• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Blended Learning: опыт применения

Этот выпуск «Академической среды» посвящен Blended Learning – смешанному обучению. Своим мнением о нем, об опыте такой работы делятся преподаватели Вышки Ирина Малинина, Екатерина Талалакина и Диана Буримская


Ирина Малинина
, доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Август 2012 года стал для меня точкой невозврата к традиционной системе обучения. В это время в рамках кадрового резерва группы «Будущие профессора» я проходила стажировку в Кембридже. Конечно, тема стажировки – «Смешанное обучение» – была выбрана мной не случайно; применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в вузе было одним из ключевых вопросов моей кандидатской диссертации. Предоставленная НИУ ВШЭ возможность позволила мне ознакомиться с новейшими методиками преподавания одного из ведущих университетов мира.

______________________________________
Трудно переоценить роль ИКТ при изучении иностранного языка. Они позволяют работать над всеми видами речевой деятельности: это чтение, письмо, аудирование и говорение. 
______________________________________

Особое место занимают интернет-ресурсы второго поколения (Web 2.0), которые благодаря своей доступности, простоте, возможности организовать совместную деятельность и контролировать ее позволяют использовать современные методы преподавания иностранного языка.

Образовательные ресурсы Listen-and-write.com, ESLVideo.com, Voxopop.com оптимально подходят для тренировки во внеаудиторное время благодаря продуманной системе обратной связи и возможности видеть результат работы. Тематически разнообразные тексты, выбор уровня сложности позволяют применять их на любой ступени изучения языка.

Tricider.com, MeetingWords.com – отличные ресурсы для организации совместной работы над проектом, мозгового штурма или взаимного оценивания проделанной работы.

Возможность посмотреть видеолекции, предлагаемые ведущими университетами и учебными центрами, позволяет не только сократить время на объяснение нового материала (например, на описание графика или написание эссе), но и повысить качество усвоения темы, так как студенты могут прослушать лекцию несколько раз, в комфортной обстановке, в удобное время, проанализировать разные стратегии, оценить работу, сделанную другими участниками, и создать собственную траекторию выполнения задания.

________________________________________
Особое место занимает работа с тестами. Практически все современные учебники по английскому языку имеют сайты с заданиями. Их использование делает проверку знаний разнообразнее, объективнее, при этом экономит время и силы преподавателя. 
________________________________________

К счастью, сложностей технического характера у нас нет. В университете есть компьютерные классы и свободный интернет; все используемые ресурсы имеют удобный и понятный интерфейс; кроме того, всегда можно задать вопрос преподавателю.

Наличие разнообразных курсов (например, Powerful Tools for Teaching and Learning: Web 2.0 Tools, предлагаемый Хьюстонским университетом на Сoursera) помогает преподавателю расширить выбор средств, повышающих эффективность учебы. А недостатки смешанного обучения (технические неполадки, идентификация пользователей) вполне преодолимы или не оказывают серьезного влияния.

Екатерина Талалакина, доцент кафедры иностранных языков департамента иностранных языков

Я использую много различных ИКТ, эффективность которых мы часто обсуждаем с коллегами-предметниками. Поэтому мне бы хотелось поделиться набором инструментов, которые проверены коллективным опытом и которые, я надеюсь, будут полезны и читателям «Академической среды».

Когда в рамках курса повышения квалификации, который я проводила для коллег по департаменту несколько лет назад, я попыталась классифицировать используемые мною ИКТ по их функциям, то получились следующие группы:

1. Площадки-организаторы, помогающие управлять учебным процессом: обмениваться со студентами материалами, проводить проверочные работы или обсуждать разные вопросы.

Помимо существующей в Вышке системы LMS речь идет о таких специально созданных для обучения международных площадках, как Moodle (кстати, ее внедрение обсуждается в НИУ ВШЭ) и Schoology (используется коллегой по департаменту). Однако для тех же целей можно использовать и более универсальные платформы обмена файлами, например Google Disc или Dropbox, а также социальные сети. Последний способ мне кажется спорным, потому что выходит за рамки учебного процесса. Здесь уже речь идет о вторжении в личное пространство студентов. В своей практике я предпочитаю Google Disc.

