• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Успешный выпускник: стратегии и практики

Каждый лицеист думает о продолжении своей образовательной траектории и о времени, когда станет студентом. Екатерина Александрова, доцент НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, рассказывает о стратегиях и опытах, которые позволят стать успешным студентом и выпускником. Это – напутствие для 11-х классов, которые совсем скоро станут студентами, и первокурсников, только выпустившихся из школ. Каждый лицеист думает о продолжении своей образовательной траектории и о времени, когда станет студентом. Екатерина Александрова, доцент НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, рассказывает о стратегиях и опытах, которые позволят стать успешным студентом и выпускником. Это – напутствие для 11-х классов, которые совсем скоро станут студентами, и первокурсников, только выпустившихся из школ.

Поступив в Высшую школу экономики, студент стремится стать успешным в выбранной им области. При этом понятие успешности может включать в себя многое: для кого-то это максимальное получение знаний, дальнейшее развитие в науке, академической сфере, для других – востребованность на рынке труда сразу после окончания бакалавриата (или даже во время учебы), хорошо оплачиваемая и интересная работа, собственное дело. Любая из этих целей требует выбора правильной стратегии и планирования жизни на несколько лет вперед.

Общаясь с выпускниками, которые выбрали разные дороги после окончания НИУ ВШЭ и стали весьма успешны в своих областях, я всегда задаю им и себе вопрос: как вчерашние студенты этого добились? С удивлением обнаруживаю, что большинство из них начали пополнять резюме еще до окончания университета. При этом вовсе не обязательно подрабатывать во время учебы, ведь существует множество возможностей сформировать отличное резюме внутри Вышки. И каждый раз мне приходит в голову мысль: почему не все, кого я учу, используют возможности, которые перед ними открыты? Хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые накопила за несколько лет общения со своими выпускниками. Даже если вами еще не выбрана конечная цель или вы даже не задумывались об этом, мои наблюдения могут быть вам полезны. У вас есть несколько лет до окончания Вышки, чтобы заполнить по максимуму резюме, с которым вы двинетесь дальше. Используйте это время, чтобы по окончании обучения не сожалеть, что что-то упущено.

Вышка – прежде всего исследовательский университет, поэтому научные исследования здесь представлены в широком ассортименте. Постарайтесь найти возможность посещать семинары лабораторий и центров: участие в них поможет вовремя определиться с областью ваших профессиональных интересов. Рано или поздно вам придется выбирать тему курсовой, выпускной и научного руководителя. Семинары помогут совершить этот непростой выбор, расширить круг близких вам по научным интересам преподавателей и студентов. Не исключено, что на семинарах вы не все будете понимать сразу, но это совершенно не важно. Постепенно вы привыкнете к формату презентаций, научитесь не только отвечать на поставленные вопросы, но, что еще более важно, правильно их задавать. Придет понимание, какие виды исследований существуют (теоретические, эмпирические, прикладные, обзорные и т.д.) и как их проводить.

Многие научные лаборатории и центры ежегодно объявляют набор стажеров-исследователей. Заработная плата стажеров зачастую не очень высока, но наличие в вашем резюме записи, что у вас есть такой опыт, может стоить многого, особенно если вы планируете продолжать учебу в магистратуре или на PhD-программе. Кроме того, работа в научных лабораториях и центрах позволит получить рекомендации от ведущих российских и зарубежных ученых, что зачастую обязательно для продолжения обучения и при трудоустройстве.

Помните про общеуниверситетские факультативы: на них вы можете погрузиться в изучение дисциплин, отличных от вашей образовательной программы. Например, узнать про проблемы исследования британской популярной музыки или про теорию игр. Сосредоточьтесь на самых интересных для вас курсах, по возможности выбирая один факультатив в семестр. Это поможет грамотно распределить силы и время. Факультативы – дополнительная и зачастую тяжелая нагрузка, однако они помогают сформировать дополнительные навыки и знания, необходимые для успешной деятельности.

В Вышке существует еще один интересный механизм вовлечения студентов в научные исследования – участие в проектах. На сайте Вышки есть специальная ярмарка проектов, где вы можете подать заявку на участие. Проектная деятельность студентов является обязательной, но как выбрать интересный для себя проект – большой вопрос. Рекомендую изучить персональную страницу заказчика проекта, чтобы лучше понимать его научные интересы, направления исследований, преподаваемые им дисциплины. Это действительно может помочь. Не стесняйтесь задавать вопросы заказчику, если, например, проект кажется вам интересным, но не совсем понятно, что вы будете делать в рамках его реализации.

Ежегодно преподаватели разных департаментов набирают учебных ассистентов. Основное направление деятельности ассистентов – помощь в подготовке, проведении и проверке контрольных работ, экзаменов и домашних заданий. Также учебные ассистенты зачастую проводят консультации со студентами. Эта деятельность очень полезна, даже если вы сдали когда-то эту дисциплину на максимальный балл. Знать что-то действительно хорошо можно только тогда, когда знания постоянно используются, пусть это просто проверка контрольных или консультация для студентов.

Успешный выпускник вовсе не обязательно должен получить красный диплом и высокий средний балл в нем. Успешный выпускник – человек, который во время обучения нашел свою область деятельности, определился с целью, приложил максимальные усилия для ее реализации, получив нужные навыки и начав заполнять резюме. Пробуйте, ищите, творите – и помните, что Вышка всегда рада вам помочь! Удачи!

