Какие основные задачи выполняет МБ в Вышке?
Интернационализация – ключевое слово в стратегии развития любого современного университета, а тем более такого молодого, как Высшая школа экономики. Она включает студенческую и академическую мобильность, участие в международных конференциях и семинарах и их непосредственное проведение, совместные публикации, информационные и протокольные мероприятия. По существу, основная задача МБ – это способствовать развитию университета через международное сотрудничество, то есть обмен информацией, знаниями и людьми, несущими эти знания. Чем интенсивнее идет этот обмен, тем интенсивнее развивается университет.
Разумеется, МБ не в состоянии и не должен непосредственно заниматься всеми формами международной деятельности. Его основные задачи – координировать различные инициативы, помогать факультетам и административным службам запускать новые проекты, подключаться там, где возникают какие-либо трудности. Международная деятельность существует в университете практически повсеместно, поэтому МБ должен тесно взаимодействовать со всеми без исключения подразделениями и факультетами.
Как устроена деятельность МБ? Расскажите, пожалуйста, о структуре и о ключевых точках взаимодействия МБ с внешними источниками/партнерами.
Существующая структура международного блока включает три ключевых направления.
Продвижение образовательных продуктов на глобальный рынок образовательных услуг, привлечение в Вышку иностранных студентов для обучения. За это направление отвечает директор по привлечению иностранных студентов Татьяна Четвернина.
Основная работа этого направления заключается в привлечении иностранных студентов через рекрутинговые, выставочные мероприятия и через интернет-ресурсы, поддержка раздела hse.ru/admissions на портале, сопровождение иностранных абитуриентов от подачи документов до их зачисления в НИУ ВШЭ (в тесном взаимодействии с приемной комиссией), проведение Дней Вышки за рубежом, установление партнерских связей с зарубежными школами. Одним из наиболее важных направлений работы здесь является организация Международной олимпиады молодежи (МОМ) – ежегодного мероприятия, которое НИУ ВШЭ проводит среди иностранных школьников и соотечественников, проживающих за рубежом, с 2013 года. Если первоначально олимпиады проводились лишь в нескольких странах СНГ, то теперь они уже распространились и на дальнее зарубежье: в 2016 году олимпиады проводятся более чем в 20 странах, в т.ч. в Болгарии, Сербии, Польше, Израиле, Монголии, Вьетнаме, Индонезии. В 2016 году в предметных олимпиадах МОМ приняли участие около 9 тысяч школьников. Это не только прекрасный инструмент продвижения НИУ ВШЭ за рубежом, но и форма отбора наиболее талантливых иностранных абитуриентов: победители получают право на зачисление в университет на бюджетные места, финансируемые Правительством Российской Федерации. Не случайно ключевым партнером НИУ ВШЭ в этом проекте является Россотрудничество, которое оказывает нам большую поддержку в организации и проведении олимпиад через свои зарубежные представительства.
Развитие сервисов по поддержке иностранных граждан – студентов и сотрудников университета, а также организационное обеспечение академической мобильности. Этим занимаются подразделения под руководством директора по интернационализации Юлии Гринкевич.
Достижение статуса исследовательского университета мирового уровня невозможно без интернационализации внутренней среды университета. Для этого в 2013 году в Вышке была создана Дирекция по интернационализации. Основная задача дирекции – способствовать созданию единого академического пространства на базе английского языка.
Речь идет о создании институциональных условий для адаптации международных сотрудников, зарубежных специалистов, приезжающих с краткосрочными визитами, и иностранных студентов. Например, на Дне Вышки есть русскоязычный и англоязычный лектории, есть возможность поучаствовать на английском языке в викторине на знание русской культуры и т.д. Кроме того, мы издаем англоязычное приложение к «Окнам роста» – The HSE Look, чтобы англоязычные коллеги тоже были включены в жизнь университета. Проводятся адаптационные семинары, работает служба психологической поддержки.
Мы также координируем процесс приема на работу международных специалистов, нанимаемых по процедуре международного рекрутинга, и работаем с принимающими подразделениями по вопросам поддержки специалистов.
Помимо этого, дирекция организует ориентационные и адаптационные мероприятия для международных специалистов, которые позволяют им быстро пройти все административные процедуры, связанные с приемом на работу.
Дирекция занимается также организацией международной академической студенческой мобильности и поддерживает информационные ресурсы для нескольких целевых групп. Для иностранных студентов из дальнего зарубежья это сайт http://istudents.hse.ru/, для студентов Вышки, участвующих в программах исходящей международной мобильности, – сайт http://studyabroad.hse.ru/.
Работает также Центр экспертизы переводов (ЦЭП), который занимается в первую очередь переводом институциональных документов и экспертизой существующих переводов локальных нормативных актов. Кроме того, центр может оказать поддержку подразделениям в подборе внешних переводчиков и организации устного перевода на крупных институциональных мероприятиях.
