В последнем декабрьском приложении к выпуску «Окон роста», посвященному теме повышения квалификации в нашем университете, мы решили рассказать о том, как реализуется эта практика в разных кампусах Вышки. Говоря точнее, наш рассказ будет посвящен курсам повышения квалификации, которые проводятся на базе наших филиалов преподавателями из РЭШ - Российской экономической школы.
Проведение этих курсов для сотрудников Вышки - одно из направлений взаимодействия двух вузов, которое начиналось в Московском кампусе. Начиная с прошлого года Вышка организовывает курсы, которые проводятся преподавателями РЭШ в филиалах: в прошлом году они прошли в Перми и Санкт-Петербурге. В текущем году взаимодействие ВШЭ и РЭШ в этом направлении продолжилось: с сентября по ноябрь прошла серия курсов во всех наших филиалах.
С точки зрения тематики прошедшие в филиалах курсы имеют по большей мере экономическую направленность, что обусловлено спецификой РЭШ, которая в этом смысле сохраняет свою специализацию. Так, в Пермском кампусе в продолжение прошлогоднего курса по прикладной эконометрике прошёл курс по продвинутой эконометрике. Кроме этого, там были проведены занятия по эмпирическим приложениям теории отраслевых рынков и курс по экономике труда.Теже курсы, кроме разве что последнего, были прочитаны в Санкт-Петербурге. В Нижегородском же филиале прошёл курс по прикладной эконометрике. Читавшиеся в филиалах курсы в значительной степени уже знакомы Вышке: они в разное время проводились для сотрудников Московского кампуса.
Что касается формата проведения курсов, то, как правило, каждый из них длится около недели. В связи с этим занятия проходят достаточно интенсивно, и слушатели занимаются с утра до вечера, поэтому для успешного освоения материала им бывает необходимо на неделю практически «выключиться» из своей основной деятельности.
В отличие от прошлого года в этот раз был опробован новый формат организации курсов: помимо традиционных лекций и семинаров по тематике мероприятия, проводились научные семинары, на которых слушатели знакомили коллег со своими исследовательскими проектами. Стоит сказать, что проекты представлялись на разной стадии готовности: были проекты на стадии постановки исследовательских задач, а были и итоговые результаты, которые уже опубликованы. По отзывам коллег и преподавателей РЭШ, научные семинары прошли крайне продуктивно. Особенно полезными они были в первую очередь для тех, кто выносил свои проекты на обсуждение.
Некоторую сложность вызывало то, что презентуемые исследования были разнонаправленными, что ограничивало численность аудитории, которая могла дать содержательные комментарии, однако подобные обсуждения позволяют лучше понять, кто и чем занимается, представить картину интересов коллег, расширить собственный кругозор, что крайне полезно. Правда, филиалы по-разному подошли к этой возможности: кто-то воспринял эти семинары как факультативное приложение к курсам (с соответствующей посещаемостью), а кто-то - как неотъемлемую их часть.
Стоит сказать, что в проведении курсов в филиалах также приняли участие коллеги из Москвы. Они не только старались внести посильный вклад в обсуждение проектов, чтобы помочь коллегам развивать свои исследовательские идеи, но и налаживали профессиональные (и не только) контакты, обсуждали существующие проблемы и т. д. Так, например, в Пермский кампус в 2012 году на три месяца для чтения курсов по количественному анализу данных поедет преподаватель из Московского кампуса, Денис Стукал. Московские коллеги после возвращения из филиалов высказали предложения относительно потенциально востребованных курсов повышения квалификации, которые можно организовать силами Московского кампуса, а также рассказали о некоторых проблемах, которые волнуют коллег из филиалов. Все это, безусловно, будет обсуждаться при подведении итогов прошедшей серии курсов.
Что касается непосредственно организации курсов на местах,то она целиком и полностью лежала на плечах коллег в филиалах, начиная с того, что филиалы сами формировали группы слушателей. Группы состояли из 20-25 человек. С учётом численности коллег-экономистов в филиалах это количество мест в группах обеспечивало (если не перекрывало) существующий спрос на соответствующее повышение квалификации. Ожидается, что подобная ситуация будет сохраняться и в будущем.
