• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пополнение в семье

В 2017 году Лицей НИУ ВШЭ сделал непростой шаг: создал «Футуритет» (так называется параллель девятых классов). Сейчас, когда первые его выпускники перешли в десятые классы, «Дети Вышки» попросили рассказать их, как проходило обучение на новом направлении и удалось ли девятиклассникам стать частью лицейской семьи

Одним из главных нововведений для лицея стал общий профиль девятых, которого не было у десятых и одиннадцатых. Почему же «Футуритет» лишили возможности выбирать направление обучения и чем руководствовались члены администрации, принимая это решение?

«Ученик 10-11-х классов в силу возраста и необходимости подготовиться к вступительным испытаниям в вуз проверяет на прочность свой выбор и прокладывает дорогу к своей образовательной мечте. Правда, статистика «Юрьевых дней» говорит о том, что далеко не все старшеклассники лицея на 100% уверены в правильности первоначального выбора направления обучения. И это совершенно нормально: человек подвижен, со временем его интересы и предпочтения меняются, в том числе и образовательные, – объяснил нам Денис Подкопаев, руководитель направления «Футуритет» 9-х классов. – От 14-15-летнего подростка наивно требовать профессионального самоопределения: он и от родительского мнения в большей степени зависим, да и попробовать себя в той или иной профессиональной деятельности толком не успел.

 

Когда знаешь, что положить на чаши весов, взвешивать легче.

 

Поэтому принципиально важно предоставить ему как можно больше возможностей попробовать себя в разных образовательных ролях. Тогда выпускник «Футуритета» будет готов сделать ответственный выбор, принять взвешенное решение».

Ольга Павленко, заместитель директора лицея по воспитательной работе и преподаватель иностранных языков, назвала общий профиль «требованием стандарта образования и здравого смысла»: «Неоконченная ступень, недостаточность знаний по основным предметам для ответственного выбора профиля, грядущий ОГЭ требуют общий профиль на финальном этапе окончания ступени 5-9. Более того, в рамках лицея мы уже в девятом классе погружаем ребят в ситуацию выбора будущей траектории обучения, устраиваем Дни направлений и активно знакомим с особенностями будущих образовательных треков, показывая необходимые для успеха компетенции и подчеркивая возможность перевыбора. Лицей в этом уникален для девятиклассника».

Возможно ли разделение 9-х классов на направления в ближайшем будущем? На этот вопрос Денис Подкопаев дал нам короткий и емкий ответ: «Делить на профили в 9-м классе точно не нужно. Важно предоставить возможность попробовать себя в разных профессиональных ипостасях. В этом отношении «Футуритет» – направление-трансформер: сегодня мы дизайнеры, завтра математики, послезавтра социологи».

 

«Футуритет» – направление-трансформер: сегодня мы дизайнеры, завтра – математики, послезавтра социологи.

 

Что же сами ученики? Действительно ли эксперимент с введением еще одного класса удался лицею? «Дети Вышки» решили спросить у первого набора лицейских 9-х, ныне 10-х классов о преимуществах и недостатках универсальной специализации, которую учащиеся проверили на личном опыте.

«Я думаю, что введение в 9-м классе общего профиля было одним из лучших решений. В таком возрасте еще очень трудно определиться с направлением. Зато благодаря элективам и факультативам можно попробовать все! – рассказала «Детям Вышки» Елизавета Фадеева. – Определившись с будущим направлением, многие девятиклассники забрасывали предметы, которых не было бы в следующем году, и выходили на комиссии. Это было одним из минусов. Но плюсов, несомненно, больше.

Что касается меня, то данная система помогла определиться со сферой, в которой я хочу себя видеть в будущем. Я пришла в лицей из физико-математической школы, а в результате, походив на факультативы по обществознанию и истории, решила, что вижу себя в сфере международных отношений».

