• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

GAP YEAR: быть или не быть?

Gap year — год, который выпускники школы берут перед поступлением в ВУЗ, чтобы провести время с пользой, посмотреть мир, определиться с траекторией дальнейшего обучения и попробовать себя в профессии. Это явление широко распространено в США и некоторых европейских странах. Возможен ли gap year в России, и если да, то как его организовать? О том, что же такое gap year, кому и зачем он нужен, мы поговорили с Алексеем Климовым, преподавателем организационной психологии НИУ ВШЭ, и Соней Кужавской, ученицей Лицея, которая планирует взять gap year после окончания 11 класса.

 

— Соня, почему ты берешь gap year?

 

С.К.: Я определилась с профессией — мечтаю стать модельером и прикладываю для этого все свои усилия. Очень хочу отдохнуть от системы образования и получить знания на дополнительных курсах, заниматься саморазвитием. Параллельно буду работать в Макдональдсе. Для меня университет – это вход в среду. В принципе, для моей профессии не обязательно получать высшее образование. Тем не менее, обучение в университете поможет мне в общении со средой, «единомышленниками» и в наработке хорошего портфолио. Gap year поможет мне научиться работать над проектами самостоятельно, а в университете я смогу сравнивать свои работы с работами других людей, получать критику от преподавателей. Более того, я хочу работать в Корее, а там очень ценится высшее образование.

 

А.К.:  Не возникнет ли у тебя проблем в общении со сверстниками? Ведь твои ровесники поступят в университет, у них будет намного меньше свободного времени.  

С.К.: Думаю, мой круг общения немного сместится, ведь я не буду находиться постоянно с людьми, которые учились со мной раньше. Я буду видеться с ними, но уже не так часто. Возможно, найду новых друзей на курсах или на работе.

 

А.К.: В психологии есть такое понятие, как идентичность – то, как человек себя определяет. Как ты будешь представляться людям во время gap year? К какой социальной группе будешь себя относить?

C.К.: Я буду говорить, что занимаюсь различной деятельностью, хожу на курсы и работаю. Что-то вроде «свободного фотографа».

 

— Как ты решилась взять gap year?

 

С.К.: Сначала я никуда не хотела поступать. Затем обсудила с родителями варианты и решила поступать в следующем году на факультет моды НИУ ВШЭ. Родители одобрили это решение и поддержали меня. ЕГЭ действует 2 года, поэтому во время gap year я не буду готовиться к экзаменам, а буду заниматься творческой деятельностью.

 

А.К.: На мой взгляд, можно выделить несколько мотивов, которые могут подтолкнуть человека взять gap year:

1) Я определился куда [хочу поступать], но нужно время для подготовки;

2) Я не знаю что делать, куда поступать;

3) Я не вижу смысла в получении образования, не хочу учиться в принципе

Разные решения оптимальны.

Поскольку общество одобряет то, что мы называем «gap year», почему бы не попробовать, чтобы понять, чего ты хочешь?

 

С.К.: Экзамены везде разные. И если ты не определился с направлением, мне кажется, лучше не тратить деньги на репетиторов, свои силы, чтобы поступить на факультет, выбор которого был сделан вынуждено. Лучше никуда не поступать и взять «gap year».

А.К.: Разве обязательно принимать решения о направлении своего обучения именно во время gap year? Мне кажется, человек может и должен менять свои интересы, сферы деятельности в процессе обучения. Можно переходить с факультета на факультет и на уровне бакалавриата.

 

— Как ты хочешь организовать свой gap year?

 

 С.К.: Наверное, это работа в дневное время, вечерние курсы шитья, которые нужны мне для получения навыков будущей профессии, и саморазвитие (занятия творчеством дома). Я обязательно буду работать, это помогает контролировать время, а не тратить его бесполезно. Еще я хочу узнать, насколько я приспособлена к «настоящей» жизни.

Я готова работать по сложному графику. Когда ты фрилансер, на самом деле  у тебя намного больше работы, чем у студентов. Тебе нужно постоянно работать, не как всем с 9 до 18, а в любое время дня, постоянно приближаться к своей конечной цели.

Возможно, я также буду заниматься волонтерством, связанным с творчеством, но это не точно.

А.К.: Волонтерство – это хорошо. Обязательно ли им заниматься именно во время gap year? Не думаю. Мне кажется, им можно заниматься и во время обучения. Оно полезно в практике формирования новых знакомств, социализации человека.

 

— Нужно ли брать gap year во время обучения в университете (академичсекий отпуск)?

