• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лучший преподаватель НИУ ВШЭ: новые правила

В апреле Ученый совет НИУ ВШЭ утвердил новый регламент установления преподавательских надбавок. Такие надбавки назначаются наиболее популярным у студентов и выпускников преподавателям. «Окна роста» решили напомнить об истории проекта «Лучший преподаватель» и рассказать о новой системе голосования и поощрения.

В последние 10 лет НИУ ВШЭ развивается как исследовательский университет, ставя амбициозные задачи по повышению публикационной активности и формированию глобальной академической репутации. При этом исторически, с момента создания Вышки как небольшой магистерской школы, большое внимание уделяется преподавательским инновациям и качеству преподавания. От уровня преподавания, возможно, в меньшей степени зависят наши успехи в глобальных рейтингах (так уж они устроены), зато именно качество преподавания определяет карьерные и жизненные успехи выпускников и формирует репутацию у работодателей. Поэтому Вышка стремится поощрить и хороших ученых, и хороших преподавателей – тех, кто вдохновляет студентов учиться и неравнодушен к их профессиональному развитию.

Для определения лучших с 2011 года в университете ежегодно проводится голосование за преподавателей среди студентов и выпускников. Безусловно, существует немало способов определить, кто достоин звания «Лучший». Например, можно опереться на мнения декана (академического руководителя), специальной группы экспертов или результаты объективного тестирования. Однако Вышка внимательно относится к мнению студентов и выпускников и доверяет им. В конце концов, именно студенты проводят с преподавателями больше всего времени, а выпускники, получив опыт работы, способны выделить тех преподавателей, кто внес наибольший вклад в их успех.

В общем виде процедура выборов остается неизменной с 2011 года. В ходе голосования студенты и выпускники выбирают не более двух лекторов и не более двух преподавателей семинарских/практических занятий. Победителям достаются не только почет и уважение, но и довольно существенная надбавка к заработной плате.

Шесть лет проект рос и развивался, совершенствовалась и процедура отбора. Заместитель первого проректора Елена Артюхова стояла у истоков проекта, и именно благодаря ее организационным усилиям конкурс на звание «Лучший преподаватель» стал узнаваемым среди студентов и преподавателей и значимым для всего университета.

Лучший преподаватель: от истории к нашим дням

Артюхова Елена Алексеевна

Заместитель первого проректора ВШЭ

 

В 2011 году выборы лучших преподавателей проводились с помощью бумажных бюллетеней и урн, как обычные выборы. Старт проекта был довольно успешным: 32% – доля студентов Вышки, пришедших на выборы и проголосовавших за своих любимых преподавателей. Обработка бюллетеней с написанными вручную фамилиями преподавателей отняла довольно много времени и сил, но результат получился впечатляющим: 236 преподавателей получили почетное звание «Лучший преподаватель». Студенты с интересом отнеслись к новой процедуре выборов лучших преподавателей, а преподаватели гордились полученными званиями.

С 2011 года у проекта есть специальная страница на портале: hse.ru/best. На ней размещаются все графики голосования, информация о ходе голосования, фамилии победителей, интервью со студентами, пришедшими на выборы, и с преподавателями, получившими почетный статус.

В 2011 году, когда заполнялись бумажные бюллетени, мы заметили, что у студентов есть желание выразить слова признательности любимым преподавателям – такие слова были написаны на бюллетенях. В 2012 году мы запустили новый проект «Письма любимым преподавателям»: ребята могли во время голосования написать письма преподавателям, которые им запомнились. Как любой новый проект, и это новшество подвергалось сомнениям. Но оказалось, что такие письма очень много значат как для студентов, так и для преподавателей. Преподаватели приезжали ко мне на Мясницкую во время летних каникул только для того, чтобы забрать письмо, написанное студентом на бумаге (не в электронном виде!). Это говорит о многом. В 2015 году было написано 250 писем, были преподаватели-рекордсмены, которым студенты передали до 10 посланий. Эти письма – очень важный социальный проект, который связывает студентов и преподавателей не формальными, а человеческими связями. Сейчас, когда мы изменили процедуру голосования, нам важно не потерять эту связь преподаватель – студент. Перед стартом выборов информация о возможности передать письмо любимому преподавателю будет размещена на портале НИУ ВШЭ.

