• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподавательская импровизация

Лицей – место нестандартное, а порой кажущееся даже слишком неформатным. Своеобразность нашего учебного заведения заключается не только в образовательной программе.

Не стаканчики у кулеров красят учебное заведение, а люди в коридорах. Контингент собрался в стенах всех зданий лицейской агломерации поистине разноплановый, и это касается не только обучающихся, но и преподающих. У непохожих, но бесконечно любимых учителей «Дети Вышки» решили спросить, как они продумывают ход своих занятий (если делают это вообще).

 

Артём Тепляков, учитель истории и обществознания

К занятиям я, безусловно, готовлюсь. Подготовка занимает зачастую едва ли не столько же времени, сколько само занятие, а иногда и больше. Здесь многое зависит от опыта работы. Например, модуль «Экономика» в рамках обществознания – для меня привычное дело, есть даже собственное пособие, потому затраты времени на подготовку не столь велики. Другое дело – ведение факультатива. В этом учебном году я начал вести сразу два новых. Очень интересно!.. Но и готовиться приходится чуть ли не до ночи. 

Что касается плана урока, не скажу, что писать его – для меня правило. Чаще он в голове. Но иногда приходится и тезисы набросать, чтобы логика урока не дала сбой. План – залог успеха.

Тем не менее, с планом или без, в жизни постоянно что-то идет не так. На заре преподавательской карьеры был случай или два, когда урок мне пытались сорвать. Было неприятно. Но это точно не про лицей. Иногда зададут интересный вопрос, и ты понимаешь, что нужно обстоятельно ответить на него. Зачем? Хотя бы для того, чтобы поддержать интерес к предмету.

Конечно, я следую программе. Это святое. Она дисциплинирует прежде всего меня. Но есть место и для импровизации. Люблю поделиться хорошим примером из жизни, ввернуть анекдот к месту или просто пошутить. Главное – иметь в виду цель: что ты хочешь донести до ребят и в какие сроки, а дальше можно, иногда даже нужно поимпровизировать… Ведь когда один и тот же урок ведешь у трех групп, сам непроизвольно меняешь подачу материала, чтобы не заскучать.

 

Наталья Михеева, учитель английского языка

У каждого преподавателя своя система: кому-то удобно с планом, некоторым он мешает, а другим просто жизненно необходим. Я отношусь к категории последних. На мой взгляд, без плана сложно составить методически целостный урок. К тому же это помогает оценить тайминг и избежать затянутости или же форсирования событий.

Конечно, невозможно с точностью до минуты предугадать все, каждая группа индивидуальна: с одними все идет как по маслу, для других приходится, как баптист в церкви, плясать и заряжать их энергией, даже если у тебя самой она на исходе. Бывало так: составила урок, включила в него пару интерактивов, методика/наполненность/отработка/фан/игра – казалось бы, что еще надо, а лицеисты пришли с контрольной по математике, после которой они вообще туго соображают, что уж говорить о моем намерении включить всю группу в процесс.

 

Виктория Тимошева

9 апреля, 2019 г.