В чём принципиальное отличие новой модели от той, что есть сегодня? Чем не устраивает существующее положение дел?
Давайте начнём с того, что все мы заканчивали различные университеты, институты, факультеты, но у всех нас была учебная часть, которая сопровождала наше обучение и решала текущие вопросы учебной деятельности. На каждом факультете была соответствующая программа специалиста и учебная часть, которая обслуживала образовательный процесс по этой программе. Сейчас у нас в рамках одного факультета может реализовываться сразу несколько образовательных программ, бакалаврских и магистерских. Причём каждая программа — это некий проект, взаимосвязанный, конечно, со всей образовательной деятельностью Университета, но в то же время нуждающийся в управлении им как неким автономным целым.
С другой стороны, современное образование, с учётом существующих технологий информационного обеспечения образовательного процесса, — это целая индустрия, которая требует серьёзной профессионализации тех, кто в ней работает.
ВШЭ приняла стратегию перехода к управлению по образовательным программам, и первый шаг, который Университет сделал в этом направлении, — создание института менеджеров образовательных программ. У каждой образовательной программы появляется менеджер, который отвечает за её административное сопровождение и решение любых проблем, возникающих за пределами академических решений. Если программа по численности студентов относительно небольшая, это может быть один менеджер. Если программа значительная, то это целая команда, включающая в себя помимо менеджера и других администраторов.
По сути, Университет начал формировать новую профессию: людей, поддерживающих и сопровождающих образовательную деятельность. В мире — в европейских (в первую очередь британских) и американских университетах — эта профессия уже активно формируется. У нас она до сих пор существовала в рамках того, что называлось учебной частью. Но понятие учебной части уже не отвечает тем требованиям, которые предъявляются сегодня по квалификации и технологиям к сопровождению образовательного процесса. И менеджеры образовательных программ — это люди, которые как раз призваны конституировать и развивать новую профессию.
Как будет происходить рекрутинг?
Одновременно с изменением структуры меняются и квалификационные требования. Коллеги, занимающие позиции менеджеров и администраторов образовательных программ, должны, во-первых, очень хорошо владеть всеми инструментами информационной поддержки учебных процессов, а таких инструментов уже довольно много, и будут появляться новые. Во-вторых, они должны хорошо ориентироваться в нормативной базе, регламентирующей организацию учебного процесса. В идеале все менеджеры образовательных программ должны владеть английским языком, потому что перед Университетом стоит задача по интернационализации образовательных программ. В-четвёртых, менеджер должен уметь не просто выполнять какие-то узкофункциональные действия, а решать проблемы и отвечать за процесс в целом. Важным требованием к работе менеджера является также её клиентоориентированность.
Формирование института менеджеров уже началось. В московском кампусе эта структура уже сформирована, и на неё перешли практически все подразделения. Это 190 рабочих мест, и на сегодняшний день уже 158 человек принято на работу. Часть людей пришла в Университет с внешнего рынка труда, а многие уже работали в Вышке, но все они прошли определённый отбор на эти позиции. На эту же структуру перешёл наш пермский кампус, и в ближайшее время перейдут нижегородский и санкт-петербургский кампусы.
Для тех коллег, которые уже заняли позиции менеджеров образовательных программ, дальнейшее пребывание в этой должности — вопрос их личностного и квалификационного развития. Предполагается, что они будут иметь KPI, проходить систему аттестации, как и все менеджеры, и повышать свою квалификацию.
Какие ещё изменения планируются в связи с этой инициативой?
Другим важнейшим элементом управления по образовательным программам, наряду с созданием института менеджеров, должен стать переход к академическому руководству образовательными программами. Мы привыкли к тому, что есть руководитель магистерских программ, но руководство бакалаврской программой требует отдельного обсуждения. Обычно мы ассоциируем такое руководство с должностью декана или замдекана, с человеком, отвечающим за содержательное развитие программы. Однако в новых условиях такое отождествление не работает, особенно в ситуации, когда факультет реализует не одну, а несколько бакалаврских программ. В настоящее время с участием представителей всех факультетов Университета обсуждается переход к построению системы академического руководства образовательными программами. За текущий учебный год такая система должна быть выстроена.