В 2012 году Центром внутреннего мониторинга была разработана и внедрена специальная компьютерная программа для электронного голосования. Хотя процедура выборов и оставалась очной и для того, чтобы проголосовать за своих любимых преподавателей, необходимо было прийти на избирательный участок, выбор преподавателей теперь осуществлялся в электронном формате: из списка фамилий преподавателей студентам нужно было выбрать двух лучших лекторов и двух лучших семинаристов. Программа существенно ускорила процедуру выборов и подсчет голосов, а также уменьшила количество ошибок, связанных с неверным прочтением фамилий, написанных в бюллетенях вручную.

С 2012 года выборы проходили в течение двух недель, расписание выборов согласовывалось с учебными офисами заранее, и финальный вариант расписания голосования каждого курса каждого факультета был максимально синхронизирован с расписанием учебных занятий. Это нововведение позволило нам увеличить долю студентов, принявших участие в выборах, до 41%.

С 2013 года была введена новая процедура подсчета голосов: в зависимости от количества студентов на курсе бакалавриата или на отдельной магистерской программе были введены поправочные коэффициенты для расчета рейтинга преподавателя по итогам голосования, чтобы уравнять шансы на победу преподавателей на программах с большим и малым количеством студентов.

С 2014 года мы проводим голосование за лучших преподавателей для иностранных студентов, приезжающих к нам учиться на один семестр. Студенты посещают англоязычные курсы в течение одного семестра, и в конце обучения у них есть возможность выбрать преподавателей, которые больше всего им запомнились. Для тех студентов, которые приезжают к нам на первый семестр, мы проводим отдельное голосование в декабре и результаты учитываем при подведении итогов голосования в конце учебного года. Для ребят, которые учатся у нас во втором семестре, голосование проводится одновременно с нашими студентами. Включение иностранных студентов в процедуру выбора лучших преподавателей позволило учесть их голоса в пользу преподавателей Вышки, читающих курсы на английском языке.

Итак, с 2011 года неуклонно повышалась доля участия студентов в голосовании: в 2011 году проголосовало 32% студентов, а к 2015 году мы дошли до результата 49%. Без сомнения, такой высокий показатель был обеспечен не только позитивным отношением студентов, но и эффективной работой сотрудников учебных офисов.

С тех пор многое изменилось, но отношение студентов и преподавателей осталось прежним: статус «Лучший преподаватель» важен для преподавателей, и студенты об этом знают. Выборы лучших стали доброй традицией Вышки, и все с нетерпением ждут нового тура выборной кампании.

Важно понимать, что успех проекта был обеспечен большой командой сотрудников Вышки, в которую входили представители многих подразделений: учебные офисы занимались организацией и проведением голосования, Лидия Камальдинова и Центр внутреннего мониторинга обеспечивали техническую поддержку выборов, сотрудники Дирекции по информационным технологиям делали доступными ссылки на программу во всех компьютерных классах и дежурили во всех зданиях Вышки во время выборов, сотрудники PR-дирекции и Дирекции по порталам обеспечивали информационное сопровождение выборов, а сотрудники Планово-финансового управления и Управления бухгалтерского учета занимались выплатой надбавок лучшим преподавателям.

В 2016 году голосование за лучших преподавателей будет организовано в новом формате.

Новый регламент, новый формат

Об основных нововведениях рассказывает заместитель первого проректора Игорь Чириков.

Чириков Игорь Сергеевич

Руководство Университета: заместитель первого проректора



 




Изменения в процедуре голосования студентов и определения лучших преподавателей призваны решить четыре ключевые задачи: сделать формат голосования более удобным для студентов, увеличить явку, снизить организационные издержки и повысить прозрачность процедуры определения победителей.

