17 мая завершился приём заявок на конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». В разгар кампании «Окна роста» запустили серию интервью с победителями прошлого года. Ирина Сизова и Зоя Желнина рассказали о проекте «Развитие арктического туризма и креативных индустрий как драйверов преобразования арктических городов и территорий (на примере Мурманской области)» и сотрудничестве Лаборатории управления культурой и туризмом Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента и Лаборатория междисциплинарных исследований качества жизни арктических городов Мурманского Арктического государственного университета.
– Как, когда и при каких обстоятельствах создавались Лаборатория управления культурой и туризмом и Лаборатория междисциплинарных исследований качества жизни арктических городов?
Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (бывшая Лаборатория экономики культуры) была создана в 2011 году. Основное направление работы Лаборатории – проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, посвященных актуальным проблемам развития сферы культуры и креативных индустрий. Основной акцент в проводимых исследованиях сотрудники Лаборатории делают на изучении социально-экономических, менеджериальных и информационно-технологических перемен, которые затрагивают организации культуры.
Лабораторией реализованы проекты, выполнявшиеся по заказу органов управления культурой различного уровня, а также ряд международных проектов совместно с зарубежными вузами. Лаборатория участвует в программах привлечения российских постдоков. Кроме этого, Лаборатория привлекает студентов различных магистерских и бакалаврских программ для проведения исследований, результатом которых являются курсовые и выпускные квалификационные работы, а также для организации проектной деятельности.
За время существования коллективом Лаборатории выполнено более 35 научных исследований, ключевыми среди которых следует назвать следующие:
Создание Лаборатории междисциплинарных исследований качества жизни арктических городов стало логическим этапом серии исследований, которые стартовали в 2017 году в русле задач позиционирования МАГУ как опорного университета. Тема качества жизни – одна из самых сложных для индустриального региона, где зависимость от технологий столь же велика, как и зависимость от человеческого капитала. Регион развивается по миграционному типу заселения и освоения, поэтому стоит двойная задача: привлечь квалифицированные кадры и поддержать семьи из нескольких поколений местных жителей. Отсюда возник запрос на исследования того, какие компоненты являются необходимыми для высокого качества жизни, но главное – выявить те, которые обеспечат конкурентное преимущество арктических территорий. В Мурманской области большинство населения живёт в городах, поэтому качество повседневности во многом связано с образованием, культурным досугом, а также с туризмом. Длительное время эти исследования проводились как самостоятельные, но в последние годы сложилось понимание, что необходимо ставить вопрос о развитии городской среды, её инфраструктуры, событий, участников-инициаторов результативных изменений. Здесь потребовались не просто экспертные мнения, а скрупулёзные методологически выверенные исследования с привлечением цифровой аналитики. Например, Счётная палата РФ для оценки реализуемых преференций в туризме для регионов России в 2019-2021 годах провела эконометрический анализ на основе более 20 млн значений с применением более 80 моделей.
Лаборатория МИКЖАГ[1] была создана в 2022 году с целью и перспективой проведения фокусных исследований развития городов Мурманской области, их вовлеченности в инновационные и креативные трансформации. Поскольку Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ (СПб) обладает высокой экспертностью в методологии междисциплинарных исследований культурных процессов, а также у неё есть ресурс профессиональных связей в научном сообществе, выход на исследовательские группы других университетов был высказан взаимный интерес к сотрудничеству, в том числе к поиску новых вопросов, раскрывающих сложившиеся тренды и неявные факторы изменений в условиях и качестве жизни арктических городов.
[1] Научно-исследовательская лаборатория «Междисциплинарные исследования качества жизни арктических городов».
— Расскажите поподробнее о проекте «Развитие арктического туризма и креативных индустрий как драйверов преобразования арктических городов и территорий (на примере Мурманской области)».
Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной политики. Данный проект позволяет, с одной стороны, провести фундаментальные исследования по обоснованию использования туризма и креативных индустрий в качестве инструмента преобразования арктических городов и территорий, а, с другой, сформировать практические предложения по разработке ряда продуктов, направленных на реализацию задач комплексного развития городов и территорий арктического региона. Проект является междисциплинарным и включает несколько направлений: 1) туризм, 2) креативные индустрии, 3) специальное (профессиональное) образование.