2. Контент-провайдеры, облегчающие работу с материалом: поиск источников, проверку фактической и языковой информации, редактуру текста на английском языке. Я учу студентов использовать Google Scholar (особенно функцию cite для оформления списка литературы, например, в формате APA), а также электронные ресурсы НИУ ВШЭ. За дополнительной информацией по предмету (например, для студентов на стажировках, которые временно выпадают из аудиторного процесса) мы обращаемся к массовым открытым онлайн-курсам, скажем, на платформе Coursera. Интересные идеи для обсуждения на английском языке студенты любят искать на TED. Для поиска языковой информации (допустим, о сочетаемости слов на английском языке) мы пользуемся корпусом COCA или его упрощенными вариантами just-the-word.com и ozdic.com. Для элементарного редактирования текста на английском языке я призываю студентов обращаться к paperrater.com или grammarly.com.

3. Мнемические тренажеры, позволяющие либо наглядно представить информацию, чтобы лучше ее запомнить, либо отработать ее на упражнениях. Мы строим со студентами ментальные карты на mindmeister.com и делаем инфографику на piktochart.com. В иностранных языках мой любимый инструмент этой категории – Quizlet, который автоматически предлагает упражнения для запоминания набора слов или словосочетаний, которые вбиваются пользователями. Мои третьекурсники, например, сами составляют свои списки, что позволяет повысить автономность обучения.

4. Площадки-презентаторы, дающие возможность коллективно сделать презентацию, написать текст или оформить брейнсторминг как на занятии, так и вне его. Пользователи могут одновременно создавать слайды и редактировать текст благодаря Google Docs, а набрасывать идеи и связи между ними при помощи MindMeister. Использование этих инструментов, на мой взгляд, довольно эффективно еще и потому, что они все доступны в виде бесплатных приложений к мобильным устройствам, а это снимает необходимость иметь при себе ПК. Главное преимущество этих инструментов в том, что они учат работать в команде, а это, как показывает практика, не происходит автоматически.

5. Инструменты-фасилитаторы, при помощи которых можно автоматизировать какой-либо аудиторный процесс и тем самым облегчить жизнь преподавателя. Например, задать вопрос студентам на потоке и получить на него быстрый и визуализированный ответ помогает mentimeter.com (поделились коллеги-социологи). Другой способ собрать мнения студентов – Google Forms.

Но сейчас мой хит сезона – это Socrative (рассказал коллега из МИЭФ). Socrative позволяет проводить онлайн-квизы (короткие контрольные) и автоматически их проверять. Да, такая функция есть и в LSM, однако практика показывает, что по какой-то причине Socrative студенты любят больше. Возможно, потому, что этот инструмент существует и в качестве бесплатного приложения к телефону. При этом в системе можно установить случайный порядок вопросов и ответов, уменьшив возможности для «взаимопомощи» студентов во время квиза.

Закончить свой обзор мне бы хотелось мыслью из электронного ресурса для обмена и хранения информации о передовых методиках преподавания «Карта умений 21 века» (21st Century Skills Map at www.P21.org). В сравнительной таблице «в прошлом/сейчас» показано, что если раньше ИКТ использовались как «крутые фишки», то сейчас нужно стремиться к их внедрению только там, где они реально повышают эффективность преподавания. Надеюсь, что в моей заметке коллеги смогут найти для себя такой инструмент.


Диана Буримская, доцент кафедры английского языка для гуманитарных дисциплин, департамент иностранных языков

Смешанное обучение – это сочетание традиционных форм обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий. Педагог в этом случае играет роль посредника, который направляет студентов в ходе обучения и председательствует в дистанционных дискуссиях. На аудиторных занятиях фокус смещается с активности педагога на активность студента, который из пассивного слушателя превращается в создателя знаний.