Для университета важно, чтобы, с одной стороны, формат голосования был удобным для студентов, а с другой – чтобы в выборах принимало участие как можно большее количество студентов. Последние несколько лет сами студенты все чаще и чаще предлагали сделать голосование полностью электронным, чтобы не было необходимости приезжать в университет в назначенный день. Особенно эта проблема была актуальна для выпускных курсов, у которых нет аудиторных занятий в 4-м модуле. И в 2016 году, с введением обязательной студенческой оценки преподавания, проводимой каждый модуль через LMS, появилась техническая возможность реализовать это пожелание студентов. Теперь голосование за лучших преподавателей будет совмещено со студенческой оценкой преподавания (СОП) в 4-м модуле. После оценивания курсов и преподавателей в рамках СОП студентам предлагается на той же странице выбрать двух лучших лекторов и двух лучших семинаристов. Важно, что само голосование за лучших преподавателей (в отличие от СОП) не будет обязательным для студента, можно будет оставить поля пустыми. Но поскольку студенты в любом случае будут оценивать качество работы преподавателей и учебных курсов, подавляющее большинство из них, мы надеемся, выберет и лучшего преподавателя. Кроме этого, система позволит более точно отобразить для каждого студента список преподавателей.

Это изменение позволит сократить организационные издержки: новая процедура снизит нагрузку на менеджеров учебных офисов, которым не нужно будет заниматься организацией выборов, дежурить в компьютерных классах, собирать бирки, регистрировать студентов и т.п. В конце учебного года нагрузка на менеджеров довольно существенная, а с введением обязательной студенческой оценки преподавания она еще больше возрастет.

И наконец, новый регламент более четко прописывает критерии определения лучших преподавателей по итогам голосования студентов. Лучший преподаватель определяется по двум критериям: за него должны проголосовать не менее 8 студентов одного курса образовательной программы и одновременно с этим он должен преодолеть общеуниверситетский проходной порог по доле студентов, которые за него проголосовали. Проходной порог устанавливается таким образом, чтобы полностью распределить имеющийся фонд преподавательских надбавок, предусмотренных в финансовом плане университета. В апреле 2016 года Ученый совет утвердил и новый Регламент установления преподавательских надбавок, где фиксируются эти обновленные правила.

Новые правила начисления надбавок за статус «Лучший преподаватель»

Елена Артюхова:

С 2011 года возросло количество лучших преподавателей и сумма ежемесячной надбавки, которая им выплачивается. В 2011 году у нас было избрано 236 лучших преподавателей. Надбавки выплачивались только тем, кто работал на полную преподавательскую ставку. Преподаватели, у которых была в 2011 году академическая надбавка, получали ежемесячную надбавку лучших преподавателей в размере 10 тысяч рублей, а преподаватели, ставшие лучшими, но не получавшие академическую надбавку, получали надбавку лучшего преподавателя в размере 20 тысяч рублей. К 2015 году мы пришли к совершенно другим результатам: уже более 500 человек получили в 2015 году статус лучших преподавателей. На надбавки лучшим преподавателям теперь не влияет получение академической надбавки, да и суммы стали другими: 30 тысяч рублей в месяц выплачивается преподавателям, работающим на полную преподавательскую ставку, 15 тысяч рублей в месяц – преподавателям, работающим на условиях совместительства.

В новом документе, принятом Ученым советом ВШЭ, описаны порядок получения статуса лучшего преподавателя и порядок установления надбавок лучшим преподавателям.

Статус «Лучший преподаватель» присваивается всем преподавателям, которые входили в аудитории к студентам и которые получили на выборах большинство студенческих голосов. Ни форма договора между университетом и преподавателем, ни доля преподавательской ставки не влияют на получение статуса «Лучший преподаватель», ведь для студентов совершенно не важно, работает их любимый преподаватель на полную ставку или на условиях совместительства, связан ли он с университетом трудовым или гражданско-правовым договором. Фамилии победителей, лучших и любимых преподавателей, публикуются на странице портала hse.ru/best; информация о получении статуса «Лучший преподаватель» размещается на персональной странице сотрудника.