Отметим, что туризм в подавляющем большинстве проведенных исследований описывается в отраслевом ключе, где приоритетными становятся монетарные факторы (бюджет отраслевых участников, туристическая инфраструктура, инвестиции, налоги, маркетинг продуктов и др.); вместе с тем, развитие городов и территорий во многом зависит от социально-культурных процессов, в том числе, связанных с идеями нового урбанизма, применяемого в проектировании арктических городов и территорий. В этом ключе туризм можно рассматривать не только как досуговую практику и технологию, но и как инструмент, способствующий решению ряда задач развития городов и территорий. В настоящее время не решен вопрос оценки продуктивности сложившихся мер поддержки арктического туризма, оценки устойчивости и влияния туристического бизнеса, его коллаборации с другими участниками преобразования арктических городов и территорий: предприятий сектора креативных индустрий; крупных корпораций, продвигающих социальные проекты на арктических территориях; муниципалитетов, реализующих задачи повышения качества жизни малых и средних северных городов. Фактически сложился запрос на исследование арктического туризма как ресурса развития городов и территорий, где действуют субъекты разной экономической силы и различной социально-культурной направленности.
Деятельность организаций креативных индустрий может быть направлена на производство туристических продуктов, тем самым, становясь, с одной стороны, источником формирования новых турпродуктов, а, с другой, получая новые импульсы для своего развития, в том числе для позиционирования арктических городов как локаций креативных индустрий. Важным следствием участия креативных индустрий в создании городских аттракций для местных жителей является расширение возможностей в разнообразии потребляемых ими культурных благ и услуг. Не последнюю роль в этом играют процессы цифровизации креативных индустрий (создание дополнительной аттрактивности; развитие лояльности к продуктам арктического туризма), что может быть направлено на формирование лояльности туристов и желание вернуться в данный регион.
Таким образом, проект направлен, с одной стороны, на проведение поисковых и аналитических исследований, а с другой, на создание прикладных продуктов, планируемых к внедрению в Мурманской области.
На данный момент (завершение первого этапа и проведение второго) еще рано говорить об интересных результатах. Можно только отметить крайнюю заинтересованность как мурманских, так и внешних экспертов в развитии данного направления, что позволяет получить многостороннюю позицию для дальнейшего изучения.
В настоящее время термин «драйвер» используют очень часто, когда исследователи стремятся выявить те условно самостоятельные силы, которые реально влияют на другие процессы и обеспечивают долгосрочный рост позитивных изменений. Это очень важная задача, так как нередко дискуссия останавливается на этапе перечисления дефицитов ресурсов, блокирующих факторов, недостатков управления и т.п. Такой этап необходим, но далее необходимо сформировать видение изменений, то есть определить какие действия приведут не только к прагматическому результату, но и какие социально привлекательные эффекты можно ожидать за пределами проекта. Для проекта такой подход является концептуальным. На практике идет реализация нескольких взаимосвязанных задач по выявлению специфики взаимосвязи креативных индустрий и туризма арктических территорий, их влияния на привлекательность арктических городов не только как места постоянной жизни, но и как локаций-магнитов для креативных проектов, построенных на инициативе участников творческих грантов, социальных проектов крупных корпораций, государственных программ поддержки внутреннего туризма и мастер-планов развития территорий. Поскольку туризм является каналом для оборота и привлечения ресурсов, то есть необходимость создать базы данных для комплексного исследования этого феномена.
Можно выделить интересный факт: Мурманская область длительное время развивалась территория промысла, а с XIX века как индустриальная территория, поэтому здесь сложились уникальные обстоятельства формирования креативных индустрий – они имеют «видимую» историю развития одновременно с вновь появляющимися городами, экспедициями освоения севера (например, кино). При этом, исследователи коренных народов севера, в частности саами, достаточно полно описывают то, как культура этноса встраивается в современные коммуникации, в том числе в индустриальный оборот артефактов (сувениры, одежда, предметы быта и др.), в то время как «портрет» креативных индустрий заполярных городов еще не сложился, его описания носят умозрительный характер.
Проект зеркальных лабораторий ориентирован на то, чтобы наполнить базу данных максимально разнообразной информацией о современных креативных индустриях для последующего моделирования этого феномена как ресурса развития городов Мурманской области.
