• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комиксы – только для детей?

Сегодня трудно найти человека, который не слышал что-нибудь о Marvel или DC. И ведь действительно, благодаря экранизациям индустрия комиксов набирает популярность по всему миру. Кто создает графические романы у нас в стране? И где можно этому научиться? Журналист «Детей Вышки» посетила бакалаврский профиль «Комикс» Школы дизайна, чтобы найти ответы на эти вопросы.Сегодня трудно найти человека, который не слышал что-нибудь о Marvel или DC. И ведь действительно, благодаря экранизациям индустрия комиксов набирает популярность по всему миру. Кто создает графические романы у нас в стране? И где можно этому научиться? Журналист «Детей Вышки» посетила бакалаврский профиль «Комикс» Школы дизайна, чтобы найти ответы на эти вопросы.

Корпус на Малой Пионерской напоминает мне Хогвартс: множество лестниц, ведущих в неизвестном направлении, темные длинные коридоры. Уютная аудитория комиксистов скрылась в самых дебрях здания. Там царит по-настоящему творческая атмосфера! В залитом светом кабинете с расписанными стенами мирно беседуют студенты. Пара креативного проектирования сразу показалась мне особенной, ведь она не похожа на обычную лекцию или семинар. Здесь студенты в неофициальной обстановке выслушивают критику своих работ от куратора. Обучение происходит сразу на практике, а на выходе получается готовый комикс, который студенты даже могут издать.

Основная работа проходит дома, поэтому на занятиях свободная атмосфера. Например, на парах здесь обсуждают, как переделать сюжет «Колобка» на современный лад или как должен выглядеть современный комикс в стиле «журналистского расследования».

«В большинстве творческих профессий ты работаешь в команде, но тут ты один, дома, за своим столом рисуешь по восемь часов не вставая. Нужно быть к этому готовым. Не самая тусовочная профессия!» – признается студентка первого курса Евгения Иванова.

Общение с преподавателями происходит на равных. У «Комикса» нет пафосной критики, присущей классическим художественным вузам. Конечно, без споров не обойтись, ведь в искусстве на любое произведение можно взглянуть с разных углов. Если у студента и куратора разошлись взгляды на сюжет или образ, надо доказать правоту своего видения. Занятия здесь проводят специалисты из сферы комиксов, и они точно знают, что «работает» в реальном мире, а что нет. «К каждому студенту приходится подходить индивидуально, чтобы не сломать этот талант, не затупить его, а, наоборот, раскрыть и огранить», – говорит руководитель направления Алексей Капнинский. Именно поэтому учащимся даются самые разнообразные задания – от иллюстраций для детской книжки до масштабного комикса. С порога вуза выпускник готов буквально ко всему, у каждого наготове 4-6 стилей, чтобы выполнить заказ любого издателя. Более того, многопрофильная подготовка воспитывает не просто художников-комиксистов, но иллюстраторов, дизайнеров, сценаристов и даже раскадровщиков.

«Я не хочу, чтобы мои студенты стали ремесленниками. Мне нужны авторы. Мне нужны свободные люди» – вот девиз Капнинского. Его цель – создать профессиональную российскую школу комикса, для того и было открыто новое направление в Школе дизайна.

Абитуриентам профиля необходимо сдать ЕГЭ по русскому и литературе, а также пройти творческий конкурс – собеседование и просмотр творческого проекта. Что советуют им педагоги? Больше рисовать, ведь количество перерастает в качество; не бояться выходить из зоны комфорта: пробовать новые стили, материалы и техники; читать больше комиксов и применять подсмотренные в работах мастеров приемы, но не уходить в пародию, помнить о своей индивидуальности; а главное – готовить свой проект заранее.

Что же изучает первый набор профиля, который поступил в этом году? Кроме креативного проектирования, где учащиеся практикуются в создании комиксов, студенты также осваивают академический рисунок. Это единственное направление Школы дизайна, на котором изучается данная дисциплина, ведь это фундаментальный навык для художника-комиксиста: он должен уметь изображать абсолютно все с любого ракурса. На этой программе делается упор на традиционный способ рисования на бумаге, а не в «цифре». Такой подход развивает связь «глаз-рука-память» художника, полученный навык можно без труда применить после в компьютерной графике.

Комикс – это слияние графики и драматургии. И потому важно, чтобы студенты развивали не только художественные навыки, но и писательские. На курсе по сценарному мастерству юные авторы познают, как правильно построить сюжет, проработать персонажей, а главное – сделать историю интересной для читателя. Не менее важный предмет – история комикса. Чтобы создавать качественные графические романы, необходимо познакомиться с опытом предшественников. На парах по истории комикса студенты знакомятся с произведениями самых разных направлений – от Marvel до манги. Как и все студенты Школы дизайна, комиксисты изучают и историю искусств.

Дарья Орлова

13 февраля, 2019 г.