• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наш станок Гутенберга

Высшая школа экономики – университет молодой, но уже успел стать одним из крупнейших в России. Среди великого множества подразделений можно обнаружить и собственную типографию, чем способен похвастаться далеко не каждый вуз. Какая она – типография? И зачем она университету? Целой редакцией «Дети Вышки» отправились в логово печатного производства на встречу с директором и типографскими машинами, чтобы узнать ответ на эти и другие вопросы. Высшая школа экономики университет молодой, но уже успел стать одним из крупнейших в России. Среди великого множества подразделений можно обнаружить и собственную типографию, чем способен похвастаться далеко не каждый вуз. Какая она типография? И зачем она университету? Целой редакцией «Дети Вышки» отправились в логово печатного производства на встречу с директором и типографскими машинами, чтобы узнать ответ на эти и другие вопросы.

Когда мы впервые узнали о том, что у нас будет возможность побывать в настоящей типографии, в голове у каждого тут же возникла картинка: огромное помещение с бесчисленным количеством странной техники и несколько десятков работников в униформе. Вспомнились изображения из учебников по истории со станками Гутенберга и другими чудными механизмами. Именно такие ассоциации возникают у обычного человека, который никогда прежде не бывал в современной типографии. Вот и мы отправились туда, совершенно не подозревая, что ждет нас на самом деле.

Типография располагается в нескольких зданиях НИУ ВШЭ, но, чтобы встретиться с директором, нужно заглянуть в главный корпус на Мясницкой. Помещение сразу поразило нас абсолютной противоположностью тому, что ожидалось увидеть: мы стояли посреди небольшой комнатки, где была расставлена разная мебель, шкафы и коробки. Повсюду – на столах, полках и стеллажах – стопки бумаг и папки. В левом углу стояли четыре пока неизвестные нам машины, напоминающие увеличенные в несколько раз принтеры. Позже мы узнали, что часть из них печатает черно-белую продукцию, а часть – цветную (с невероятной скоростью в семьдесят листов в минуту!). Было довольно сложно поверить в то, что именно здесь появляются копии работ лицеистов и студентов, печатаются блокноты, тетради и прочая официальная продукция Вышки, ведь помещение было таким уютным и компактным, что напоминало скорее домашний офис. Помимо этого, поразило совсем небольшое количество работников: за время экскурсии мы смогли заметить лишь пару человек в другом конце помещения, которые в простой, привычной нам одежде переносили какие-то документы. Необычное расположение нескольких компьютеров тоже обратило на себя внимание: они стояли очень близко друг к другу за одной частью стола, словно в школьном кабинете информатики. Оказалось, такая техника, предназначенная специально для студентов, есть почти на всех участках типографии (а в Москве таковых девять): здесь учащиеся могут создавать и дорабатывать любые необходимые материалы, включая те, для которых требуется твердая обложка, и затем моментально печатать. Сделав несколько снимков, мы затихли, и директор Марсель Шарифуллин начал свой рассказ.

Собственное печатное производство появилось у Вышки в 2010 году, но только пару лет назад было получено разрешение на оказание платных услуг всем желающим. С этого момента типография смогла добиться прекрасных результатов: несмотря на то что подавляющее большинство подобных подразделений в других вузах оказываются убыточными, печатному производству НИУ ВШЭ удалось выйти на самоокупаемость и даже начать приносить Вышке определенный доход. Несомненно, залог успеха любой типографии – в широте спектра услуг, а список возможностей вышкинской типографии постоянно растет. «Мы не только печатаем черно-белую и цветную продукцию, но и можем создавать разные виды переплетов (на клею, кольцах, пластике, твердую обложку и так далее); а также работать с тиснением фольгой на материалах заказчика, – рассказывает Марсель Марсович. – К концу года планируем запустить новую линию и начать печатать на кружках и футболках».

Заглянув в главный корпус типографии в Кочновском проезде, среди оборудования можно обнаружить и довольно необычные экземпляры: несколько раритетных станков прошлого века (возможно, именно таких, какими мы с вами любовались в школьных учебниках). Разве это не здорово – иметь возможность увидеть, потрогать такие машины и познакомиться с историей печатного дела не через книги, а в реальности?!

