• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Повышение квалификации: курсы РЭШ

В последнем декабрьском приложении к выпуску «Окон ро­ста», посвященному теме повышения квалификации в нашем университете, мы решили рассказать о том, как реализуется эта практика в разных кампусах Вышки. Говоря точнее, наш рассказ будет посвящен курсам повышения квалификации, которые проводятся на базе наших филиалов преподавателями из РЭШ - Российской экономической школы.

Проведение этих курсов для сотрудников Вышки - одно из на­правлений взаимодействия двух вузов, которое начиналось в Московском кампусе. Начиная с прошлого года Вышка ор­ганизовывает курсы, которые проводятся преподавателями РЭШ в филиалах: в прошлом году они прошли в Перми и Санкт-Петербурге. В текущем году взаимодействие ВШЭ и РЭШ в этом направлении продолжилось: с сентября по ноябрь прошла се­рия курсов во всех наших филиалах.

С точки зрения тематики прошедшие в филиалах курсы имеют по большей мере экономическую направленность, что обуслов­лено спецификой РЭШ, которая в этом смысле сохраняет свою специализацию. Так, в Пермском кампусе в продолжение про­шлогоднего курса по прикладной эконометрике прошёл курс по продвинутой эконометрике. Кроме этого, там были проведе­ны занятия по эмпирическим приложениям теории отраслевых рынков и курс по экономике труда.Теже курсы, кроме разве что последнего, были прочитаны в Санкт-Петербурге. В Нижегород­ском же филиале прошёл курс по прикладной эконометрике. Читавшиеся в филиалах курсы в значительной степени уже зна­комы Вышке: они в разное время проводились для сотрудников Московского кампуса.

Что касается формата проведения курсов, то, как правило, каж­дый из них длится около недели. В связи с этим занятия прохо­дят достаточно интенсивно, и слушатели занимаются с утра до вечера, поэтому для успешного освоения материала им бывает необходимо на неделю практически «выключиться» из своей основной деятельности.

В отличие от прошлого года в этот раз был опробован новый формат организации курсов: помимо традиционных лекций и семинаров по тематике мероприятия, проводились научные семинары, на которых слушатели знакомили коллег со своими исследовательскими проектами. Стоит сказать, что проекты представлялись на разной стадии готовности: были проекты на стадии постановки исследовательских задач, а были и итоговые результаты, которые уже опубликованы. По отзывам коллег и преподавателей РЭШ, научные семинары прошли крайне про­дуктивно. Особенно полезными они были в первую очередь для тех, кто выносил свои проекты на обсуждение.

Некоторую сложность вызывало то, что презентуемые исследо­вания были разнонаправленными, что ограничивало числен­ность аудитории, которая могла дать содержательные коммен­тарии, однако подобные обсуждения позволяют лучше понять, кто и чем занимается, представить картину интересов коллег, расширить собственный кругозор, что крайне полезно. Правда, филиалы по-разному подошли к этой возможности: кто-то вос­принял эти семинары как факультативное приложение к курсам (с соответствующей посещаемостью), а кто-то - как неотъемле­мую их часть.

Стоит сказать, что в проведении курсов в филиалах также приня­ли участие коллеги из Москвы. Они не только старались внести посильный вклад в обсуждение проектов, чтобы помочь колле­гам развивать свои исследовательские идеи, но и налаживали профессиональные (и не только) контакты, обсуждали суще­ствующие проблемы и т. д. Так, например, в Пермский кампус в 2012 году на три месяца для чтения курсов по количественному анализу данных поедет преподаватель из Московского кампуса, Денис Стукал. Московские коллеги после возвращения из фили­алов высказали предложения относительно потенциально вос­требованных курсов повышения квалификации, которые можно организовать силами Московского кампуса, а также рассказали о некоторых проблемах, которые волнуют коллег из филиалов. Все это, безусловно, будет обсуждаться при подведении итогов прошедшей серии курсов.

Что касается непосредственно организации курсов на местах,то она целиком и полностью лежала на плечах коллег в филиалах, начиная с того, что филиалы сами формировали группы слуша­телей. Группы состояли из 20-25 человек. С учётом численности коллег-экономистов в филиалах это количество мест в группах обеспечивало (если не перекрывало) существующий спрос на соответствующее повышение квалификации. Ожидается, что подобная ситуация будет сохраняться и в будущем.