ПоступиввВысшуюшколуэкономики, студентстремитсястатьуспешнымввыбраннойимобласти. Приэтомпонятиеуспешностиможетвключатьвсебямногое: длякого-тоэтомаксимальноеполучениезнаний, дальнейшееразвитиевнауке, академическойсфере, длядругихвостребованностьнарынкетрудасразупослеокончаниябакалавриата (илидажевовремяучебы), хорошооплачиваемаяиинтереснаяработа, собственноедело. Любаяизэтихцелейтребуетвыбораправильнойстратегииипланированияжизнинанескольколетвперед.

Общаясьсвыпускниками, которыевыбралиразныедорогипослеокончанияНИУВШЭисталивесьмауспешнывсвоихобластях, явсегдазадаюимисебевопрос: каквчерашниестудентыэтогодобились? Судивлениемобнаруживаю, чтобольшинствоизнихначалипополнятьрезюмеещедоокончанияуниверситета. Приэтомвовсенеобязательноподрабатыватьвовремяучебы, ведьсуществуетмножествовозможностейсформироватьотличноерезюмевнутриВышки. Икаждыйразмнеприходитвголовумысль: почемуневсе, когояучу, используютвозможности, которыепереднимиоткрыты? Хочуподелитьсянекоторыминаблюдениями, которыенакопилазанескольколетобщениясосвоимивыпускниками.Дажеесливамиещеневыбранаконечнаяцельиливыдаженезадумывалисьобэтом, моинаблюдениямогутбытьвамполезны.УвасестьнескольколетдоокончанияВышки, чтобызаполнитьпомаксимумурезюме, скоторымвыдвинетесьдальше. Используйтеэтовремя, чтобыпоокончанииобучениянесожалеть, чточто-тоупущено.

Вышкапреждевсегоисследовательскийуниверситет, поэтомунаучныеисследованияздесьпредставленывширокомассортименте. Постарайтесьнайтивозможностьпосещатьсеминарылабораторийицентров: участиевнихпоможетвовремяопределитьсясобластьювашихпрофессиональныхинтересов. Раноилипоздновампридетсявыбиратьтемукурсовой, выпускнойинаучногоруководителя.Семинарыпомогутсовершитьэтотнепростойвыбор, расширитькругблизкихвампонаучныминтересампреподавателейистудентов. Неисключено, чтонасеминарахвыневсебудетепониматьсразу, ноэтосовершенноневажно. Постепенновыпривыкнетекформатупрезентаций, научитесьнетолькоотвечатьнапоставленныевопросы, но, чтоещеболееважно, правильноихзадавать. Придетпонимание, какиевидыисследованийсуществуют(теоретические, эмпирические, прикладные, обзорныеит.д.) икакихпроводить.

Многиенаучныелабораторииицентрыежегоднообъявляютнаборстажеров-исследователей. Заработнаяплатастажеровзачастуюнеоченьвысока, ноналичиеввашемрезюмезаписи, чтоувасестьтакойопыт, можетстоитьмногого, особенноесливыпланируетепродолжатьучебувмагистратуреилинаPhD-программе. Крометого, работавнаучныхлабораторияхицентрахпозволитполучитьрекомендацииотведущихроссийскихизарубежныхученых, чтозачастуюобязательнодляпродолженияобученияипритрудоустройстве.

Помнитепрообщеуниверситетскиефакультативы: нанихвыможетепогрузитьсявизучениедисциплин, отличныхотвашейобразовательнойпрограммы. Например, узнатьпропроблемыисследованиябританскойпопулярноймузыкиилипротеориюигр. Сосредоточьтесьнасамыхинтересныхдляваскурсах, повозможностивыбираяодинфакультативвсеместр. Этопоможетграмотнораспределитьсилыивремя. Факультативыдополнительнаяизачастуютяжелаянагрузка, однакоонипомогаютсформироватьдополнительныенавыкиизнания, необходимыедляуспешнойдеятельности.

ВВышкесуществуетещеодининтересныймеханизмвовлечениястудентоввнаучныеисследованияучастиевпроектах. НасайтеВышкиестьспециальнаяярмаркапроектов, гдевыможетеподатьзаявкунаучастие. Проектнаядеятельностьстудентовявляетсяобязательной, нокаквыбратьинтересныйдлясебяпроектбольшойвопрос. Рекомендуюизучитьперсональнуюстраницузаказчикапроекта, чтобылучшепониматьегонаучныеинтересы,направленияисследований,преподаваемыеимдисциплины. Этодействительноможетпомочь. Нестесняйтесьзадаватьвопросызаказчику, если, например, проекткажетсяваминтересным, нонесовсемпонятно, чтовыбудетеделатьврамкахегореализации.

Ежегоднопреподавателиразныхдепартаментовнабираютучебныхассистентов. Основноенаправлениедеятельностиассистентовпомощьвподготовке, проведенииипроверкеконтрольныхработ, экзаменовидомашнихзаданий. Такжеучебныеассистентызачастуюпроводятконсультациисостудентами. Этадеятельностьоченьполезна, дажеесливысдаликогда-тоэтудисциплинунамаксимальныйбалл. Знатьчто-тодействительнохорошоможнотолькотогда, когдазнанияпостоянноиспользуются, пустьэтопростопроверкаконтрольныхиликонсультациядлястудентов.

Успешныйвыпускниквовсенеобязательнодолженполучитькрасныйдипломивысокийсреднийбаллвнем. Успешныйвыпускникчеловек, которыйвовремяобучениянашелсвоюобластьдеятельности, определилсясцелью, приложилмаксимальныеусилиядляеереализации, получивнужныенавыкииначавзаполнятьрезюме. Пробуйте, ищите, творитеипомните, чтоВышкавсегдарадавампомочь! Удачи!

Автор текста: Александрова Екатерина Александровна, 12 сентября, 2018 г.