• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как вам лицей?

Ежегодно лицей выпускает около 700 учеников. Меняется многое: абитуриенты приходят на смену выпустившимся «двенадцатым», появляются новые направления, корректируется учебный план. Обновляется и преподавательский состав. Что движет педагогами, которые хотят стать частью лицея? Оправдывает ли он их ожидания?

 

Александра Ординарцева, преподаватель английского языка Лицея НИУ ВШЭ

 

До лицея я 12 лет работала в школе, которую сама окончила. Школа подведомственна Департаменту образования Москвы, в ней углубленно изучается английский язык. О лицее я узнала от своих учеников, которые после 9-го поступили туда. В прошлом году я выпускала группу 9-го класса, из которой в лицей ушли три человека, и решила, что пора и мне.

Лицей оказался точно таким, каким я его себе представляла. Здесь работают преподаватели, которые прекрасно владеют своим предметом и заинтересованы в том, чтобы научить подростков думать, отстаивать свою точку зрения, а не просто дать им знания, которые они «сдадут» на экзаменах, а также уважающие своих студентов и старающиеся помочь им раскрыть свой потенциал, выбрать индивидуальную траекторию обучения, преподаватели, которые студентов слышат и готовы им помочь. Как результат такого подхода к обучению в лицее царит особая атмосфера, благодаря которой дети могут здесь развиваться, взрослеть.

Три слова, характеризующие лицей, на мой взгляд, – это «свобода», «ответственность», «развитие».

 

Алина Зражаева, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Дети Вышки»

 

В лицее я оказалась достаточно неожиданно: курсе на 3-4-м журфака решила, что хотела бы преподавать. Преподавать литературу. Приложив немало усилий, слегка утонув в учебниках и лекциях, я «переучилась» и поступила в филолого-педагогическую магистратуру Института образования НИУ ВШЭ. В этот момент мой научный руководитель Михаил Павловец уезжал на стажировку в Германию и предложил мне заменить его в лицее. Я, конечно же, согласилась – мечта о преподавании литературы оказалась как никогда близко. Позже в лицее у меня появился свой факультатив по журналистике, который преобразовался в редакцию «Детей Вышки».

Впервые оказавшись в лицее в роли преподавателя, я не была уверена в том, как именно стоит вести себя с учениками. Дело в том, что сама я училась в гимназии, где лишь с одним преподавателем у нашего класса были дружественные отношения, с остальными же педагогами мы общались сухо, формально. Перед началом работы в лицее я ходила на пары к научному руководителю и другим коллегам, где заметила, что все они общаются с лицеистами в иной форме, достаточно открыто, свободно. Примерно так же, как общаются со студентами. Со временем я нащупала свой стиль работы и взаимодействия с учениками: сохраняется необходимая дистанция, но при этом возможно и неформальное общение с лицеистами, некоторые из них даже подписаны на меня в Instagram.

Занятия по литературе проходят в формате лекций с элементами обсуждений, иногда – как студенческие семинары, с «медленным» чтением текстов и дискуссиями. «Дети Вышки» – совсем другой случай. У меня больше свободы в силу факультативности, и потому мы можем как устраивать редакционные советы, так и приглашать гостей (журналистов, преподавателей Вышки, редакторов и пр.). Иногда просто смотрим отрывки различных телепрограмм, шоу и обсуждаем их с точки зрения работы старших коллег. Со временем из приложения «Окон роста» и факультатива мы доросли до небольшой лицейской редакции, потому всегда есть чем заняться.

Что больше всего запоминается из работы в лицее? Пожалуй, сами лицеисты.

 

Виктория Тимошева

 

11 ноября