Стоит отметить, что после проведения данной серии курсов в Московский кампус поступали положительные отзывы о проведенных мероприятиях и запросы на продолжение и развитие как текущей, так и новых форм взаимодействия ВШЭ и РЭШ на площадках филиалов.
Материал подготовлен при участии Юлии Лежниной, координатора проведения совместных с РЭШ курсов по повышению квалификации, доцента кафедры социально-экономических систем и социальной политики
Как организованы курсы в филиалах?
Александр Козлов, начальник отдела академического развития Нижегородского филиала
Курсы повышения квалификации, проводимые профессорами РЭШ, неизменно вызывают ажиотаж в Нижегородском филиале в силу авторитета данного вуза в научной и образовательной среде. За время сотрудничества нашего филиала с РЭШ профессорами этого университета в Нижнем Новгороде было проведено три краткосрочных курса повышения квалификации:
С 2011 года организация и проведение курсов повышения квалификации РЭШ в Нижегородской Вышке возложена на отдел академического развития. В случае принятия Центром повышения квалификации НИУ ВШЭ решения о проведении курсов повышения квалификации РЭШ в Нижнем Новгороде сотрудники отдела всеми доступными способами (корпоративная почта, сайт, объявления и т. д.) доводят до преподавателей информацию о названии и программе курса, сроках и месте (аудитории) его проведения. Между решением о проведении курсов РЭШ в Нижнем Новгороде и их фактическим проведением проходит не менее двух месяцев.
Поэтому проблем с организацией курсов (формирование и утверждение групп, определение аудиторий, обеспечение организационной техникой и т. д.) не возникает. По этой же причине у преподавателей, желающих повысить квалификацию, достаточно времени для высвобождения времени (переноса занятий, запланированных командировок и т.д.) для посещения курсов.
В связи с популярностью данных курсов и их влиянием на развитие профессиональных навыков преподавателей нашего филиала отдел академического развития проводит работу по увеличению их количества в нашем филиале. В ноябре 2011 года сотрудники отдела провели опрос среди преподавателей Нижегородского филиала с целью определения того, какие курсы повышения квалификации РЭШ целесообразно провести в Нижнем Новгороде в 2012 году. Названия желательных курсов и примерные списки их участников отправлены в Московскую Вышку. Надеемся на то, что указанные курсы будут поддержаны в Москве и проведены в Нижнем Новгороде.
Дмитрий Потапов, заместитель директора Пермского филиала
Основная цель организации данных курсов на базе Пермского филиала - это предоставить возможность широкому кругу преподавателей прослушать курсы по экономике от ведущих специалистов в соответствующих областях. Главная проблема связана с тем, что курсы РЭШ пересекаются с учебным процессом и не у всех преподавателей получается высвободить необходимое для этого время, так как курсы обычно проходят в течение пяти дней ежедневно по восемь часов. Что касается процедуры отбора участников, то здесь особой проблемы нет. Мы включаем практически всех, кто изъявляет желание. Единственное ограничение связано с базовыми знаниями, которые необходимы для овладения материалом. Так, например, понятно, что для нормального овладения курсом по эконометрике необходимы знания по статистике и теории вероятности.
Мнения экспертов и участников
Григорий Косенок, профессор Российской экономической школы
Мои курсы проводились по тематике, связанной с эмпирическими методами в экономике. Лекции были проведены в Перми, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Целью курсов являлось содержательное изложение наиболее популярных современных методов эмпирического исследования. Наиболее серьезной проблемой был разный уровень владения слушателями математическим, экономическим и эконометрическим материалом. Но, с моей точки зрения, это препятствие удалось успешно преодолеть благодаря сильной заинтересованности со стороны слушателей в овладении материалом и их активному участию во время лекций и семинаров.