 

А.К.: В моем понимании, когда в обучении и окружении в университете тебе все нравится, и твое психическое здоровье в порядке – академический отпуск не нужен. В нормальной среде в принципе не должно возникать желание брать длительный перерыв.

Те, кто берет академический отпуск, как стажировку за границей, должны понимать, что они будут учиться с другой группой, и есть риски не влиться в новую среду.

Если студенту в настоящий момент не нравится в университете, то нет смысла брать «академ», а затем опять возвращаться туда, где тебе не нравится. Этот год – не решение проблемы. Возможно, надо менять что-то глобальное – университет или направление.

Безусловно, такой отпуск нужен, если существуют, например, какие-то проблемы в семье, которые накладываются на другие проблемы. Если ситуация может измениться за время академического отпуска – то, вероятно, взять перерыв будет не лишним.

Но если человек потерял смысл в своем обучении, ему лучше обратиться к психологу. Он должен помочь в решении проблемы. Если вы  придете к психологу и скажете, что хотите взять год на перерыв, то психолог не должен критиковать ваш выбор. Если вы столкнетесь с тем, что психолог не принимает выбор и критикует его – надо менять психолога.

 

СОВЕТ эксперта:

Надо с уважением относиться к своему выбору и идти с гордо поднятой головой, если уж вы сделали такой выбор. Значит, у вас есть мотивы, которые вы осознаете. Если человек долгое время думает над тем, брать или не брать gap year, стоит подумать о подсознательных мотивах, почему он этого не делает. Определиться может помочь психолог.

 

Анна Ким, студентка 4 курса НИУ ВШЭ, брала gap year

 

Я никогда не планировала не учиться год. Для меня, как и для многих российских школьников, это было немыслимо. Когда пришло время экзаменов, я получила почти максимальный балл на вступительных испытаниях в МГУ, но мне не хватило баллов ЕГЭ, буквально 5 или 6. Я подумала, что тогда вообще никуда не пойду, потому как хотела только на журфак МГУ (на платное отделение не пошла принципиально).

Дальше был довольно тяжелый в психологическом плане год — все мои одноклассники и друзья с ШЮЖ (Школа юного журналиста МГУ) окунулись в новую жизнь, завели новых знакомых, сдавали первые сессии и фотографировались с зачетками, а в моей жизни не изменилось ничего. Первое время трудно было даже самой себе объяснить, почему я не учусь, что уж говорить про сложности с теми, кто меня об этом спрашивал. Но я взяла себя в руки.

Главной целью в этот год для меня было подготовиться к экзаменам, пересдать ЕГЭ, чтобы не оставить никаких шансов приёмной комиссии и несчастному случаю. Я записалась на курсы подготовки к вступительным испытаниям, занималась русским (собиралась пересдавать только этот предмет), читала любимые издания и старалась сформировать свой вкус. Писала редакторам о стажировке, пыталась поработать в разных местах, чтобы определиться с тем, что мне нравится. Взять перерыв было одним из самых правильных моих решений, ведь все сложилось как нельзя лучше. Через год поступила во все университеты, в которые подала документы. И выбрала Вышку.

Сейчас я уже заканчиваю департамент медиа Вышки, и за годы учебы я завела отличных друзей, провела дни открытых дверей и факультета, и университета, съездила на выездной тренинг по журналистике в Ригу, поучаствовала в программе обмена с Кельнским университетом, получила свою первую работу в крупном холдинге и встретила большую любовь. Даже подумать страшно, что всего этого у меня бы не было, если бы я прогнулась под навязанными стандартами «школа-университет» и училась бы только до того, чтобы кто чего не подумал бы плохого. Если чувствуешь, что не готов принять важное решение — возьми перерыв, никогда не нужно этого бояться.

 

Автор — Анна Платонова

Gapyearгод, которыйвыпускникишколыберутпередпоступлениемвВУЗ, чтобыпровестивремяспользой, посмотретьмир, определитьсястраекториейдальнейшегообученияипопробоватьсебявпрофессии. ЭтоявлениеширокораспространеновСШАинекоторыхевропейскихстранах. Возможенлиgap year вРоссии, иеслида, токакегоорганизовать? Отом, чтожетакоеgap year, комуизачемоннужен, мыпоговорилисАлексеемКлимовым, преподавателеморганизационнойпсихологииНИУВШЭ, иСонейКужавской, ученицейЛицея, котораяпланируетвзятьgap year послеокончания11 класса.

 

Соня, почемутыберешьgapyear?