Своими впечатлениями поделился и Артем Зельдич: «Из минусов хочется выделить только разный уровень подкованности ребят в предметах. В одном классе математику, литературу и обществознание изучают ребята с разными интересами, учителям приходится непросто. Кто-то новую тему усваивает быстрее, кто-то медленнее, чем другие. Педагоги, конечно, пытаются давать дополнительные задания, но контрольные все равно на всех одни.

Из плюсов это, конечно же, знакомства! Если 10-м классам сложно познакомиться с ребятами со всех направлений из-за разброса зданий, то у 9-х в 10-м классе будут друзья на всех направлениях».

Одной из самых напряженных тем для обсуждения в прошлом учебном году была обособленность 9-х классов от старших учеников лицея: отдельное здание для «Футуритета», отсутствие возможности попасть на мероприятия для 10-11-х классов… Разговоры о том, что 9-е пока не хотят впускать в круг выпускных классов лицея, то и дело звучали в каждом из корпусов. Так ли это на самом деле? «Дети Вышки» смогли частично как развеять, так и подтвердить миф об обособленности «Футуритета».

«Отдельное здание для 9-х у нас исключительно из соображений количества лицеистов в лицее, которые не умещаются уже и в четырех зданиях, – объяснила Ольга Павленко. – Вторая причина – логика размещения целых направлений и предоставление нагрузки преподавателям с учетом удобства их передвижения без перемещения лицеистов, особенно девятиклассников, которым выход из здания разрешен только после обеда. Мы как педагоги всегда должны учитывать особенности возраста, а 9-е по всем нормативным документам относятся к ступени «5-9-й класс» (средняя школа). Тем не менее отсутствие места в других зданиях – основная причина».

Запрет 9-м на посещение некоторых мероприятий старшеклассников прокомментировал руководитель направления «Футуритет»: «Не считаю это правильным. По моему мнению, девятиклассникам необходимо участвовать во всех мероприятиях лицея. Иначе вся идея нашего направления не будет стоить выеденного яйца. И я очень надеюсь, что в следующем учебном году доступ к каким бы то ни было лицейским событиям не будет заказан девятиклассникам.

Может быть, изначальная причина «закрытого входа» была в общем непонимании специфики «Футуритета», естественном подозрении ко всему новому, незнакомому?.. А может быть, где-то сказался фактор личных взаимоотношений организаторов мероприятий и конкретных девятиклассников?.. Это очень аккуратные предположения во взаимном поиске причины. Однако, думаю, мы просто не пробовали договариваться при принятии решений, о которых вы спрашиваете, а принимали их как данность, и это в грядущем обязательно нужно исправить».

Мы надеемся, что администрации удастся изменить ситуацию. Тем временем целый год обучения 9-х уже прошел. Удалось ли им, несмотря на некую обособленность, почувствовать себя полноценной частью лицея? Ощущают ли они себя лицеистами сегодня?

«Нет, ну так вопрос никогда не стоял! Мы лицеисты, и точка. Да, «Футуритет» отличается от других направлений, но частью большой семьи мы определенно себя чувствуем. Просто Денис Сергеевич Подкопаев и Дмитрий Ефимович Фишбейн сделали из 9-х классов «особую историю». Я считаю, что у них все получилось. Атмосфера действительно очень приятная», – высказал свое мнение Артем Зельдич.

Анастасия Черникова с ним не согласна: «К сожалению, из-за нашей обособленности от старших классов у нас разное видение лицея. Не все состоят в крупных организациях, которые много общаются с 10-ми и 11-ми классами. Мы оказались оторваны от старшеклассников, и у обеих сторон сложились стереотипы. Я чувствую себя частью «Футуритета», частью 9-х классов. Пока я не могу сказать, что все мы стали частью целого лицея. Причина очень проста: весь год нашей «семьей» был «Футуритет», а теперь мы будем вливаться в новые коллективы».

Итак, удался ли лицею эксперимент с внедрением 9-х классов в его и без того большую семью? Мнение учеников и их преподавателей в этом вопросе совпали: однозначно удался! Как сложится судьба новых 9-х? Покажет новый учебный год.

 

Екатерина Ляхова, Виктория Тимошева

 

11 ноября