Я ожидаю, что профессора и студенты ВШЭ смогут применять современные методы эмпирического анализа для своих прикладных научных исследований. Будет ли это так, покажет время.
Денис Стукал, преподаватель кафедры высшей математики и м. н. с. лаборатории политических исследований
Моё участие в совместных с РЭШ курсах повышения квалификации началось в 2009 году в период моего пребывания в группе «Новые преподаватели» кадрового резерва с программы «Современные инструментальные методы в экономической теории», где я прослушал курс теории игр. Но мои профессиональные интересы в большей мере лежат в области анализа данных, поэтому в дальнейшем я участвовал в курсах по эконометрике:
После окончания пребывания в кадровом резерве я продолжил участвовать в программах повышения квалификации. В частности, в ноябре 2011 года прослушал курс «Эмпирика отраслевых рынков: оценка спроса», прочитанный Григорием Косенком и Сергеем Голованём в Пермском кампусе Вышки. Формат проведения этого курса мне показался особенно удачным, так как программа предполагала не только лекции и практические занятия, но и презентации исследований слушателей с последующим обсуждением. Мне кажется, это было очень полезно и для коллег из Перми, и для меня с точки зрения получения представления о том, чем занимаются коллеги.
К инициативе проведения этих курсов отношусь исключительно положительно. Единственное, что расстраивает, - это отсутствие полного погружения. Занятия происходят в учебных корпусах, и слушатели часто отвлекаются от курсов для проведения собственных семинаров/лекций и/или решения других служебных вопросов. Курсы повышения квалификации проводятся в формате краткосрочного мероприятия, поэтому полезно было бы создавать условия для того, чтобы слушатели полностью погружались в курс. С другой стороны, они сами должны понимать, что курсы профессоров РЭШ - это отличная (а часто и уникальная) возможность получить представление о современном состоянии исследований в области экономики и методов анализа данных.
От курсов я главным образом ожидал, что получу информацию о том, что сегодня считается стандартом качества в эмпирических исследованиях, а также получу ответы на ряд давно интересовавших меня вопросов, которые не удавалось найти в литературе. При этом, на мой взгляд, есть потребность и в более специализированных курсах, выстроенных по принципу не «по чуть-чуть о многом», «а детально об избранном».
Андрей Аистов, доцент кафедры экономической теории и эконометрики Нижегородского филиала
С преподавателями РЭШ сотрудники нашей кафедры познакомились (перенимали опыт преподавания экономических дисциплин) очень давно - ещё до официального основания кафедры. Мой первый опыт - школа-семинар по методике преподавания начального курса эконометрики в вузах, который проходил в ноябре 1998 года. Эти занятия проводили хорошо известные всем студентам, изучавшим эконометрику в НИУ ВШЭ, авторы учебника - Павел Константинович Катышев и Анатолий Абрамович Пересецкий. В дальнейшем я был слушателем курсов не только по эконометрике, но и по другим чисто экономическим дисциплинам. Многие из этих курсов организовывались РЭШ безучастия Вышки.
Насколько помню, примерно с 2003 года Институт переподготовки и повышения квалификации начал приглашать на некоторые курсы повышения квалификации преподавателей РЭШ. Могу ответить за себя и, думаю, за всех слушателей курсов того времени, что мы высоко ценили возможность общения с преподавателями, которые не пересказывали учебные материалы, а передавали опыт проведения реальных научных и прикладных исследований. Все преподаватели РЭШ в то время и сейчас являются действующими учеными. Это, несомненно, ценилось и нами, и студентами, которым мы передавал и услышанное и в дальнейшем дополненное в ходе самообучения после этих курсов.