Жизнь не стоит на месте, и преподаватели-совместители переходят в Вышку на полную преподавательскую ставку, кто-то переходит с полной ставки на внешнее совместительство, кто-то уходит в отпуск по уходу за ребенком. Изменения в кадровых статусах обозначают для лучших преподавателей изменения условий начисления надбавок: с момента перехода в другой кадровый статус условия выплаты надбавок могут меняться. Существенные изменения, которые одобрены Ученым советом, состоят в следующем: при любом изменении преподавательского статуса надбавка лучшего преподавателя не теряется, она изменяется в соответствии с новыми условиями труда. Если статус «Лучший преподаватель» получил преподаватель, которому был предоставлен отпуск по уходу за ребенком в период выплаты надбавок, такой преподаватель может получить невыплаченную надбавку после выхода из отпуска по уходу за ребенком. Как и ранее, преподаватели, работающие на полную преподавательскую ставку, будут получать 100-процентную надбавку, а коллеги-преподаватели, работающие на условиях совместительства, будут получать надбавку в размере 50% от полной суммы надбавки. С сентября 2016 года изменятся условия выплаты надбавок тем преподавателям, которые работают на полную ставку с неполным рабочим днем: сумма надбавки для таких коллег будет равна сумме надбавки совместителей (т.е. 50% от полной надбавки).

Коллеги, наши кадровые процессы сложные и многообразные, и, если у вас возникают вопросы, связанные с надбавками лучшим преподавателям, напишите мне на электронный адрес eartuhova@hse.ru, мы вместе оперативно справимся со всеми проблемами.

 

Лучшие преподаватели Вышки: в чем секрет успеха?

Дагаев Дмитрий Александрович

Заместитель проректора ВШЭ

 

 

Дмитрий Дагаев, доцент кафедры высшей математики

Первым необходимым условием является тщательная подготовка к каждому занятию. Больше всего времени на подготовку уходит в первые несколько лет преподавания курса. Дальше ты начинаешь проводить занятия почти на автомате, но в этом кроется одна из опасностей: можно забыть про важные нюансы или упустить свежие результаты или данные. Второй важный фактор успеха – готовность преподавателя выложиться по полной и уделить студентам, которые хотят учиться, столько внимания, сколько им необходимо для усвоения материала. И третье: нужно придумать, чем ты зажжешь огонек в глазах студентов и замотивируешь их на изучение предмета. Важно объяснить, как курс пригодится слушателям в дальнейшем.

Даниил Федоровых

Федоровых Данил Александрович

Старший преподаватель факультета экономических наук

 

Хороший преподаватель тратит время и усилия на общение со студентами не только во время занятий в аудитории. Мои студенты знают, что если у них есть какой-то вопрос, то они могут не откладывать его до нашей встречи на лекции или семинаре, а написать мне сразу же по электронной почте или в социальной сети и, как правило, очень быстро получить ответ. К сожалению, некоторые этим злоупотребляют, и в жаркие периоды перед сдачей домашнего задания или перед контрольной работой мне, бывает, приходится отвечать на десятки сообщений в день. Но это стоит того: пусть лучше я потрачу свое время на несколько не очень существенных вопросов, чем найдется кто-то, кто не сможет или постесняется задать существенный.

 

Хачатурова Милана Радионовна

Департамент психологии: заместитель руководителя

 

Милана Хачатурова, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии

Все дело в том, что я очень люблю сам процесс преподавания и своих студентов. Самая большая награда для меня – видеть, как они получают удовольствие от того, что учатся чему-то новому, понимают, зачем им это нужно. Если в этом и есть какой-то секрет, то, как мне кажется, он состоит в том, что преподавание никогда не было для меня нагрузкой, какой-то обязанностью, а, наоборот, самой любимой и интересной частью моей работы в университете. Частью, в которой есть место творческим открытиям, озарениям, вдохновению, позитивной атмосфере, умению слушать и слышать своих студентов.

