как студентам не нравилось, когда мы учились, и что нам как преподавателям важно. Мы делали программу не потому, что нас кто-то попросил или отдал нам приказ не потому, что мы должны были выполнить какой-то норматив не потому, что сейчас очень модно заниматься образованием, это было искренним порывом всех, кто принимал участие в открытии проекта. Что же касается изменений, то мы убрали, например, одну из дисциплин, мы чуть-чуть оптимизировали то, как будет устроена работа по выпускному проекту для второго потока магистратуры. Пространство для эксперимента и сам эксперимент продолжается, потому что нас ждут три выставки команд студентов в 2021 году и магистерские диссертации.

Для меня сейчас главная загадка, насколько экономический кризис повлияет на рынок образования. Кто-то, кто еще год назад мог не работать, сейчас не сумеет себе позволить подобного, кто-то пострадал финансово и сейчас не найдет возможности учиться на программе за счет собственных средств, но это не зависит от нас, мы никак не можем исправить общемировую ситуацию с пандемией. Однозначно, поступление сейчас будет требовать чуть больших сил, и, наверно, это будет еще более осознанный выбор, еще более мотивированный, чем в прошлом году.

 

В текущей экономической ситуации, «Гараж» сохранит гранты и оплачиваемые стажировки во время учебы?

Мы оставляем систему грантовой поддержки без изменения, но мы обновили правила по предоставлению грантов. В прошлом году достаточно было подать заявление. В этом году мы будем делать дополнительный конкурс. Задание мы объявим, когда начнется срок для выполнения конкурсного задания на гранты, чтобы все были в равной ситуации. Мы также сохраняем оплачиваемые стажировки, потому что понимаем, как важна возможность совместить учебу и работу в пределах одной институции. У Музея есть запрос на квалифицированных стажеров, которые могут остаться с тобой не на месяц, а на год или на два, вплоть до окончания магистратуры. Для «Гаража» стажер-магистрант – это ценнейший напарник. Коллеги из числа музейных сотрудников жаждут новых рекрутов.

С этого учебного года мы вводим дополнительные инструменты по мерам финансовой поддержки студентов. У «Гаража» в этом смысле нет социальной слепоты и глухоты к тому, в какой ситуации мы находимся. Эти меры будут направлены на частичное финансирование обучения магистрантов, где часть стоимости вносится самим студентом, а часть предоставляется Музеем, в отличие от Грантов, которые покрывают стоимость обучения полностью. Конкурс на софинансирование будет объявлен уже совсем скоро, в конце июня-начале июля. Мы обязательно сделаем подробный материал о правилах получения финансовой поддержки от Музея на главной странице программы

Если у вас появились вопросы к автору или желание уточнить информацию, можно написать на почту m.polnikova@garagemca.org

18 июня, 2020 г.