Стоит отметить, что после проведения данной серии курсов в Московский кампус поступали положительные отзывы о про­веденных мероприятиях и запросы на продолжение и развитие как текущей, так и новых форм взаимодействия ВШЭ и РЭШ на площадках филиалов.

Материал подготовлен при участии Юлии Лежниной, коорди­натора проведения совместных с РЭШ курсов по повышению квалификации, доцента кафедры социально-экономических систем и социальной политики

Как организованы курсы в филиалах?

Александр Козлов, начальник отдела академического развития Нижегородского филиала

Курсы повышения квалификации, проводимые профессорами РЭШ, неизменно вызывают ажиотаж в Нижегородском филиале в силу авторитета данного вуза в научной и образовательной среде. За время сотрудничества нашего филиала с РЭШ профес­сорами этого университета в Нижнем Новгороде было проведе­но три краткосрочных курса повышения квалификации:

  • в 2010 году - курсы «Эмпирические приложения теории от­раслевых рынков» и «Теория контрактов»;
  • в 2011 году - курс «Прикладная эконометрика».

С 2011 года организация и проведение курсов повышения ква­лификации РЭШ в Нижегородской Вышке возложена на отдел академического развития. В случае принятия Центром повы­шения квалификации НИУ ВШЭ решения о проведении курсов повышения квалификации РЭШ в Нижнем Новгороде сотрудни­ки отдела всеми доступными способами (корпоративная почта, сайт, объявления и т. д.) доводят до преподавателей информа­цию о названии и программе курса, сроках и месте (аудитории) его проведения. Между решением о проведении курсов РЭШ в Нижнем Новгороде и их фактическим проведением проходит не менее двух месяцев.

Поэтому проблем с организацией курсов (формирование и утверждение групп, определение аудиторий, обеспечение ор­ганизационной техникой и т. д.) не возникает. По этой же при­чине у преподавателей, желающих повысить квалификацию, достаточно времени для высвобождения времени (переноса занятий, запланированных командировок и т.д.) для посещения курсов.

В связи с популярностью данных курсов и их влиянием на раз­витие профессиональных навыков преподавателей нашего филиала отдел академического развития проводит работу по увеличению их количества в нашем филиале. В ноябре 2011 года сотрудники отдела провели опрос среди преподавателей Нижегородского филиала с целью определения того, какие кур­сы повышения квалификации РЭШ целесообразно провести в Нижнем Новгороде в 2012 году. Названия желательных курсов и примерные списки их участников отправлены в Московскую Вышку. Надеемся на то, что указанные курсы будут поддержаны в Москве и проведены в Нижнем Новгороде.

Дмитрий Потапов, заместитель директора Пермского филиала

Основная цель организации данных курсов на базе Пермского филиала - это предоставить возможность широкому кругу пре­подавателей прослушать курсы по экономике от ведущих спе­циалистов в соответствующих областях. Главная проблема свя­зана с тем, что курсы РЭШ пересекаются с учебным процессом и не у всех преподавателей получается высвободить необходи­мое для этого время, так как курсы обычно проходят в течение пяти дней ежедневно по восемь часов. Что касается процедуры отбора участников, то здесь особой проблемы нет. Мы вклю­чаем практически всех, кто изъявляет желание. Единственное ограничение связано с базовыми знаниями, которые необходи­мы для овладения материалом. Так, например, понятно, что для нормального овладения курсом по эконометрике необходимы знания по статистике и теории вероятности.

Мнения экспертов и участников
Григорий Косенок, профессор Российской экономической школы

Мои курсы проводились по тематике, связанной с эмпириче­скими методами в экономике. Лекции были проведены в Перми, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Целью курсов являлось содержательное изложение наиболее популярных современ­ных методов эмпирического исследования. Наиболее серьез­ной проблемой был разный уровень владения слушателями математическим, экономическим и эконометрическим материа­лом. Но, с моей точки зрения, это препятствие удалось успешно преодолеть благодаря сильной заинтересованности со стороны слушателей в овладении материалом и их активному участию во время лекций и семинаров.

Я ожидаю, что профессора и студенты ВШЭ смогут применять современные методы эмпирического анализа для своих при­кладных научных исследований. Будет ли это так, покажет время.

