• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мифы о лицее

Не только среди школьников ходят слухи о том, как живут и учатся лицеисты, но и преподаватели слышали от коллег разные истории и представляли, какой будет работа здесь, какие они – ученики, похожи ли на обычных подростков, и чем отличается эта школа от других.Мы поговорили с учителями и узнали, какие мифы о лицее они знают.

Ольга Карпова, учитель словесности

Ролан Барт, написавший свою знаменитую книгу о мифологии, создает у своих читателей представление не только о том, что мифы проникают во все сферы нашей жизни, но и о том, что у внимательного читателя этой книги мифов совершенно не остается (это своего рода белое пальто интеллектуала). Нетрудно заметить, что эти два положения несколько противоречат друг другу. Впрочем, в человеческом сознании и не такие противоречия уживаются. Тогда встреча с мифом происходит в точке его развенчания со словами: «А я-то думала!». Так, лицей первого года представлялся мне чем-то мифическим, хотя там работали прекрасные и вполне реальные люди – Анна Дмитриевна Плисецкая и Яна Эмильевна Ахапкина. Затем, по мере приближения к тому, чтобы занять свое место среди преподавателей, мифическими стали казаться ученики: что-то вроде единорога с крыльями. Поэтому, проходя мимо группы лицеистов, говоривших обычным для подростков языком, я воскликнула про себя: «Ура, они настоящие!» Встретившись с лицеистами в аудитории, я увидела, что они – интересные, а поработав с ними 2 года, я решила, что они замечательные.

Теперь у меня есть миф о том, что лицей – великолепное место встречи умных и дружелюбных преподавателей и радующихся знаниям учеников. И поскольку этот миф актуальный, то до деконструкции ему еще очень далеко.

Олег Захаров, учитель истории

Для меня основным мифом было представление о лицее как об обычной школе со всеми вытекающими последствиями. Больше всего вызывали опасение невозможность совмещения преподавания с научной работой, огромная бумажная волокита, бесконечные педсобрания, на которых ничего не происходит, грызня из-за часов и школьники, которым ничего в жизни уже не надо. К счастью, эта ужасающая картина не имеет к лицею ровным счетом никакого отношения!

В первую очередь стоит отметить состав лицеистов. Это прекрасные дети, большинство с активной жизненной позицией и четким пониманием своих целей. Конечно, и среди них встречаются отдельные личности, но они скорее исключение, подтверждающее правило.

На кафедре царит отличная атмосфера, основанная на взаимоуважении и учитывании пожеланий каждого преподавателя как в смысле нагрузки, так и при составлении расписания.

И отдельно стоит отметить очень важный для меня аспект: работая в лицее, я сохранил возможность заниматься научной деятельностью. Я пишу статьи, в этом году издам свою первую монографию, чему несказанно рад. Поэтому лицей – одно из лучших средних учебных заведений города Москвы.

Алексей Красинец, учитель математики

Математику не пристало рассуждать о мифах. Но я могу допустить, что существуют:

1) мифы о преподавателях (что они самые лучшие во вселенной);

2) мифы о лицеистах (что все они малолетние гении);

3) мифы о выпускниках (что все поголовно учатся на самых крутых факультетах Вышки).

Миф 1. Когда я начинал работать (на второй год существования лицея), никаких ожиданий не было. Я был знаком с Наталией Вениаминовной Любомирской (первым директором), Андреем Валерьевичем Беловым (первым замом по воспитательной работе). Я знал, куда иду, знал, что это мое. И не ошибся.

Каждый день я встречаюсь с совершенно роскошными коллегами. Я их уважаю, многих люблю. Они профессионалы, широко образованны, исповедуют те же принципы жизни со студентами и методологию преподавания. Для меня это не миф, а реальность.

Миф 2. Каждый день я встречаюсь с поразительными ребятами. У них вопрос в глазах, они чего-то хотят от жизни, не узколобы, работоспособны, отзывчивы. Мы вместе учимся. Не они, не я, а именно вместе. Учение – процесс диалогичный. Один недостаток: они слушают, с моей точки зрения, чудовищную музыку.

Не могу сказать, что все они сверхподготовленны и супермотивированны. В реальности малая часть их оказалась посредственными школярами. Правда, последние два года ситуация улучшается.

Вывожу за скобки канонических лоботрясов и людей, которые в возрасте 16 лет ничего не хотят. Однако я понимаю, что окончательные оценки даст время. Лоботрясу иногда надо просто дать время. И мы в лицее это время даем. 

Миф 3. В общем соответствует действительности. Не всегда Вышка, есть МГУ, МГИМО, Физтех. Строго говоря, после лицея можно учиться где угодно.

Кроме мифов есть более важные вещи. Например, традиции.

В математике есть замечательная аксиома трехногой табуретки: через три точки проходит единственная плоскость. Именно поэтому трехногая табуретка никогда не качается.

Наш лицей можно сравнить с трехногой табуреткой или трехколесным велосипедом. «Ножки» лицея – преподаватели, школьники и администрация. Сделайте слабой хотя бы одну – лицей упадет, точнее, превратится в обычную школу. У лицея нет главного колеса. Одно начинает крутиться – два других за ним.

Канцелярия, администрация – сухие слова, за которыми стоят на редкость позитивные живые люди. Каждый день я здороваюсь с Дмитрием Ефимовичем Фишбейном. Как он рулит нашим уже довольно большим кораблем и остается человеком, мне неведомо. Капитанский мостик состоит из людей, которых я люблю и уважаю. Как ни зайду в канцелярию, там все крутится. Жаль, что в следующем году от них переезжать в другое здание.

Наверное, мне просто повезло. Но даже на первую пару я бегу с удовольствием. И это не миф. Это факт. И не только для меня.

Авторы текста: Захаров Олег Игоревич, Карпова Ольга Викторовна, Красинец Алексей Валентинович, 12 сентября, 2018 г.