Отношение педагогов к дистанционному, электронному и смешанному обучению разное. Кто-то считает, что оно не может заменить традиционные формы, кто-то полагает, что это одно из последних достижений человечества. Так или иначе, но дистанционное, а также электронное и смешанное обучение набирают обороты во всем мире. В нашем вузе применяется несколько образовательных платформ: Lms (e-front), Coursera и edX (MOOCs). А мною был разработан курс «Английский для юристов» на платформе edX (MOOC).

Смешанное обучение дает новые возможности. Это изменение структуры представления учебного материала (аутентичные тексты, видео- и аудиоматериалы, разные виды упражнений на отработку терминологии, понятий, гиперссылки на интернет-источники), самостоятельный выбор траектории обучения (у студентов есть только сроки выполнения), многократность повтора материала, доступность, обсуждение в форумах, автоматизированный контроль знаний и достижений студентов. При одной паре языка в неделю (на курсах ESP) эта образовательная платформа помогает студентам отрабатывать лексику, формировать и развивать фонематический слух.

Курс «Английский для юристов» – важный информационный источник для работы на занятиях (это подготовка презентаций; обсуждение видеоматериала, аутентичных текстов, документов; участие в дебатах, кейсах; написание юридических документов). Курс ориентирован на формирование и развитие всех системообразующих навыков речевой деятельности на иностранном языке.

Тем не менее, конечно, и здесь есть свои трудности:

– наши студенты очень «талантливы»: умеют обманывать систему, чтобы сделать задание, поэтому я не могу сказать, что все задания выполнены ими самостоятельно;

– не все виды упражнений можно разместить на образовательной платформе edX (например, “match the terms to their definitions” использовать невозможно);

– если на курсе зарегистрированы более 150 студентов, то электронная система не обрабатывает информацию об их успеваемости, не формирует единую таблицу.

Последние два недостатка отсутствуют в Lms (e-front) (на разных курсах я работаю на двух платформах, поэтому могу сравнивать), но Lms имеет свой недостаток (для меня очень существенный) – прикреплять студентов к своему курсу можно только через IT-отдел. Это действительно неудобно, так как на курс, разработанный на платформе edX, студенты регистрируются и записываются сами.

Сегодня смешанное обучение называют образованием третьего поколения. Первое поколение – это когда на аудиторных занятиях использовались радио- и телевизионные передачи в режиме прямой трансляции. Эта форма имела и преимущества, и недостатки. Во-первых, передачи транслировались в определенное время, с которым зачастую не совпадало время занятий (приходилось переставлять пары). Во-вторых, не все группы могли просмотреть или прослушать передачу, так как объединять все группы в одну, до размеров целого потока, было неэффективно: восприятие учебного материала будет хуже. Второе поколение – это использование простых информационных технологий: обучение с применением компьютера и начальное обучение на основе интернет-технологий. Третье поколение – это традиционное аудиторное обучение с использованием многообразия информационных технологий для самостоятельной работы студентов.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что смешанное обучение – это необходимость. Благодаря ему образовательный процесс становится гибким (так как обеспечивается независимость учебного курса от времени, продолжительности занятий), модульным (можно планировать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с образовательными потребностями), доступным (достигается независимость от географического положения студента), мобильным (благодаря налаженной связи между студентом и педагогом).

Кроме того, смешанное обучение позволяет одновременно охватить большое количество студентов, использовать разные дидактические подходы в обучении, дает возможность интегрировать в процесс обучения такие вспомогательные элементы, как видео- и аудиоролики, графики и схемы, ссылки на интернет-ресурсы, общение на форумах и обмен информацией.

Авторы текста: Буримская Диана Валентиновна, Малинина Ирина Александровна, Талалакина Екатерина Викторовна, 18 мая, 2017 г.