• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как сообща развивают туризм и креативные индустрии в арктических краях

Ирина Сизова и Зоя Желнина об академическом сотрудничестве и туризме на Крайнем Севере

Национальный проект Экология / iStock

17 мая завершился приём заявок на конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». В разгар кампании «Окна роста» запустили серию интервью с победителями прошлого года. Ирина Сизова и Зоя Желнина рассказали о проекте «Развитие арктического туризма и креативных индустрий как драйверов преобразования арктических городов и территорий (на примере Мурманской области)» и сотрудничестве Лаборатории управления культурой и туризмом Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента и Лаборатория междисциплинарных исследований качества жизни арктических городов Мурманского Арктического государственного университета.

– Как, когда и при каких обстоятельствах создавались Лаборатория управления культурой и туризмом и Лаборатория междисциплинарных исследований качества жизни арктических городов?

Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (бывшая Лаборатория экономики культуры) была создана в 2011 году. Основное направление работы Лаборатории – проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, посвященных актуальным проблемам развития сферы культуры и креативных индустрий. Основной акцент в проводимых исследованиях сотрудники Лаборатории делают на изучении социально-экономических, менеджериальных и информационно-технологических перемен, которые затрагивают организации культуры.

Лабораторией реализованы проекты, выполнявшиеся по заказу органов управления культурой различного уровня, а также ряд международных проектов совместно с зарубежными вузами. Лаборатория участвует в программах привлечения российских постдоков. Кроме этого, Лаборатория привлекает студентов различных магистерских и бакалаврских программ для проведения исследований, результатом которых являются курсовые и выпускные квалификационные работы, а также для организации проектной деятельности.

Ирина Сизова
Ирина Сизова
Фото из личного архива Ирины Сизовой

За время существования коллективом Лаборатории выполнено более 35 научных исследований, ключевыми среди которых следует назвать следующие:

Создание Лаборатории междисциплинарных исследований качества жизни арктических городов стало логическим этапом серии исследований, которые стартовали в 2017 году в русле задач позиционирования МАГУ как опорного университета. Тема качества жизни – одна из самых сложных для индустриального региона, где зависимость от технологий столь же велика, как и зависимость от человеческого капитала. Регион развивается по миграционному типу заселения и освоения, поэтому стоит двойная задача: привлечь квалифицированные кадры и поддержать семьи из нескольких поколений местных жителей. Отсюда возник запрос на исследования того, какие компоненты являются необходимыми для высокого качества жизни, но главное – выявить те, которые обеспечат конкурентное преимущество арктических территорий. В Мурманской области большинство населения живёт в городах, поэтому качество повседневности во многом связано с образованием, культурным досугом, а также с туризмом. Длительное время эти исследования проводились как самостоятельные, но в последние годы сложилось понимание, что необходимо ставить вопрос о развитии городской среды, её инфраструктуры, событий, участников-инициаторов результативных изменений. Здесь потребовались не просто экспертные мнения, а скрупулёзные методологически выверенные исследования с привлечением цифровой аналитики. Например, Счётная палата РФ для оценки реализуемых преференций в туризме для регионов России в 2019-2021 годах провела эконометрический анализ на основе более 20 млн значений с применением более 80 моделей.

Лаборатория МИКЖАГ[1] была создана в 2022 году с целью и перспективой проведения фокусных исследований развития городов Мурманской области, их вовлеченности в инновационные и креативные трансформации. Поскольку Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ (СПб) обладает высокой экспертностью в методологии междисциплинарных исследований культурных процессов, а также у неё есть ресурс профессиональных связей в научном сообществе, выход на исследовательские группы других университетов был высказан взаимный интерес к сотрудничеству, в том числе к поиску новых вопросов, раскрывающих сложившиеся тренды и неявные факторы изменений в условиях и качестве жизни арктических городов.


[1] Научно-исследовательская лаборатория «Междисциплинарные исследования качества жизни арктических городов».

— Расскажите поподробнее о проекте «Развитие арктического туризма и креативных индустрий как драйверов преобразования арктических городов и территорий (на примере Мурманской области)».

Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной политики. Данный проект позволяет, с одной стороны, провести фундаментальные исследования по обоснованию использования туризма и креативных индустрий в качестве инструмента преобразования арктических городов и территорий, а, с другой, сформировать практические предложения по разработке ряда продуктов, направленных на реализацию задач комплексного развития городов и территорий арктического региона. Проект является междисциплинарным и включает несколько направлений: 1) туризм, 2) креативные индустрии, 3) специальное (профессиональное) образование.