Денис Стукал, преподаватель кафедры высшей математики и м. н. с. лаборатории политических исследований

Моё участие в совместных с РЭШ курсах повышения квалифика­ции началось в 2009 году в период моего пребывания в группе «Новые преподаватели» кадрового резерва с программы «Со­временные инструментальные методы в экономической тео­рии», где я прослушал курс теории игр. Но мои профессиональ­ные интересы в большей мере лежат в области анализа данных, поэтому в дальнейшем я участвовал в курсах по эконометрике:

  • «Прикладная эконометрика» (13-24 мая 2010 г.);
  • «Эконометрика: продвинутый уровень» (1-29 ноября 2010 г.).

После окончания пребывания в кадровом резерве я продолжил участвовать в программах повышения квалификации. В частно­сти, в ноябре 2011 года прослушал курс «Эмпирика отраслевых рынков: оценка спроса», прочитанный Григорием Косенком и Сергеем Голованём в Пермском кампусе Вышки. Формат про­ведения этого курса мне показался особенно удачным, так как программа предполагала не только лекции и практические за­нятия, но и презентации исследований слушателей с последую­щим обсуждением. Мне кажется, это было очень полезно и для коллег из Перми, и для меня с точки зрения получения пред­ставления о том, чем занимаются коллеги.

К инициативе проведения этих курсов отношусь исключитель­но положительно. Единственное, что расстраивает, - это отсут­ствие полного погружения. Занятия происходят в учебных кор­пусах, и слушатели часто отвлекаются от курсов для проведения собственных семинаров/лекций и/или решения других служеб­ных вопросов. Курсы повышения квалификации проводятся в формате краткосрочного мероприятия, поэтому полезно было бы создавать условия для того, чтобы слушатели полностью погружались в курс. С другой стороны, они сами должны пони­мать, что курсы профессоров РЭШ - это отличная (а часто и уникальная) возможность получить представление о со­временном состоянии исследований в области экономики и методов анализа данных.

От курсов я главным образом ожидал, что получу информацию о том, что сегодня считается стандартом качества в эмпириче­ских исследованиях, а также получу ответы на ряд давно инте­ресовавших меня вопросов, которые не удавалось найти в ли­тературе. При этом, на мой взгляд, есть потребность и в более специализированных курсах, выстроенных по принципу не «по чуть-чуть о многом», «а детально об избранном».

Андрей Аистов, доцент кафедры экономической теории и эконометрики Нижегородского филиала

С преподавателями РЭШ сотрудники нашей кафедры позна­комились (перенимали опыт преподавания экономических дисциплин) очень давно - ещё до официального основания кафедры. Мой первый опыт - школа-семинар по методике преподавания начального курса эконометрики в вузах, кото­рый проходил в ноябре 1998 года. Эти занятия проводили хо­рошо известные всем студентам, изучавшим эконометрику в НИУ ВШЭ, авторы учебника - Павел Константинович Катышев и Анатолий Абрамович Пересецкий. В дальнейшем я был слу­шателем курсов не только по эконометрике, но и по другим чисто экономическим дисциплинам. Многие из этих курсов организовывались РЭШ безучастия Вышки.

Насколько помню, примерно с 2003 года Институт перепод­готовки и повышения квалификации начал приглашать на некоторые курсы повышения квалификации преподавателей РЭШ. Могу ответить за себя и, думаю, за всех слушателей кур­сов того времени, что мы высоко ценили возможность обще­ния с преподавателями, которые не пересказывали учебные материалы, а передавали опыт проведения реальных науч­ных и прикладных исследований. Все преподаватели РЭШ в то время и сейчас являются действующими учеными. Это, не­сомненно, ценилось и нами, и студентами, которым мы переда­вал и услышанное и в дальнейшем дополненное в ходе самообу­чения после этих курсов.

Современные совместные с РЭШ курсы - очень полезная ини­циатива по разным причинам. Их участники получают знания и направления для своего дальнейшего развития, выходящие за рамки того, что им преподавалось в рамках учебных планов в то время, когда они сами были студентами.Также некоторые курсы посещают преподаватели, которые сами проводят со студента­ми занятия поданной тематике.Для них курсы - подтверждение тех идей и находок, которые приходилось добывать из литера­туры и постигать на основе собственных размышлений, теоре­тических и эмпирических исследований. При создании нового современного курса посоветоваться до этого было не с кем. Со­гласитесь, приятно слышать, когда преподаватель, прошедший обучение за рубежом и имеющий публикации, говорит теми же словами, что и ты студентам. Эти курсы для некоторых слушате­лей являются калибровкой знаний и помогают совершенствова­нию методики преподавания.