Интересный факт об арктическом туризме
Длительное время арктический туризм не имел чёткой формулировки и был условно локализован в высоких широтах Северного ледовитого океана. С момента фиксации границ АЗРФ на материке возник спор об отличиях арктического туризма от других видов культурного, природно-ориентированного и экстремального туризма. И в настоящее время специалисты к географическим критериям добавили позиции мотивационного характера и те виды туристских активностей, которые отражают свойства Арктики. Процесс выявления специфики арктического туризма и его влияния на определённую территорию не завершён, поэтому зеркальные лаборатории инициировали несколько треков изучения арктического туризма (в сегменте культурного туризма, гастрономического, образовательного и др.), что позволяет объединить темы туризма и креативных индустрий.
— Как формировался состав ученых коллектива, работающего в рамках проекта? Расскажите о вашем знакомстве и совместной работе с коллегами. Какие точки профессионального соприкосновения связывают коллективы ваших лабораторий?
Чаще всего исследователи университетов впервые встречаются на научных мероприятиях (конференции, круглые столы), поэтому те, у кого совпадают сферы научных интересов, часто знакомы по личным контактам, но нередко такие контакты начинаются заочно, когда специалисты знакомятся с публикациями коллег в научных журналах, осваивают дистанционные курсы и т.п.
В случае с зеркальными лабораториями эта модель взаимодействия показала результативность. Инициатива в поиске партнёров в регионе была со стороны НИУ ВШЭ из СПб, поскольку эта программа ВШЭ. МАГУ высоко оценил перспективы сотрудничества с сильной исследовательской командой, поэтому уже в первые полгода взаимодействия были проведены несколько пилотных встреч, была разработана и защищена программа исследования, которая была поддержана руководством вузов, а также получила одобрение со стороны регионального правительства Мурманской области (как территории исследовательских активностей и научных мероприятий).
— Какие цели ставит перед собой коллектив вашего проекта в перспективе ближайшего времени?
Одной из ключевых задач на ближайшее время, кроме проведения научного исследования в рамках проекта, является разработка совместной программы повышения квалификации, направленной на подготовку специалистов для туризма и организаций креативных, обладающих новыми компетенциями. Именно это должно помочь этим специалистам помочь по-новому организовать работу в регионе в рамках развития внутреннего туризма и креативных индустрий.
Своеобразным вызовом для коллектива является организация митапов на такие темы, как проблемы стабильности спроса на рынке труда, устойчивость кадровых ресурсов, вовлеченных в туризм и креативные индустрии региона и «Арктический город как объект туристского интереса». При этом «вызов» заключается в том, чтобы привлечь специалистов из сфер туризма и креативных индустрий, которые готовы рассказать об ошибках при проведении новых мероприятий и о том, как они преодолевали сложившиеся трудности. По результатам митапов мы планируем сформировать брошюру с описанием ошибок и некоторыми рекомендациями по выходу из сложных ситуаций.
Наиболее сложной организационной задачей ближайшего времени можно назвать разработку сетевого образовательного продукта для студентов НИУ ВШЭ и МАГУ, формирующего актуальные профессиональные компетенции и кругозор, необходимый для освоения технологий и практики креативных индустрий, специфических для арктического региона. Такая программа будет входить в пул программ дополнительного образования, её существенным отличием можно считать не столько гибридный характер, сколько сочетание исследовательской и проектной части в обучении, ориентированной именно на вызовы развития креативных индустрий арктических территорий. Пилотная версия будет реализована в Мурманской области с перспективой масштабирования на другие арктические регионы.
К проекту на постоянной основе привлекаются студенты (уровень бакалавриата и магистратуры), которые совместно с участниками проекта выполняют задания в рамках исследований, осваивают технологии научных дискуссий. В перспективе этот опыт будет трансформирован в новые образовательные курсы академического и просветительского характера.
В русле развития проекта остаются задачи формирования баз данных по развитию туризма и креативных индустрий, концептуальное обоснование и построение моделей коллабораций этих практик, что будет реализовано в непосредственной работе экспертов, а также в ходе дискуссий на круглых столах, конференциях всероссийского и международного уровня.
Материалы исследований можно найти в научных публикациях профессиональных журналов, а также посмотреть выступления на площадках научных событий в записях.