Отметим, что туризм в подавляющем большинстве проведенных исследований описывается в отраслевом ключе, где приоритетными становятся монетарные факторы (бюджет отраслевых участников, туристическая инфраструктура, инвестиции, налоги, маркетинг продуктов и др.); вместе с тем, развитие городов и территорий во многом зависит от социально-культурных процессов, в том числе, связанных с идеями нового урбанизма, применяемого в проектировании арктических городов и территорий. В этом ключе туризм можно рассматривать не только как досуговую практику и технологию, но и как инструмент, способствующий решению ряда задач развития городов и территорий. В настоящее время не решен вопрос оценки продуктивности сложившихся мер поддержки арктического туризма, оценки устойчивости и влияния туристического бизнеса, его коллаборации с другими участниками преобразования арктических городов и территорий: предприятий сектора креативных индустрий; крупных корпораций, продвигающих социальные проекты на арктических территориях; муниципалитетов, реализующих задачи повышения качества жизни малых и средних северных городов. Фактически сложился запрос на исследование арктического туризма как ресурса развития городов и территорий, где действуют субъекты разной экономической силы и различной социально-культурной направленности.

Деятельность организаций креативных индустрий может быть направлена на производство туристических продуктов, тем самым, становясь, с одной стороны, источником формирования новых турпродуктов, а, с другой, получая новые импульсы для своего развития, в том числе для позиционирования арктических городов как локаций креативных индустрий. Важным следствием участия креативных индустрий в создании городских аттракций для местных жителей является расширение возможностей в разнообразии потребляемых ими культурных благ и услуг. Не последнюю роль в этом играют процессы цифровизации креативных индустрий (создание дополнительной аттрактивности; развитие лояльности к продуктам арктического туризма), что может быть направлено на формирование лояльности туристов и желание вернуться в данный регион.

Посёлок Териберка
Посёлок Териберка
NakedScience

Таким образом, проект направлен, с одной стороны, на проведение поисковых и аналитических исследований, а с другой, на создание прикладных продуктов, планируемых к внедрению в Мурманской области.

На данный момент (завершение первого этапа и проведение второго) еще рано говорить об интересных результатах. Можно только отметить крайнюю заинтересованность как мурманских, так и внешних экспертов в развитии данного направления, что позволяет получить многостороннюю позицию для дальнейшего изучения.

В настоящее время термин «драйвер» используют очень часто, когда исследователи стремятся выявить те условно самостоятельные силы, которые реально влияют на другие процессы и обеспечивают долгосрочный рост позитивных изменений. Это очень важная задача, так как нередко дискуссия останавливается на этапе перечисления дефицитов ресурсов, блокирующих факторов, недостатков управления и т.п. Такой этап необходим, но далее необходимо сформировать видение изменений, то есть определить какие действия приведут не только к прагматическому результату, но и какие социально привлекательные эффекты можно ожидать за пределами проекта. Для проекта такой подход является концептуальным. На практике идет реализация нескольких взаимосвязанных задач по выявлению специфики взаимосвязи креативных индустрий и туризма арктических территорий, их влияния на привлекательность арктических городов не только как места постоянной жизни, но и как локаций-магнитов для креативных проектов, построенных на инициативе участников творческих грантов, социальных проектов крупных корпораций, государственных программ поддержки внутреннего туризма и мастер-планов развития территорий. Поскольку туризм является каналом для оборота и привлечения ресурсов, то есть необходимость создать базы данных для комплексного исследования этого феномена.

Можно выделить интересный факт: Мурманская область длительное время развивалась территория промысла, а с XIX века как индустриальная территория, поэтому здесь сложились уникальные обстоятельства формирования креативных индустрий – они имеют «видимую» историю развития одновременно с вновь появляющимися городами, экспедициями освоения севера (например, кино). При этом, исследователи коренных народов севера, в частности саами, достаточно полно описывают то, как культура этноса встраивается в современные коммуникации, в том числе в индустриальный оборот артефактов (сувениры, одежда, предметы быта и др.), в то время как «портрет» креативных индустрий заполярных городов еще не сложился, его описания носят умозрительный характер.

Проектный офис развития Арктики

Проект зеркальных лабораторий ориентирован на то, чтобы наполнить базу данных максимально разнообразной информацией о современных креативных индустриях для последующего моделирования этого феномена как ресурса развития городов Мурманской области.