 

С.К.: Яопределиласьспрофессиеймечтаюстатьмодельеромиприкладываюдляэтоговсесвоиусилия. Оченьхочуотдохнутьотсистемыобразованияиполучитьзнаниянадополнительныхкурсах, заниматьсясаморазвитием. ПараллельнобудуработатьвМакдональдсе. Дляменяуниверситетэтовходвсреду. Впринципе, длямоейпрофессиинеобязательнополучатьвысшееобразование. Темнеменее, обучениевуниверситетепоможетмневобщениисосредой, «единомышленниками»ивнаработкехорошегопортфолио. Gapyearпоможетмненаучитьсяработатьнадпроектамисамостоятельно, авуниверситетеясмогусравниватьсвоиработысработамидругихлюдей, получатькритикуотпреподавателей. Болеетого, яхочуработатьвКорее, атамоченьценитсявысшееобразование.

 

А.К.:  Невозникнетлиутебяпроблемвобщениисосверстниками? Ведьтвоировесникипоступятвуниверситет, унихбудетнамногоменьшесвободноговремени. 

С.К.: Думаю, мойкругобщениянемногосместится, ведьянебудунаходитьсяпостояннослюдьми, которыеучилисьсомнойраньше. Ябудувидетьсясними, ноуженетакчасто. Возможно, найдуновыхдрузейнакурсахилинаработе.

 

А.К.:Впсихологииестьтакоепонятие, какидентичностьто, какчеловексебяопределяет. Кактыбудешьпредставлятьсялюдямвовремяgapyear? Ккакойсоциальнойгруппебудешьсебяотносить?

C.К.: Ябудуговорить, чтозанимаюсьразличнойдеятельностью, хожунакурсыиработаю. Что-товроде«свободногофотографа».

 

Кактырешиласьвзятьgapyear?

 

С.К.: Сначалаяникуданехотелапоступать. ЗатемобсудиласродителямивариантыирешилапоступатьвследующемгодунафакультетмодыНИУВШЭ. Родителиодобрилиэторешениеиподдержалименя. ЕГЭдействует2 года, поэтомувовремяgapyearянебудуготовитьсякэкзаменам, абудузаниматьсятворческойдеятельностью.

 

А.К.: Намойвзгляд, можновыделитьнесколькомотивов, которыемогутподтолкнутьчеловекавзятьgap year:

1) Яопределилсякуда[хочупоступать], нонужновремядляподготовки;

2) Янезнаючтоделать, кудапоступать;

3) Яневижусмыславполученииобразования, нехочуучитьсявпринципе

Разныерешенияоптимальны.

Посколькуобществоодобряетто, чтомыназываем«gapyear», почемубынепопробовать, чтобыпонять, чеготыхочешь?

 

С.К.: Экзаменывездеразные. Иеслитынеопределилсяснаправлением, мнекажется, лучшенетратитьденьгинарепетиторов, своисилы, чтобыпоступитьнафакультет, выборкоторогобылсделанвынуждено. Лучшеникуданепоступатьивзять«gapyear».

А.К.: Развеобязательноприниматьрешенияонаправлениисвоегообученияименнововремяgap year? Мнекажется, человекможетидолженменятьсвоиинтересы, сферыдеятельностивпроцессеобучения. Можнопереходитьсфакультетанафакультетинауровнебакалавриата.

 

Кактыхочешьорганизоватьсвойgapyear?

 

 С.К.: Наверное, этоработавдневноевремя, вечерниекурсышитья, которыенужнымнедляполучениянавыковбудущейпрофессии, исаморазвитие(занятиятворчествомдома). Яобязательнобудуработать, этопомогаетконтролироватьвремя, анетратитьегобесполезно. Ещеяхочуузнать, насколькояприспособленак«настоящей»жизни.

Яготоваработатьпосложномуграфику. Когдатыфрилансер, насамомделе  утебянамногобольшеработы, чемустудентов. Тебенужнопостоянноработать, некаквсемс9 до18, авлюбоевремядня, постоянноприближатьсяксвоейконечнойцели.

Возможно, ятакжебудузаниматьсяволонтерством, связаннымстворчеством, ноэтонеточно.

А.К.: Волонтерствоэтохорошо. Обязательнолиимзаниматьсяименнововремяgapyear? Недумаю. Мнекажется, имможнозаниматьсяивовремяобучения. Онополезновпрактикеформированияновыхзнакомств, социализациичеловека.

 

Нужнолибратьgapyearвовремяобучениявуниверситете(академичсекийотпуск)?