Пашкевич Анна Валерьевна

Доцент факультета социальных наук

 

Анна Пашкевич, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность нашим студентам за их тепло, интерес к учебе и доверие, а также выразить почтение всем коллегам за совместную работу, опыт которой для меня так ценен и значим. Вы знаете, мы с вами живем в такое время, когда из понятий «лидерство», «внешний успех», «высокоэффективный человек» складывается главный вектор нашего существования. С возрастом приходит понимание, что принцип crème de la crème («лучшие среди лучших») неоднозначен, поскольку с самого начала идея эксклюзивности сопряжена с идеей превосходства, сравнения с другими, и это смущает меня. За годы многое удалось осмыслить по-другому: хочется просто трудиться. И за эту возможность трудиться и просто жить благодарю всех наших студентов, всех учителей и наставников.

 

Какими качествами, по мнению студентов, должен обладать лучший преподаватель?

 

Арсений, 2-й курс ФМЭиМП (мировая политика)

Сложно говорить о лучших качествах преподавателей, ведь каждый студент ценит в преподавателе что-то свое. Но есть необходимые качества, о которых порой забывают даже в остальном очень хорошие преподаватели. В первую очередь это понимание аудитории и способность адаптировать академический процесс под нее. Чаще всего именно аудитория адаптируется под преподавателя, хоть методики преподавателя, прекрасно работавшие пару лет назад на одном факультете, могут попросту не работать сегодня на другом (для Вышки, где один человек может преподавать непрофильную дисциплину на разных факультетах, это особенно актуально). Во-вторых, это ответственный подход к преподаванию. Способность к импровизации и приведению интересных примеров – это, конечно, хорошо, но довольно часто не хватает четко и емко изложенного материала, что невозможно без соответствующей подготовки преподавателя к занятиям.


Дарья, 2-й курс факультета права (юриспруденция)


К счастью, в Высшей школе экономики студенты перенимают профессиональный опыт у таких преподавателей, которых по праву можно назвать лучшими. Качества, которыми должен обладать такой преподаватель, основываются на его личном интересе к преподаванию. Только заинтересованный в своей дисциплине и процессе передачи знаний преподаватель способен зажечь в студентах искру энтузиазма. Еще одним немаловажным качеством преподавателя является гибкость: гибкость мышления, поведения, подходов к ведению занятий и коммуникации со студентами. Лучший преподаватель знает свое дело и с радостью делится своим опытом, изо дня в день совершенствуя свое ремесло.

 

Екатерина, 2-й курс факультета бизнеса и менеджмента (менеджмент)

Для меня очень важно, чтобы преподаватель понимал, что все студенты разные: кому-то предмет дается легко, а кому-то тяжело освоить и самый необходимый минимум. Преподаватели, которые идут на контакт, объясняют темы подробно, отвечая на появившиеся у студентов вопросы, дают советы по изучению дисциплины, – именно они вызывают желание учиться. Также очень важно, чтобы преподаватель был авторитетом для студентов и мог мотивировать соблюдать дисциплину. Как показал опыт, те преподаватели, которые в течение модуля не давали студентам регулярной нагрузки, обычно давали большой объем заданий на сессии, чем точно не мотивировали студентов получать знания.

 

Александра, 4-й курс факультета бизнеса и менеджмента (логистика)

Я считаю, что самое главное в преподавателе – любовь к своему предмету. Даже о самых скучных вещах на свете такой преподаватель сможет рассказать так, что заинтересует многих. Еще очень важно быть терпеливым и уметь находить подход к разным людям. Замечательно, когда преподаватель старается разнообразить занятия и найти нестандартный подход к преподнесению материала. Кроме того, важно не стоять на месте, а по возможности развиваться в своей сфере. И последнее, но не по значению, – преподавать с удовольствием и радостью.

25 мая, 2016 г.