Раз в году НИУ ВШЭ проводит Апрельскую конференцию, и все материалы к ней – брошюры, книги, программки – печатаются в нашей типографии. Эта продукция занимает от четырех до пяти «Газелей» и делается всего за одну неделю!

Мы подготовили еще один небольшой сюрприз лицеистам. С каждым годом все труднее придумать интересную и по-настоящему увлекательную тему для ИВР, это нам известно не понаслышке! Поэтому мы поделимся с вами свежей идеей для проектов, на которую нас натолкнул Марсель Марсович: оказывается, существует большая потребность в развитии сайта типографии, а также создании и продвижении ее страниц в социальных сетях. Это прекрасная возможность реализовать свой потенциал тем, кто увлекается сферой медиа! И не только в пиарщиках заинтересовано печатное производство НИУ ВШЭ. Оно также нуждается в свежих идеях дизайна для новой продукции. Поэтому дизайнерам тоже стоит обратить внимание на типографию. По словам директора, его подразделение могло бы даже оплачивать подобный вид работы. Марсель Марсович открыт для сотрудничества с лицеистами и студентами Вышки. За контактами спешите на официальный сайт типографии!

Екатерина Ляхова


«Полиграфия цепляет» 

В завершение путешествия в недры печатного производства Вышки хотелось отметить, какое приятное впечатление произвел на нас рассказ Марселя Шарифуллина. Таких больших успехов могла добиться только типография, во главе которой стоит настоящий профессионал. Наверняка многие из вас задаются вопросом: как же Марсель Марсович попал в типографскую сферу? Ведь далеко не каждый в юности мечтает о работе на печатном производстве, более того, многие и вовсе не подозревают о существовании подобных должностей. Такие мысли посетили и нас во время рассказа Марселя Шарифуллина, поэтому по нашей просьбе он поделился с нами своей профессиональной историей.

До прихода в Вышку я руководил типографией МГУ. В 2010 году было решено создать типографию в Вышке, куда меня и пригласили. Сейчас я – здесь. В своих кругах меня можно назвать достаточно публичным человеком. Может потому, что наша отрасль довольно замкнутая. Не так много в России типографий и специалистов (был в стране всего один полиграфический вуз в Москве, но и тот год назад присоединился к Политеху), поэтому мы друг друга все знаем. У нас бывают общие конференции, мероприятия, обычно я посещаю самые крупные, иногда даже выступаю. В отраслевой прессе у меня много публикаций, наверное, уже за сотню будет. Но книги, кстати, пока нет. Может, когда-нибудь напишу (есть тема и знания, но нет времени). 

Я окончил Бауманский университет по специальности «конструктор космических аппаратов». В СССР это был крутой вуз, туда было сложно поступить, конкурс – 20 человек на место, поступить можно было лишь за счет своих знаний. Мне хотелось стать космонавтом или конструктором. К сожалению, когда я окончил Бауманку (это был 94-й год), «закончилась» и космонавтика в стране, поэтому со всего нашего потока по специальности работать не пошел никто. Несмотря на красный диплом, меня никуда не взяли.  

Но судьба улыбнулась мне, и совершенно случайно я оказался в полиграфии. Знаний и практических навыков, которые нам давали в вузе, хватило, чтобы быстро переключиться с космоса на другую специфику, и меня взяли инженером. За несколько недель обучения в Америке с гаечным ключом в руках я начал постигать те сложные вещи, с которыми сталкиваются работники типографии. 

Мне в свое время выпал шанс объездить всю страну, чем я и воспользовался. В то время вся полиграфия переходила с высокой печати на офсет, примерно как с «телеги» на «машину». Я был одним из немногих, кто прошел обучение по новой технологии. Ездил по старым типографиям во всех крупных городах и объяснял людям, как работать по-новому. 

Так и пришел к этой профессии. Может, поэтому она меня так сильно и держит: не вижу себя в чем-то другом. Что я могу сказать точно: полиграфия цепляет. Пускай у нас трудно работать и немного платят, но работа увлекательная, и это, наверное, навсегда. 

Виктория Тимошева






13 февраля, 2019 г.