• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мода» – кликбейт или обитель будущих дизайнеров?

Для многих лицеистов Вышка – загадочное место, но у каждого из учеников есть возможность заглянуть за закрытые двери одного из лучших вузов страны. В последнее время, особенно среди будущих дизайнеров, набирает обороты популярность направления «Мода». В начале весны «Дети Вышки» сходили на Павелецкую, чтобы лично изучить альма-матер будущих Версаче и Лагерфельдов.

Мода как сфера деятельности – популярное и востребованное во всем мире поприще с огромным количеством своих законов и привилегий. Но в постсоветском пространстве развитие индустрии происходит не так стремительно и масштабно, как у европейских соседей. Что мы вообще знаем об образовании, которое дает возможность развиваться будущим российским звездам фешн-индустрии? И какое может быть обучение, если речь идет об искусстве? Это все кликбейт или шанс осуществить свою мечту? Эти вопросы мучают не только желающих связать свою жизнь со сферой моды и неравнодушных к искусству людей, но также юных абитуриентов и их родителей.

Hanna Morgan / Unsplash

Школа дизайна НИУ ВШЭ – одна из немногих в Москве университетских структур, предоставляющих возможность поступить на направление «Мода». Школа располагается в районе Павелецкого вокзала, на углу Малой Пионерской улицы и Стремянного переулка. Здание в розоватых тонах внутри напоминает лофт, главная достопримечательность здания, со слов студентов, – черные «концептуальные» туалеты. Но давайте вернемся к учебной жизни. «Мода» в Вышке делится на три профиля: «Брендинг в индустрии моды», «Дизайн одежды» и «Фешн-фотография». Еще несколько лет назад сложно было представить возможность существования такой программы. Но индустрия разрастается, появляется спрос на квалифицированные кадры. Только с 2017 года «Мода» стала самостоятельной бакалаврской программой. Помимо новизны направления, стоит отметить уникальность дисциплин, которые здесь изучают: будущие дизайнеры одежды на протяжении четырех лет изучают фешн-иллюстрацию, историю моды, основы визуальных коммуникаций; будущие фотографы – историю искусства и современное искусство, технику фотографии; в обучении специалистов по брендингу сочетается все – от ритейла до фешн-фотографии.

Несмотря на нестандартные и креативные дисциплины, требования при поступлении на эту программу не особо отличаются от вступительных испытаний на других направлениях: ЕГЭ по русскому языку и литературе (не менее 60 баллов) и творческий конкурс, включающий в себя два этапа – собеседование и просмотр творческого проекта по выбранному направлению обучения.

Нам показалось интересным поговорить с будущими абитуриентами направления «Мода» – нынешними учениками направления «Дизайн» Лицея НИУ ВШЭ, чтобы узнать, что определило их выбор профессии и кем они видят себя через десять лет. Истории ребят отличаются кардинально: для кого-то мода – увлечение с детства, для кого-то – решение, принятое в осознанном возрасте, для кого-то – хобби, которое переросло в профессиональную деятельность. Как ни странно, на вопрос про одобрение родителей подавляющее большинство отвечает, что они не были против:

«У родителей не было проблем [с принятием моего выбора]. Возможно, потому что мама сама получила «серьезное» образование и позже пожалела. Или у них [родителей] просто нет такой установки о «серьезности» или «несерьезности» образования». (Диана Седова)

«Мои родители всегда поддерживали меня во всех моих начинаниях, и мое увлечение искусством не стало исключением. Несмотря на то что эта сфера деятельности в наши дни представляется многим «несерьезной», мои родители считают мое увлечение перспективным и многообещающим». (Полина Илюхина)

Что интересно, никто из ребят пока отчетливо не представляет, кем хочет видеть себя через десять лет. Воспринимать это со знаком минус или плюс – решать только им самим, ведь в нашем постоянно меняющемся мире нужно обладать таким важным качеством, как профессиональная мобильность.

«Не могу сказать точно, но предположим, что я вижу себя владелицей шоурума, известного в узких кругах, с одеждой, вызывающей недоумение у большинства». (Екатерина Плаева)

Самый главный страх самих абитуриентов – сложность обучения и слишком большая нагрузка.

Отправившись в Школу дизайна НИУ ВШЭ на Малой Пионерской, мы понаблюдали за студентами, которые не понаслышке знают о трендах этого года, за теми, кто может стать новой значимой фигурой в мире «русской моды».

Прожить день типичного студента программы «Мода» оказалось не так просто, как может показаться со стороны. Предупреждения рассыпались сразу: литры кофе, причудливые наборы фломастеров, скетчбуки, тяжелая техника и оборудование – лишь малая часть того, к чему придется приспособиться новичкам. Спрашиваем о сложностях поступления, в ответ большинство учащихся критикует систему вступительных испытаний, рассказывает жуткие истории про нервные срывы и подготовку к ЕГЭ.

Среди нынешних дисциплин будущие дизайнеры одежды выделяют креативное проектирование и историю моды, а также завидуют «фотографам», которые детально изучают современное искусство. Вышка, по словам учащихся, дает возможность погрузиться в выбранную индустрию и почувствовать ритм профессии. На вопрос «Кем вы себя видите после выпуска?» почти все в один голос отвечают: «Пока точно не знаю… но уверен(а), что это будет связано с фешн-индустрией». О любимых брендах и дизайнерах-фаворитах студенты говорят с неохотой, но все же выделяют мастеров фешн-перформансов, визионеров и авангардистов, таких как Джон Гальяно, Александр Маккуин и Хуссейн Чалаян.

Студенты программы «Моды» своим будущим коллегам среди абитуриентов советуют не только расширять кругозор в мире моды, но и «тренировать» свою культурную осведомленность.

«Мода» – это в первую очередь невероятная атмосфера и креативные люди, учащиеся и преподаватели. Познакомившись с этим направлением поближе, понимаешь, как самобытно и свободно получается реализовывать здесь свои мечты.

Анжелика Брянова, Лилия Мухометова

 

29 апреля, 2020 г.