Интересный факт об арктическом туризме

Длительное время арктический туризм не имел чёткой формулировки и был условно локализован в высоких широтах Северного ледовитого океана. С момента фиксации границ АЗРФ на материке возник спор об отличиях арктического туризма от других видов культурного, природно-ориентированного и экстремального туризма. И в настоящее время специалисты к географическим критериям добавили позиции мотивационного характера и те виды туристских активностей, которые отражают свойства Арктики. Процесс выявления специфики арктического туризма и его влияния на определённую территорию не завершён, поэтому зеркальные лаборатории инициировали несколько треков изучения арктического туризма (в сегменте культурного туризма, гастрономического, образовательного и др.), что позволяет объединить темы туризма и креативных индустрий.

— Как формировался состав ученых коллектива, работающего в рамках проекта? Расскажите о вашем знакомстве и совместной работе с коллегами. Какие точки профессионального соприкосновения связывают коллективы ваших лабораторий?

Чаще всего исследователи университетов впервые встречаются на научных мероприятиях (конференции, круглые столы), поэтому те, у кого совпадают сферы научных интересов, часто знакомы по личным контактам, но нередко такие контакты начинаются заочно, когда специалисты знакомятся с публикациями коллег в научных журналах, осваивают дистанционные курсы и т.п.

Зоя Желнина
Зоя Желнина
МАГУ

В случае с зеркальными лабораториями эта модель взаимодействия показала результативность. Инициатива в поиске партнёров в регионе была со стороны НИУ ВШЭ из СПб, поскольку эта программа ВШЭ. МАГУ высоко оценил перспективы сотрудничества с сильной исследовательской командой, поэтому уже в первые полгода взаимодействия были проведены несколько пилотных встреч, была разработана и защищена программа исследования, которая была поддержана руководством вузов, а также получила одобрение со стороны регионального правительства Мурманской области (как территории исследовательских активностей и научных мероприятий).

— Какие цели ставит перед собой коллектив вашего проекта в перспективе ближайшего времени?

Одной из ключевых задач на ближайшее время, кроме проведения научного исследования в рамках проекта, является разработка совместной программы повышения квалификации, направленной на подготовку специалистов для туризма и организаций креативных, обладающих новыми компетенциями. Именно это должно помочь этим специалистам помочь по-новому организовать работу в регионе в рамках развития внутреннего туризма и креативных индустрий.

Своеобразным вызовом для коллектива является организация митапов на такие темы, как проблемы стабильности спроса на рынке труда, устойчивость кадровых ресурсов, вовлеченных в туризм и креативные индустрии региона и «Арктический город как объект туристского интереса». При этом «вызов» заключается в том, чтобы привлечь специалистов из сфер туризма и креативных индустрий, которые готовы рассказать об ошибках при проведении новых мероприятий и о том, как они преодолевали сложившиеся трудности. По результатам митапов мы планируем сформировать брошюру с описанием ошибок и некоторыми рекомендациями по выходу из сложных ситуаций.

pitert.ru

Наиболее сложной организационной задачей ближайшего времени можно назвать разработку сетевого образовательного продукта для студентов НИУ ВШЭ и МАГУ, формирующего актуальные профессиональные компетенции и кругозор, необходимый для освоения технологий и практики креативных индустрий, специфических для арктического региона. Такая программа будет входить в пул программ дополнительного образования, её существенным отличием можно считать не столько гибридный характер, сколько сочетание исследовательской и проектной части в обучении, ориентированной именно на вызовы развития креативных индустрий арктических территорий. Пилотная версия будет реализована в Мурманской области с перспективой масштабирования на другие арктические регионы.

К проекту на постоянной основе привлекаются студенты (уровень бакалавриата и магистратуры), которые совместно с участниками проекта выполняют задания в рамках исследований, осваивают технологии научных дискуссий. В перспективе этот опыт будет трансформирован в новые образовательные курсы академического и просветительского характера.

В русле развития проекта остаются задачи формирования баз данных по развитию туризма и креативных индустрий, концептуальное обоснование и построение моделей коллабораций этих практик, что будет реализовано в непосредственной работе экспертов, а также в ходе дискуссий на круглых столах, конференциях всероссийского и международного уровня.

Материалы исследований можно найти в научных публикациях профессиональных журналов, а также посмотреть выступления на площадках научных событий в записях.

 

24 мая, 2023 г.