Современные совместные с РЭШ курсы - очень полезная инициатива по разным причинам. Их участники получают знания и направления для своего дальнейшего развития, выходящие за рамки того, что им преподавалось в рамках учебных планов в то время, когда они сами были студентами.Также некоторые курсы посещают преподаватели, которые сами проводят со студентами занятия поданной тематике.Для них курсы - подтверждение тех идей и находок, которые приходилось добывать из литературы и постигать на основе собственных размышлений, теоретических и эмпирических исследований. При создании нового современного курса посоветоваться до этого было не с кем. Согласитесь, приятно слышать, когда преподаватель, прошедший обучение за рубежом и имеющий публикации, говорит теми же словами, что и ты студентам. Эти курсы для некоторых слушателей являются калибровкой знаний и помогают совершенствованию методики преподавания.
Мои ожидания от курсов вполне оправдались. Заранее наметил ряд вопросов, на которые хотел получить ответ не только для использования в преподавании, но и для своих прикладных исследований.
Плюс к этому на каждых курсах получаешь новую информацию, которую с нетерпением ждешь, но не предполагаешь, о чём она будет. Кроме этого, на курсах голова освобождается от загруженности текущими трудовыми заботами, возникают идеи, которые хочется реализовать в своих будущих исследованиях.
Олег Польдин, заместитель декана факультета экономики Нижегородского филиала
Курс по прикладной эконометрике стал для меня пятым по счёту курсом повышения квалификации от РЭШ с 1998 года. Но это был первый опыт, когда повышение квалификации состоялось в рамках совместного проекта ВШЭ и РЭШ.
Без сомнения, проведение совместных курсов внесло свежую струю в систему повышения квалификации в Вышке. РЭШ - авторитетный вуз и исследовательский центр, его преподаватели имеют значительный опыт передовых теоретических и прикладных исследований. В общении с ними можно почерпнуть много полезного как молодым, так и не очень молодым сотрудникам филиала. Данные курсы позволяют получать полезный опыт из первых рук доступным образом, как если бы это были внешние программы.
Поскольку это не первый мой опыт участия в подобных курсах, я знал, что можно ожидать новых знаний и интересных обсуждений. Мои ожидания оправдались. Порадовало обилие практических комментариев - того, что непросто найти в учебниках и статьях. Но всегда хочется чего-то большего, а времени на всё не хватило. Поэтому очень рассчитываю на продолжение в будущем году.
Пётр Паршаков, преподаватель кафедры оценки стоимости активов Пермского филиала
Я участвовал в курсах по теории игр, экономике труда, продвинутой эконометрике и прикладной теории отраслевых рынков. Такой «винегрет» объясняется не тем, что хотелось получить максимальное количество красивых корочек и сертификатов. Посетив первый курс по теории игр, который вели Григорий Косенок и Сергей Измалков, я понял, что к нам приехали умные люди, которые этим не кичатся. Иными словами, оказалось, что наличие публикации в топ-10 журналов не подразумевает снисходительно-пренебрежительного отношения к тем, у кого такой публикации нет. Поэтому я сделал вывод, что стоит посетить все курсы в рамках данной программы. И оказался прав, ибо даже на курсе по экономике труда («даже» - исключительно потому, что область моих интересов - количественный анализ финрынков, корпоративные финансы - мало связана с тематикой курса) я узнал новое и полезное для себя в плане методологии (работа с цензурированными данными).
Мне кажется, что логичнее всего проводить такие курсы, которые позволяют овладеть новыми методами, - логичнее, потому что они будут полезны максимально большому количеству участников: и экономистам, и менеджерам, и маркетологам, ет.с.
Роман Божья-Воля, доцент кафедры экономической теории Пермского филиала
К инициативе проведения этих курсов отношусь предельно положительно. Даже мне, не чисто академическому работнику, было приятно пообщаться с учёными мирового уровня и получить полезный опыт от участия в этих курсах. В частности, среди достоинств данных курсов следует отметить:
В целом, мои ожидания от курсов оправдались. Однако, на мой взгляд, в рамках всех курсов (может, кроме эконометрики) было бы крайне полезно уделить внимание разбору работ классических авторов. В этом случае уровень и опыт преподавателей из РЭШ как раз помогли бы слушателям получше разобраться в современных научных исследованиях самого высокого уровня.