• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Охрана интеллектуальной собственности в НИУ ВШЭ. Часть 2

«Окна роста» публикуют вторую часть материала, посвященного интеллектуальной собственности. Если 153-й выпуск был сфокусирован на создании, оформлении прав, коммерциализации и защите личной интеллектуальной собственности, то в нынешнем номере директор по правовым вопросам Алия Ермакова, начальник отдела правового сопровождения научной деятельности и вопросов интеллектуальной собственности Елена Селиванова и юрисконсульт Анастасия Сухарева рассказывают об использовании чужой интеллектуальной собственности.

 

Как использовать чужую интеллектуальную собственность таким образом, чтобы не нарушить закон?

Исключительно важно правильно использовать чужую интеллектуальную собственность. В законе установлены многочисленные санкции за противоправное поведение в этой области – размер компенсации за нарушение прав может достигать 5 млн рублей за каждое нарушение (ст. 1301 Гражданского кодекса РФ), а также привлечение к уголовной ответственности (ст. 146 Уголовного кодекса РФ). Чтобы избежать таких нежелательных последствий, предварительно необходимо установить, кому принадлежат права на соответствующий объект, и получить согласие этого лица.

Вместе с тем в законе предусмотрен ряд случаев, когда такое согласие не требуется. Наибольший интерес представляют следующие три случая.

1. Переход произведения в общественное достояние.
Если после смерти автора произведения прошло более 70 лет (по общему правилу), то произведение может быть свободно использовано при условии, что дается обязательное указание на автора и произведение. В случае с объектами патентного права установлены более короткие сроки охраны. На сайте ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) можно проверить информацию о выданных патентах и сроках действия охраны.

Тем не менее автор может столкнуться с неожиданной проблемой: срок охраны объекта, который он хочет использовать, истек, однако он все равно должен получать согласие – не наследников, но музея! Действительно, это так. Если объект входит в музейный фонд, на его использование в любых, кроме личных, целях необходимо получать согласие музея, в чьем распоряжении он находится.

2. Цитирование и иллюстрирование.
В случае с объектами авторского права допускается цитирование в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования. Также допускается их использование в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. Такое использование требует указывать автора используемого произведения и источник заимствования, однако специальное согласие от автора или иного правообладателя не требуется.

Приведем пример.

Наш коллега, назовем его «профессор А», задумал создать онлайн-курс и разместить его в интернете. Для большей наглядности он решает сделать презентацию.

Возникает вопрос: при каких обстоятельствах он может использовать изображения или видеоролики из сети? И может ли вообще сделать это, не получая специальных согласий правообладателя материалов?

Ответ: можно, но при условии, что:

  • используемое произведение должно быть правомерно обнародованным (т.е. опубликованным);
  • используемое произведение планируется к использованию в основном произведении: издании, радио- и телепередаче, звуко- и видеозаписи;
  • издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи, в которых планируется использование произведения, носят учебный характер в целом;
  • объем используемого произведения оправдывается целью использования (данное произведение не должно являться основным объектом использования);
  • используемое произведение должно использоваться в значении пояснения определенного момента, содержащегося в основном произведении, выступать его наглядным примером.

При этом профессор А не может вносить изменения в используемые им чужие материалы (допускаются только изменения технического характера). Если же он решит объединить несколько изображений, дорисовать что-то, то потребуется согласие правообладателя.

А если правообладатель – зарубежная организация? Тут следует быть особенно острожными, поскольку в таком случае может быть применимо зарубежное законодательство с регулированием, отличным от нашего. И тут предсказать, допущено нарушение или нет, значительно сложнее.

Поэтому сотрудникам университета, которые, возможно, будут заключать договор с профессором А, следует убедиться, что в договоре профессор А как автор гарантирует, что им не были допущены никакие нарушения исключительных прав третьих лиц. Это позволит отчасти обезопасить университет от возможных рисков.

3. Научное исследование.
Объект патентного права может быть исследован, т.е. изучение продукта или способа, в которых использованы изобретение или полезная модель не является нарушением. Возможно также научное исследование изделия, в котором использован промышленный образец, а также проведение эксперимента над таким продуктом, способом или изделием. Таким образом, ученые могут не беспокоиться: они правонарушений не допускают.

Учитывая, что приведенные случаи использования интеллектуальной собственности без согласия основаны на многочисленных нюансах, которые необходимо принимать во внимание, более безопасным и предпочтительным является использование чужой интеллектуальной собственности на основании договора (лицензионного или договора об отчуждении). Преимущества такого решения в первую очередь в том, что возможно обсудить и предусмотреть все спорные вопросы и тем самым минимизировать риски привлечения к ответственности за нарушение исключительных прав.

 

Использование бренда университета и других организаций

Осуществлять коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД) под «зонтиком» университета хорошо в том числе и потому, что Вышка имеет узнаваемый бренд.

Когда работник создает РИД, он может использовать бренд университета, придавая тем самым созданному им объекту дополнительную коммерческую привлекательность. Университет тщательно следит за использованием его товарных знаков и дает согласие на их использование только в отношении проверенных проектов. Такая политика позволяет, с одной стороны, говорить о высоком качестве, гарантом которого выступает университет, и, с другой стороны, о престижности проекта, при реализации которого такие логотипы оказываются размещенными. В связи с этим существует особый порядок использования средств индивидуализации университета, предусмотренный в Положении об интеллектуальной собственности.

При каких обстоятельствах обозначения университета используются без получения какого-то особенного согласия?

Такое использование работниками и обучающимися допускается:

  • при использовании бланков официальных документов университета;
  • при использовании в официальных и периодических изданиях университета, а также на корпоративном портале (интернет-сайте как составном произведении) и иных интернет-сайтах университета;
  • для обозначения мероприятий, публикаций, продукции, работ и услуг, проводимых (выполняемых, предоставляемых) в рамках проектов университета и в соответствии с обязательствами университета по договорам;
  • для целей обозначения занимаемой ими должности;
  • при включении в публикации ссылок на поддержанный университетом исследовательский проект.

По большому счету, во всех остальных случаях требуется согласие на использование обозначений университета. К таким случаям относится, как правило, использование для обозначения взаимосвязи между мероприятием, проектом, публикацией, продукцией, работами, услугами и НИУ ВШЭ. В этом случае потребуется получение предварительного согласия проректора, координирующего в университете вопросы интеллектуальной собственности (проректора Алексея Новосельцева).

Что касается логотипов и бренда других организаций, следует проявлять повышенную осторожность, поскольку бренд – настоящее минное поле: это и словесные обозначения, и цветовые решения, и логотипы – практически все, что мы видим в рекламе и что вызывает у нас устойчивую связь с какой-то конкретной организацией, вероятнее всего, является охраняемым объектом. А это значит, что перед его использованием надо заручиться согласием правообладателя.

Таким образом, можно говорить о том, что в Вышке есть все необходимые предпосылки для создания и эффективного вывода на рынок результатов интеллектуальной деятельности. При создании и использовании РИД значительную роль может сыграть бренд университета при условии, что также соблюдается юридическая чистота объекта: при использовании для его создания материалов не допускается нарушений исключительных прав третьих лиц.

Мы еще раз призываем наших уважаемых коллег: используйте имеющиеся возможности, творите и получайте вознаграждение за свое творчество! А мы, сотрудники Правового управления, всегда рады вам в этом помочь и найти оптимальный вариант для претворения вашей идеи в жизнь.

Первую часть материала можно прочитать здесь

29 марта, 2018 г.