В мире появляется все больше новых профессий и видов деятельности, которые и профессиями не назовешь. Современные технологии заменяют устаревающие, и кажется, что цифровизация захватила все сферы жизни. Как никогда быстро меняется окружающий мир. «Дети Вышки» решили поговорить о разделении на технарей и гуманитариев и задаться вопросом: за кем из них будущее и сохранится ли подобное разделение?
Владислав Подеров, ученик 11-го класса гуманитарного направления Лицея НИУ ВШЭ
Мне кажется, что разделения людей на гуманитариев и технарей в природе не существует. Но тем не менее обществу просто удобно распределять людей по таким группам. Люди любят вешать ярлыки друг на друга и делают это для удобства университетов, работодателей и т.д. Ведь если человек скажет, что он гуманитарий, от него не будут требовать каких-то вещей, которые знает технарь. Эти ярлыки упрощают жизнь, делают ее более предзаданной и шаблонной.
Я считаю, если человек гениален, он гениален во всем. Будущее за людьми, которые одновременно умеют и играть на пианино, и рисовать картины, и решать сложные математические задачи, и отлично ладить с людьми. Нужно быть крутым, необязательно в какой-то одной сфере, потому что люди, которые хороши в нескольких сферах одновременно, намного работоспособнее.
Полина Телятникова, ученица 11-го класса экономико-математического направления Лицея НИУ ВШЭ
Я считаю, что, безусловно, разделение существует. Лично мне довольно трудно дается литература. Являясь технарем, я часто не могу понять смысл произведения и его главный посыл, хотя для гуманитария это очевидно. Существует это разделение для упрощения нашей жизни. К примеру, экономика – соединение математики, технической науки и обществознания, социальной дисциплины, и до сих пор многие спорят, куда же эту науку отнести. Для упрощения часто относят к технической науке, поскольку очень много работы с цифрами, статистиками.
Лично я считаю, что будущее за технарями. При быстром технологическом прогрессе те же статьи будут подбираться программами за пару секунд, а у журналиста это занимает куда больше времени. Интересный факт: именно из-за сказанного выше мама отправила меня на экономику, хотя я хотела пойти на журналистику.
Тина Игнатьева, студентка 1-го курса программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»
Разделение на технарей и гуманитариев существует, потому что люди сами придумали это разделение. Мне кажется, что оно помогает в школьные годы определиться со своей будущей профессией или родом занятий. Но я уверена, что абсолютно любой человек при желании сможет выучить, например, физику. Просто кому-то понадобится больше времени.
Будущее за профессиями, которые никогда не сможет выполнять робот. Креативный склад ума всегда будет важен.
Анастасия Копылова, преподаватель теории познания (ТОК) Лицея НИУ ВШЭ
Если говорить о том, существует ли это разделение объективно, то нужно обратиться к причине возникновения такого деления. Вера основывается на идее о первоначальных способностях человека в природе: так называемые гуманитарии более склонны к анализу текстов и написанию их, а технари – к математике и математическому анализу, инженерии. Это разделение существует достаточно давно. Многое зависит от воспитания и культуры общества, где растет человек, и как оно это деление воспринимает (если таковое вообще присутствует).
Что касается меня, я не верю в жесткое разделение. Да, есть люди, которым лучше дается математика или гуманитарные науки. Однако я думаю, что нет людей, которым не удавалось бы полностью освоить ту или иную дисциплину.
Если открыть список профессий, которые, по мнению специалистов, будут актуальны в ближайшее время, то гуманитарные специальности занимают ведущие позиции. Многие технические профессии будут автоматизированы, но все автоматизировать невозможно.
Будущее не за теми, кто представляет конкретные навыки. Будущее за людьми, которые готовы продолжать учиться и получать новое образование. За людьми, обладающими soft skills.
Дарья Григорьева