Мои ожидания от курсов вполне оправдались. Заранее наметил ряд вопросов, на которые хотел получить ответ не только для использования в преподавании, но и для своих прикладных ис­следований.
Плюс к этому на каждых курсах получаешь новую информа­цию, которую с нетерпением ждешь, но не предполагаешь, о чём она будет. Кроме этого, на курсах голова освобождается от загруженности текущими трудовыми заботами, возникают идеи, которые хочется реализовать в своих будущих иссле­дованиях.

Олег Польдин, заместитель декана факультета экономики Нижегородского филиала

Курс по прикладной эконометрике стал для меня пятым по счёту курсом повышения квалификации от РЭШ с 1998 года. Но это был первый опыт, когда повышение квалифи­кации состоялось в рамках совместного проекта ВШЭ и РЭШ.

Без сомнения, проведение совместных курсов внесло свежую струю в систему повышения квалификации в Вы­шке. РЭШ - авторитетный вуз и исследовательский центр, его преподаватели имеют значительный опыт передовых теоретических и прикладных исследований. В общении с ними можно почерпнуть много полезного как молодым, так и не очень молодым сотрудникам филиала. Данные курсы позволяют получать полезный опыт из первых рук доступным образом, как если бы это были внешние про­граммы.

Поскольку это не первый мой опыт участия в подобных курсах, я знал, что можно ожидать новых знаний и инте­ресных обсуждений. Мои ожидания оправдались. Пора­довало обилие практических комментариев - того, что непросто найти в учебниках и статьях. Но всегда хочется чего-то большего, а времени на всё не хватило. Поэтому очень рассчитываю на продолжение в будущем году.

Пётр Паршаков, преподаватель кафедры оценки стоимости активов Пермского филиала

Я участвовал в курсах по теории игр, экономике труда, про­двинутой эконометрике и прикладной теории отраслевых рынков. Такой «винегрет» объясняется не тем, что хотелось получить максимальное количество красивых корочек и сертификатов. Посетив первый курс по теории игр, который вели Григорий Косенок и Сергей Измалков, я понял, что к нам приехали умные люди, которые этим не кичатся. Иными сло­вами, оказалось, что наличие публикации в топ-10 журналов не подразумевает снисходительно-пренебрежительного от­ношения к тем, у кого такой публикации нет. Поэтому я сде­лал вывод, что стоит посетить все курсы в рамках данной программы. И оказался прав, ибо даже на курсе по экономи­ке труда («даже» - исключительно потому, что область моих интересов - количественный анализ финрынков, корпора­тивные финансы - мало связана с тематикой курса) я узнал новое и полезное для себя в плане методологии (работа с цензурированными данными).

Мне кажется, что логичнее всего проводить такие курсы, ко­торые позволяют овладеть новыми методами, - логичнее, потому что они будут полезны максимально большому коли­честву участников: и экономистам, и менеджерам, и маркето­логам, ет.с.

Роман Божья-Воля, доцент кафедры экономической теории Пермского филиала

К инициативе проведения этих курсов отношусь предель­но положительно. Даже мне, не чисто академическому ра­ботнику, было приятно пообщаться с учёными мирового уровня и получить полезный опыт от участия в этих курсах. В частности, среди достоинств данных курсов следует от­метить:

  • уровень  исследований, отношение  к научной  работе, «планка»;
  • уровень преподавания, методические подходы и приемы;
  • определённое стимулирование к работе;
  • просто общение с интересными людьми, увлечёнными своим делом.

В целом, мои ожидания от курсов оправдались. Однако, на мой взгляд, в рамках всех курсов (может, кроме экономе­трики) было бы крайне полезно уделить внимание разбору работ классических авторов. В этом случае уровень и опыт преподавателей из РЭШ как раз помогли бы слушателям по­лучше разобраться в современных научных исследованиях самого высокого уровня.

 

27 декабря, 2011 г.