В июне 2019 года международная компания PwC провела исследование, в ходе которого сравнила Москву с другими 11 мегаполисами мира. По результатам исследования, Москва занимает первое место по площади озелененных природных и рекреационных объектов на душу населения: примерно для 90% граждан такие территории находятся в шаговой доступности, а доступ к культурно-досуговым объектам имеют более 60% жителей Москвы.
Словом, инфраструктура Москвы развивается. Но городская среда становится комфортной для жителей не просто так: этим занимаются профессионалы своего дела – урбанисты. До недавнего времени в Вышке существовала только магистратура, обучающая этой специальности, но в этом году появилась и бакалаврская программа – «Городское планирование».
Чтобы разобраться в том, кто такой городской планировщик, чем он отличается от урбаниста и на кого рассчитана новая образовательная программа, мы поговорили с ее академическим руководителем Олегом Баевским.
– Что такое урбанистика?
– У того, что сегодня называется урбанистикой, нет точного определения. Можно сказать, что урбанистика – это такая область интересов, объектом которой является город во всех масштабах его рассмотрения: от отдельного двора, улицы или квартала до систем расселения, включающих города и поселки целых областей, стран и континентов. Ее предмет – все аспекты и формы проявления города: как физического тела, способа пространственной организации территории, системы экономической деятельности, городского сообщества и совокупности социальных процессов, системы культурных ценностей и так далее.
– «Городское планирование» – все-таки больше для гуманитариев или для людей с математическим складом ума?
– Программа «Городское планирование» как раз для тех, кто не хочет выбирать между гуманитарным и естественно-научным знанием, поскольку предполагает получение и того и другого. Но если в процессе обучения возникает потребность в специализации, в дальнейшем ее можно реализовать на магистерской программе.
– Как создавалась программа «Городское планирование»?
– Решение о разработке курса бакалавриата «Городское планирование» было принято руководством Вышки и было нелегким, поскольку в большинстве стран урбанистическое образование представлено магистерскими программами. Но потребность в специалистах по городскому развитию витает в воздухе и с каждым годом ощущается все сильнее. Новый бакалавриат – ответ на вызов времени.
– Можно ли называть выпускника программы «Городское планирование» урбанистом?
– Курс бакалавриата в Вышке не случайно называется не «Урбанистика», а «Городское планирование». Городское планирование – область деятельности, охватываемая множеством преподаваемых дисциплин. И хотя вряд ли каждый выпускник курса в равной степени будет владеть навыками всех дисциплин, каждый в душе будет, я надеюсь, любить город, а значит, будет урбанистом.
Действительно, город – сложный механизм, и для того, чтобы им управлять, нужно обладать определенными знаниями в большом количестве дисциплин. Чему же учат на этой программе? Одинаково ли просто (или сложно) учиться здесь людям с гуманитарным и математическим складом ума? Могут ли студенты взять программу второго бакалавриата? Об этом «Дети Вышки» узнали у бывших лицеистов, а ныне студентов этой необычной программы – Антона Березанского, который учился на направлении «Экономика и математика», и Глеба Васильевых, выпускника «Гуманитарных наук» Лицея НИУ ВШЭ:
– «Урбанистика» – довольно модное слово сейчас. Чем занимаются урбанисты? Нужны ли они Москве?
А.Б.: Важно понимать, что мы изучаем не конкретно урбанистику, а именно городское планирование. Потому что, как многие говорят, урбанистике бессмысленно учиться в рамках бакалавриата, это скорее наука. В то время как «городское планирование» – более прикладное понятие, в рамках которого учат, как управлять городом в целом. Условно говоря, не только тому, какие в городе здания и какая транспортная сеть по отдельности, а то, как они будут взаимодействовать между собой и с людьми.
Городские планировщики нужны любому городу. Действительно, сейчас распространено мнение, что Москва и Россия – две разные страны, но, несмотря на это, любому городу нужны правила землепользования, правила застройки, генеральный план и, значит, нужны городские планировщики. На этом строится развитие любого города.
Г.В.: «Урбанистика» – действительно довольно модное слово сейчас. Это круто: люди начали смотреть по сторонам и понимать, что их мир не такой красивый, не такой безупречный. Коробки и постоянная стройка, которые нас окружают, – это ненормально. Да и кому, как не Москве, нужны урбанисты, которые будут налаживать транспортную сеть? На самом деле она здесь достаточно хорошо налажена, но то, что творится вокруг города, не есть хорошо. Я считаю, что урбанистика – это тема, о которой можно поговорить с любым человеком, ведь все видят, что происходит вокруг, и у каждого есть какое-то мнение на этот счет.
– Чему и как вас учат? Что нравится в обучении, а что нет?
А.Б.: Пока все нравится. В первых модулях у нас несколько курсов: проектный семинар «Введение в городское планирование», социология, философия, история, социально-экономическая география, английский язык, а также математика и статистика. Хочется сказать больше спасибо преподавателям, которые читают общеуниверситетские курсы. Например, философию и социологию нам преподают не школа философии и не факультет социальных наук соответственно, а факультет городского и регионального развития. Благодаря этому мы не просто рассматриваем эти предметы как обязательные для изучения, а понимаем, как это может применяться на практике, в городе.
На текущий момент мне больше всего нравится, наверное, введение в городское планирование. И лекции, и семинары проводит наш академический руководитель Олег Артемович Баевский. Это полезный, как мне кажется, курс с интересными заданиями. Например, мне нужно было сделать доклад про образ города в художественной литературе, и я рассказал про образ Москвы в «Мастере и Маргарите».
Г.В.: Пока что у нас только введение во все происходящее. Из профильных дисциплин у нас сейчас есть социально-экономическая география и введение в городское планирование. На географии мы разбираем, как и с каких сторон нужно рассматривать территорию, но предмет не понравился мне из-за преподавателя – он не смог заинтересовать. А введение в городское планирование – интересная дисциплина, но редкая: одна лекция раз в две недели и два семинара. На семинарах мы делаем доклады: в первом блоке, например, ребята рассказывали о своих городах, их прошлом и будущем, перспективах. Я попал на третий блок, когда нам раздали города и нужно было проследить основные этапы их развития: как изменялись границы, какая у города структура, какая планировка. На лекциях нам дают интересные материалы для чтения, которые вводят нас в историю городского планирования и урбанистики. Мой факультет – это классное место, где у тебя есть пространство, в котором можно выбрать конкретную сферу, в которую ты хочешь в дальнейшем углубиться. Нам дают классный материал, а дальше действует такая же, как и во всей Вышке, система: хочешь – учись, хочешь – не учись.
Основываясь на опыте выпускников двух таких разных направлений, как «Экономика и математика» и «Гуманитарные науки», можно сделать вывод, что «Городское планирование» действительно подходит для людей с разным бэкграундом и складом ума! Но подходит ли она абсолютно всем? Мы решили спросить об этом Олега Баевского.
– Как понять, что «Городское планирование» – твоё место?
– Прежде чем идти на программу «Городское планирование», спросите себя, хотите ли вы посвятить свою жизнь городу как феномену материальной и духовной культуры человечества, по сложности сопоставимому только с человеком.
С гостем беседовали Дарья Григорьева, Соня Дымова.