Наконец, нельзя не сказать о визовой поддержке иностранных граждан, обучающихся и работающих в НИУ ВШЭ, и их постановке на миграционный учет. Этим мы тоже занимаемся.
Развитие зарубежных партнерств. За это отвечает Управление международного сотрудничества Марины Баталиной.
Управление международного сотрудничества (УМС) было создано с целью содействия развитию международной деятельности НИУ ВШЭ и укрепления репутации НИУ ВШЭ в международном образовательном и научном сообществах.
Работа УМС ведется с образовательными и научными, административно-управленческими, вспомогательно-техническими подразделениями в целях развития партнерств как университета в целом, так и конкретных факультетов/департаментов/программ/центров.
Управление инициирует и реализует мероприятия по установлению/развитию международных связей. Это поездки и прием делегаций, переговоры, подготовка и мониторинг договоров и других документов о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и зарубежными организациями, консультации сотрудников подразделений о возможностях развития международного сотрудничества.
Сотрудники управления оказывают информационно-аналитическую и организационную поддержку международной деятельности и участия НИУ ВШЭ в международных сетевых организациях, программах и проектах в сфере международного высшего образования, администрируют сайт International Partnerships (http://www.hse.ru/intpartners).
Какие у МБ существуют инструменты для представления НИУ ВШЭ на глобальном рынке? В чем эффективность каждого из них?
Основной инструмент – это интернет-ресурсы, и прежде всего англоязычная версия портала НИУ ВШЭ. По данным Дирекции по порталу и сервиса Google Analytics, он регистрирует ежемесячно более 40 тыс. посещений, причем 70% пользователей – молодежь в возрасте от 18 до 34 лет. Среди основных стран – США, Германия, Великобритания, Индия, Италия, Франция, Нидерланды. Кроме того, благодаря взаимодействию с Дирекцией по связям с общественностью мы представлены на ряде партнерских сайтов, например на Studyinrussia.ru, Studyportals.eu и Masterstudies.com. Дирекция по интернационализации активна в социальных сетях. Эти инструменты позволяют обеспечивать по-настоящему глобальное присутствие Вышки.
Разумеется, интернет – это мощный ресурс, но требуется и точечная работа, необходимы личные контакты, которые мы получаем, работая на профессиональных выставках и конференциях как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, мы поддерживаем хорошие контакты с зарубежными посольствами, иностранными образовательными агентствами, многие из которых присутствуют в Москве.
Какие основные вызовы и задачи стоят перед Международным блоком сегодня?
Системные вызовы в деятельности МБ – это, по большому счету, общеуниверситетские задачи, связанные с позиционированием НИУ ВШЭ на глобальных рынках. Все они тесно взаимосвязаны.
Первая и главная задача сегодня – повышение узнаваемости университета за пределами России и СНГ, где наша репутация устойчиво высока и где есть понимание того, что Высшая школа экономики – это многопрофильный университет. Наша цель – сделать так, чтобы аббревиатура ВШЭ/HSE была бы, с одной стороны, не менее узнаваема за пределами постсоветского пространства, чем МГУ, СПбГУ или МГИМО, а с другой – не ассоциировалась бы только с экономикой.
Второй системный вызов – это диверсификация рынков, и он во многом связан с первым. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство наших партнерских связей (более двух третей) приходится на университеты Европы и США, причем Франция, Германия, Италия, Великобритания и США обеспечивают больше половины партнерских соглашений НИУ ВШЭ о научном сотрудничестве, студенческом обмене, программах двойных дипломов. Масштабы такого партнерства закономерны и ни в коей мере не должны сворачиваться. Но мы не должны забывать о том, что сфера науки и образования действительно глобальна, и нам следует с большим вниманием отнестись к азиатскому направлению и странам БРИКС, с которыми (за исключением Китая) у нас пока достаточно слабые связи.
Третий вызов тоже связан с необходимостью диверсификации, но уже в специфической сфере привлечения иностранных студентов на ООП. Сегодня наши иностранные студенты – это преимущественно граждане стран СНГ и преимущественно зачисляемые на так называемые квотные места. Преимущественно – это практически 80% по обеим позициям. Таким образом, нам требуются иные рынки и самые разнообразные инструменты набора, позволяющие значительно увеличить долю платных студентов. Выполнение этой задачи в сочетании с изменением правил приема иностранных граждан потребует в самое ближайшее время существенной перестройки работы международного блока, и прежде всего его подразделений, занимающихся привлечением иностранных абитуриентов и их сопровождением.
Каковы планы МБ на 2017 год относительно представления Вышки на глобальных рынках?
