Интересно, сколько раз за всю свою жизнь мы употребляем слово «талант»? От скольких вещей отказываемся, объясняя свой выбор отсутствием некоего дара? Возможно, следует задуматься, существует ли эта самая «одаренность».
Нам кажется, что художником может быть только тот, кто талантлив. Изобретать может лишь человек, у которого есть такая способность. Однако еще Томас Эдисон говорил, что «гений – это 99 процентов труда и только один процент дарования».
Так, может быть, «талант» – это иллюзия, которую создали люди, оправдывающие свое бездействие? «Я не хочу тяжело работать каждый день, поэтому прикроюсь тем, что у меня нет таланта в этой сфере». Правдоподобно, не так ли? Но будь человек хоть тысячу раз одарен, он не привнесет в этот мир ничего, если не будет работать.
В Лицее НИУ ВШЭ существует 10 образовательных программ, и каждая из них имеет свою специфику. Я решила узнать, чем руководствуются ученики, выбирая свое направление в десятом классе: наличием таланта или простым интересом.
Среди сотни опрошенных нет ни одного человека, который бы ответил, что выбрал свое направление исключительно потому, что ощущает в себе талант к определенной деятельности! Большинству лицеистов просто нравятся те науки, которые они выбрали профилирующими, они чувствуют к ним предрасположенность. Как ни странно, несколько ребят назвали талант «устаревшей концепцией». Они объяснили свою точку зрения тем, что возможностей в современном мире очень много и все зависит лишь от желания человека совершенствовать свои навыки.
Получается, молодое поколение видит мир как огромное поле для деятельности. Более того, многих не смущает отсутствие каких-то выдающихся навыков, они готовы совершенствоваться!
Однако, лицеисты пока только намечают свой жизненный путь. Что же могут сказать о таланте люди, которые уже выбрали сферу своей деятельности и работают в ней не первый год?
Первым делом я пообщалась с Анной Колчиной, преподавателем Высшей школы экономики и по совместительству режиссером. Вот, что она рассказала о своем восприятии таланта и о карьере:
– «Мне кажется, что талант определенно есть. Есть склонность к музыке или к математике. Поэтому – да, талант существует.
Мне было (более или менее) понятно с детства, в какой области я бы хотела работать в будущем, и я потихоньку к этому шла. Никто из близких не имел отношения к кино, это был исключительно мой интерес и любовь к кино и чтению. Никогда не ловила себя на мысли, что хочу все бросить и попробовать себя в абсолютно другой сфере. Точнее, с одной стороны, нет, а с другой – такое ощущение появляется несколько раз в день.
Мне кажется, что успешный человек – это сочетание трудолюбия, таланта и удачи. Уберите любую составляющую, и ничего не получится. Во всяком случае, я смотрю на людей, которых считаю успешными, и они сочетают в себе все перечисленные качества.
Мы часто не знаем талантливых людей, и начинаем судить о таланте, когда к человеку приходит определенный успех…»
Своим мнением также поделился с нами Юрий Каракурчи, – писатель и преподаватель Лицея НИУ ВШЭ:
– «Талант – это случай, неожиданная находка, незаслуженный подарок. Откуда он берется, – мы не знаем. Талант не отменяет многолетней работы, даже иногда обязывает работать усерднее, потому что хочет развития, тренировки. Но без таланта не стоит, наверное, и начинать.
– Считаете ли вы как человек пишущий, что писателю необходимо вдохновение для того, чтобы сочинять? Как и когда пишете вы сами?
– Смотря для чего. У писателя две личности. Одна нащупывает идеи и формы – вот она не может без того, что мы обычно называем вдохновением. Она питается озарением на эскалаторе, странным чувством открытия, которое появляется, когда моешь голову, эта личность бормочет под нос и идет в двух сантиметрах над землей. Это вдохновение – самое приятное, что может быть. Без него – все мертвое, замороженное, суп из пакета. Но потом у писателя включается вторая личность – вечно сидящая в неудобной позе, с больной спиной, обязанная писать, а потом еще и редактировать. Это нервный, раздражительный человек, скучающий по вдохновению и работающий без него. Здесь если и есть вдохновение, то какое-то уже другое, микровдохновение – радость найденного точного слова, например.
Я заканчиваю книгу. Писал я ее долго, – 6 лет, – на полях ученических тетрадей – до уроков, в окна между уроков, вечерами после уроков, в каникулы.
– Может ли человек быть бесталанным?
– Я думаю, что может. Я старомодно считаю талантом некоторую способность производить объекты искусства. Не все имеют такие способности. Интереснее (и страшнее) думать о том, что может происходить с талантом в процессе жизни человека: что подпитывает его, что убивает? Как талантливый человек может стать бесталанным?»
Решив не останавливаться на творческих профессиях, я задала вопрос о таланте Анастасии Сенченко, приглашенному преподавателю департамента иностранных языков НИУ ВШЭ.
«– Верите ли Вы в существование врожденного таланта?
– Определенно верю! Способные дети, чей талант смогли распознать родители, добиваются больших успехов в самых разных областях. Но ведь талант не всегда проявляется в детстве: Ван Гог начал писать картины в 27, а Умберто Эко опубликовал «"Имя розы"», когда ему было 48, поэтому наиболее важным аспектом здесь я считаю обнаружение этого таланта в себе и, конечно, последующую большую работу над его развитием. Каждый человек талантлив по-своему, главное – прислушиваться к себе.
– Будучи филологом, вы работали и работаете преподавателем английского. Вы решили стать педагогом, потому что верили, что у вас есть к этому определенная склонность, талант к преподаванию? Или просто нравился английский?
– Я всегда чувствовала, что стану преподавать, потому что моя мама – учитель, я с детства помогала ей проверять тетради, а любимой игрой с сестрой была игра в школу. До сих пор не понимаю, как нам не надоедало: приходя из школы, мы заканчивали делать уроки и начинали по очереди то становиться «учителем» и вызывать «ученика» к доске, то меняться местами и отвечать домашнее задание. А когда я окончила школу, выбор в пользу английского был очевиден, с детства меня привлекала магия иностранных языков, хотя в семье никто ими не увлекается. Особым талантом я бы это не назвала, но склонность к этому определенно была, поэтому я взялась за ее развитие и, думаю, когда-нибудь покорю свой методический Эверест.»
Как видите, преподаватели высказали немного иную точку зрения: талант есть, и его нужно в себе искать. Но давайте вернемся к направлениям лицея!
Если ребята выбирают их просто «по своему хотению», то это предполагает под собой, что, скорее всего, они будут среднестатистическими учениками. Однако они участвуют в конкурсах и побеждают, становятся победителями и призерами олимпиад, развивают свои проекты. Технари создают сайты и приложения, гуманитарии пишут книги.
Пожалуй, у каждого из нас есть некое умение, которое можно развить. Кто-то обнаруживает его в детстве, а кто-то ищет его годами, но так и не находит. Однако самое сложное – не найти это умение, а развить его.
Мы называем талантливым Моцарта, но при этом про своего знакомого, который хорошо поет, мы так же скажем: «Да ты талантливый певец!».
Получается, талант все же есть. Точнее, давайте не будем называть это так пафосно. Есть предрасположенность. Однако, мне кажется, гениями не рождаются, гениями становятся. Это ежедневный труд, который под силу далеко не каждому. И тех, кто дошел до конца этого пути, каждый из нас может назвать поименно.
Анастасия Черникова