• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикуй – или проиграешь!

Идалия Федотова о практиках письма в эпоху публикационной гонки

aaaenglish.ru

Федотова Идалия Вячеславовна

преподаватель Школы иностранных языков

Так работаешь-работаешь, и – ОПА! – оценка публикационной активности. Для одних это слово – кошмар, для других – неприметная или даже приятная отсечка, когда можно остановиться и насладиться своими успехами. Работая в среде профессиональных методистов и преподавателей, я часто слышу вопросы о том, как же успевать публиковаться посреди интенсивного преподавания.

У меня нет волшебной таблетки, но есть один секрет. Он – в знании о четырех компонентах природы академического письма. Хелен Сорд выделяет четыре категории писательских привычек: поведение, профессиональные умения, социальные связи и эмоциональное состояние (behavioural, artisanal, social, emotional = BASE). Все они важны, но не все бывают одинаково развиты у отдельно взятого писателя. Чтобы проверить свои навыки, можно воспользоваться онлайн-инструментом самодиагностики писательских привычек BASE (writersdiet.com/base/base).

dzen.ru/media/skyeng_school

Незаслуженно игнорируется социальный аспект научного письма. Часто мы понимаем, что для продуктивности нужны писательские навыки, определенный настрой и поведение (утренние страницы? ни дня без строчки? горящий дедлайн?). Но при этом письмо требует уединения и нужно, чтобы никто не отвлекал, так ведь? Такое одинокое занятие. Тем неожиданнее слова о важности социального аспекта в письме. Что это значит – писать вместе: как на школьном сочинении?

Во многих англоязычных университетах существуют группы письма, объединяющие докторантов и инструкторов. Это важный этап формирования привычек у начинающего исследователя. В нашем университете пока такой инициативы нет, но появляются отдельные практики. В декабре прошел ретрит по академическому письму – интенсив на выходные (потому что кто сказал, что выходные для отдыха). За эти 2,5 дня участники объединялись в группы, обсуждали задачи, читали и критиковали работы друг друга. Одна из таких групп так объединилась, что решила продолжать регулярные встречи. Каждые 2–3 недели участницы встречаются онлайн, обозначают свои писательские задачи на этот день, делятся проблемами и просят совета. Затем следует время индивидуальной работы, и через 3–4 часа все снова созваниваются, делятся результатами, просят посмотреть трудные моменты. Так важно, когда ты знаешь, что время от времени ты попадаешь в окружение, где все пишут, для всех это важно, все готовы тебя поддержать. Наша группа после ретрита к тому же использует это время для возможности поговорить по-английски на профессиональные темы, не зря мы изначально встретились в Academic Writing Centre.

aaaenglish.ru

По-русски писать не менее важно, чем по-английски, а поддержки научного письма на русском языке, кажется, нет совсем. При этом коллеги с разных факультетов Вышки – и гуманитарных, и технических – говорят о том, что такая поддержка нужна. И что удивительно, если про английское академическое письмо доступно много материалов и курсов в интернете, то про русское – раз-два и обчелся.

Запускать курсы сложно, хотя, надеюсь, в Вышке они со временем появятся и о письме по-русски. Но есть решение проще – группы письма. Даже без специального инструктажа можно объединяться, созваниваться в определенное время, обсуждать задачи перед работой, а потом результаты – после нее. Поддерживать друг друга, создавая пространство и сообщество, где писать научные статьи – это важно, где тебя понимают. И тогда незаметно – ОПА! – хороших публикаций будет больше, а главное, академическое письмо станет неотъемлемой частью корпоративной культуры.

26 апреля, 2023 г.