 

А.К.: Вмоемпонимании, когдавобучениииокружениивуниверситететебевсенравится, итвоепсихическоездоровьевпорядкеакадемическийотпускненужен. Внормальнойсредевпринципенедолжновозникатьжеланиебратьдлительныйперерыв.

Те, ктоберетакадемическийотпуск, какстажировкузаграницей, должныпонимать, чтоонибудутучитьсясдругойгруппой, иестьрискиневлитьсявновуюсреду.

Еслистудентувнастоящиймоментненравитсявуниверситете, тонетсмыслабрать«академ», азатемопятьвозвращатьсятуда, гдетебененравится. Этотгоднерешениепроблемы. Возможно, надоменятьчто-тоглобальноеуниверситетилинаправление.

Безусловно, такойотпускнужен, еслисуществуют, например, какие-топроблемывсемье, которыенакладываютсянадругиепроблемы. Еслиситуацияможетизменитьсязавремяакадемическогоотпускато, вероятно, взятьперерывбудетнелишним.

Ноесличеловекпотерялсмыслвсвоемобучении, емулучшеобратитьсякпсихологу. Ондолженпомочьврешениипроблемы. Есливы  придетекпсихологуискажете, чтохотитевзятьгоднаперерыв, топсихологнедолженкритиковатьвашвыбор. Есливыстолкнетесьстем, чтопсихологнепринимаетвыборикритикуетегонадоменятьпсихолога.

 

СОВЕТэксперта:

Надосуважениемотноситьсяксвоемувыборуиидтисгордоподнятойголовой, еслиужвысделалитакойвыбор. Значит, увасестьмотивы, которыевыосознаете. Есличеловекдолгоевремядумаетнадтем, братьилинебратьgapyear, стоитподуматьоподсознательныхмотивах, почемуонэтогонеделает. Определитьсяможетпомочьпсихолог.

 

АннаКим, студентка4 курсаНИУВШЭ, бралаgap year

 

Яникогданепланироваланеучитьсягод. Дляменя, какидлямногихроссийскихшкольников, этобылонемыслимо. Когдапришловремяэкзаменов, яполучилапочтимаксимальныйбаллнавступительныхиспытанияхвМГУ, номненехватилобалловЕГЭ, буквально5 или6. Яподумала, чтотогдавообщеникуданепойду, потомукакхотелатольконажурфакМГУ(наплатноеотделениенепошлапринципиально).

ДальшебылдовольнотяжелыйвпсихологическомпланегодвсемоиодноклассникиидрузьясШЮЖ(ШколаюногожурналистаМГУ) окунулисьвновуюжизнь, завелиновыхзнакомых, сдавалипервыесессииифотографировалисьсзачетками, авмоейжизнинеизменилосьничего. Первоевремятруднобылодажесамойсебеобъяснить, почемуянеучусь, чтоужговоритьпросложностистеми, ктоменяобэтомспрашивал. Ноявзяласебявруки.

Главнойцельювэтотгоддляменябылоподготовитьсякэкзаменам, пересдатьЕГЭ, чтобынеоставитьникакихшансовприёмнойкомиссииинесчастномуслучаю. Язаписаласьнакурсыподготовкиквступительнымиспытаниям, занималасьрусским(собираласьпересдаватьтолькоэтотпредмет), читалалюбимыеизданияистараласьсформироватьсвойвкус. Писаларедакторамостажировке, пыталасьпоработатьвразныхместах, чтобыопределитьсястем, чтомненравится. Взятьперерывбылооднимизсамыхправильныхмоихрешений, ведьвсесложилоськакнельзялучше. Черезгодпоступилавовсеуниверситеты, вкоторыеподаладокументы. ИвыбралаВышку.

СейчасяужезаканчиваюдепартаментмедиаВышки, изагодыучебыязавелаотличныхдрузей, провеладниоткрытыхдверейифакультета, иуниверситета, съездиланавыезднойтренингпожурналистикевРигу, поучаствовалавпрограммеобменасКельнскимуниверситетом, получиласвоюпервуюработувкрупномхолдингеивстретилабольшуюлюбовь. Дажеподуматьстрашно, чтовсегоэтогоуменябынебыло, еслибыяпрогнуласьподнавязаннымистандартами«школа-университет»иучиласьбытолькодотого, чтобыкточегонеподумалбыплохого. Есличувствуешь, чтонеготовпринятьважноерешениевозьмиперерыв, никогданенужноэтогобояться.

 

АннаПлатонова

31 мая, 2018 г.