Во-первых, мы продолжим участвовать в крупных региональных выставках-конференциях образовательных ассоциаций, таких как EAIE, NAFSA, APAI (соответственно, Европа, Северная Америка, АТЭС, хотя каждая из них по значимости выходит далеко за пределы собственного региона). Здесь мы предпочитаем объединяться вместе с нашими партнерами в рамках единых российских стендов Проекта 5-100. Это не только существенная экономия финансовых средств, но и «политический» выбор: на масштабных мероприятиях подобного рода легко потеряться, а единый российский стенд традиционно привлекает внимание к его участникам. Эти выставки, безусловно, важны с точки зрения общего взаимодействия, причем мы, по-моему, единственные из университетов Проекта 5-100, кто начал здесь активную практику экспертных выступлений в конгрессной части. Она будет продолжена, и, в частности, к этому списку добавится UNICA – престижный клуб университетов европейских столиц, в котором мы стали полноправными членами в 2016 году. До этого Россию представлял в нем только МГУ.
Во-вторых, мы будем активно развивать работу в азиатском регионе. Буквально в сентябре-октябре появились новые предложения в области студенческих и научных обменов, сформулированные совместно с некоторыми нашими китайскими партнерами. Мы продолжим укреплять наши позиции в Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Монголии, где наш университет представляет интерес для потенциальных студентов из этих стран. Здесь НИУ ВШЭ уже провел большую работу в рамках организации Международных олимпиад молодежи. Мы ее продолжим, в том числе с использованием местных партнеров и специализированных агентств в области образовательного маркетинга. Есть ряд проектов, связанных с Индией. Несмотря на то что эта страна представляет огромный интерес с точки зрения научного и образовательного сотрудничества, у Вышки слабо развиты связи с индийскими университетами. Постараемся наверстать упущенное, тем более что в будущем году мы будем отмечать 70-летие установления дипотношений между нашими странами.
В-третьих, мы настроены активизировать в будущем году нашу деятельность в рамках Сетевого университета БРИКС: НИУ ВШЭ выступает здесь лидером по направлению «экономика».
Наконец, мы готовим и целый ряд международных мероприятий, приуроченных к 25-летию Вышки. Юбилей – это хороший повод рассказать зарубежным партнерам о наших достижениях, узнать о лучших практиках и поделиться планами на будущее.
Могли бы вы рассказать об одном из удачных свежих кейсов из практической деятельности МБ?
Последним успешным результатом деятельности МБ, причем в тесном взаимодействии с факультетами, филиалами и административными подразделениями, стало принятие университетом новых, упрощенных правил приема иностранных граждан (https://www.hse.ru/news/admission/193368292.html).
Изменения, которые были приняты в сентябре, предусматривают максимальное приближение условий приема документов от иностранных абитуриентов к тем стандартам, которые приняты в большинстве иностранных вузов-конкурентов. Разумеется, мы действуем в рамках общепринятых правил, установленных российским законодательством, сохраняем систему вступительных испытаний и подачу всех необходимых документов. Но при этом предлагаем абитуриентам подавать заявки на поступление в Вышку уже в ноябре, чтобы как можно раньше провести предварительный отбор лучших кандидатов и помочь им понять, есть ли у них шанс к нам попасть. Это очень важно, потому что в европейских университетах иностранцы уже в июне знают, куда они могут поступить. Раньше в это время мы только начинали принимать документы. Кроме того, иностранные абитуриенты получают законную возможность пройти вступительные испытания дистанционно вместо обязательного приезда в Россию без гарантии поступления, которое могло обернуться возможными пустыми административными трудностями и финансовыми потерями. Надеемся, что нововведения позволят нам существенно повысить долю иностранных студентов, отбирая при этом лучших. То, что новые правила вызывают большой интерес, мы видим по большому количеству поступающих вопросов еще до начала этапа предварительного отбора, который стартовал 1 ноября.
Иван, какие задачи стоят перед вами как перед новым проректором по международным делам?
Среди назревших вопросов, которые необходимо решить, – выстраивание новой системы привлечения платных иностранных абитуриентов с использованием различных каналов: усовершенствование соответствующих разделов портала НИУ ВШЭ, активное использование выставок, внешних интернет-ресурсов и партнерских соглашений, трансформация Международной олимпиады молодежи из инструмента отбора квотных студентов в инструмент привлечения платных студентов, начало работы с рекрутинговыми агентствами.
Кроме того, необходимо диверсифицировать географию международного сотрудничества, активнее работая со странами Азии и БРИКС, и интенсифицировать работу с зарубежными диппредставительствами в России, иностранными работодателями, иностранными школами в Москве и Санкт-Петербурге с целью большей узнаваемости университета, развития географии партнерств, возможностей трудоустройства и привлечения иностранных абитуриентов. А также активизировать участие НИУ ВШЭ в крупных международных конференциях институциональных ассоциаций с увеличением количества выступлений и презентаций университета, наладить работу с иностранными выпускниками НИУ ВШЭ. Список можно продолжать и далее.