• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эта книга помогла мне разъяснить, почему некоторые люди тебя привлекают, а другие – нет»

Юлия Корешникова, Инна Антипкина и Сергей Малиновский о любимых книгах

Unsplash / Jason Leung

Художественная книга

Корешникова Юлия Николаевна

доцент департамента образовательных программ, научный сотрудник Лаборатории непрерывного образования взрослых Центра развития навыков и профессионального образования Института образования

Одну книгу можно выбрать, наверное, когда ты только начинаешь знакомиться с миром литературы. Лично на меня разные книги оказывали разное влияние, точнее сказать, разные книги оказывали влияние на разные аспекты моей жизни. На умение дружить и выстраивать отношения с людьми повлияла книга Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943). Она показала, как важно ответственно подходить к выбору тех людей, кому можно открыть свой внутренний мир и к кому ты пытаешься попасть во внутренний мир, насколько необходимо быть осторожным с окружающими людьми и стараться не разрушить то, что им дорого, сохранить их границы и ценности. Это особенно важно помнить, когда ты начинаешь взаимодействовать с людьми с позиции «сверху», занимая должность руководителя. Дать людям свободу и при этом вызвать чувство ответственности, сохраняя доверительные отношения, и вместе добиваться результата – это сложно сочетать без умения ценить и беречь друг друга, обращая особое внимание на хрупкий для чужого касания внутренний мир человека. Еще один урок, который мне преподнесла эта книга, – это необходимость бороться с «баобабами», которыми время от времени «зарастает твоя планета». Для меня «баобабы» – до сих пор это все негативное, что нас окружает: вредные привычки, некачественная информация, негативные эмоции и т.д. Важно время от времени оставаться наедине с собой и рефлексировать, освобождаясь от ненужного багажа, накопленного за определенный период жизни.

Если продолжить линию со взаимоотношениями с людьми и важностью выбора близких людей, единомышленников, людей, которых можно пригласить к себе в команду, то сложно не коснуться книги Курта Воннегута «Колыбель для кошки» (1963). Не вдаваясь в подробности, скажу, что эта книга помогла мне разъяснить, почему некоторые люди тебя привлекают, а другие – нет. Как и ты сам не можешь нравиться абсолютно всем окружающим. И не надо стараться удовлетворить и заслужить доверие всех окружающих людей. Просто некоторые люди не твоего карасса.

Курт Воннегут
Курт Воннегут
Пикабу

Для моего профессионального становления большую роль сыграли книги Джека Лондона «Мартин Иден» (1909), Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970), а также фильм «Михайло Ломоносов» (1984–1986, реж. Александр Прошкин). Эти книги и фильм мне показали: если человек понимает «зачем», он найдет любые «как». Нет предела человеческим возможностям, главное – верить в себя и не отступать перед трудностями. Любые трудности преодолимы, если ты веришь в себя. Во всех трех произведениях главные герои вопреки всем окружающим обстоятельствам смогли изменить себя и создать новую реальность не только во благо себе, но и во благо окружающим их людям. При этом они преодолели социально-экономические барьеры, превозмогли физические трудности и лишения, чтобы принести в этот мир новое знание.

Особняком в этом ряду стоит книга «Мартин Иден» Джека Лондона. Эта книга не только помогла мне сформировать целеустремленность и настойчивость, но и показала, как важно видеть глубинный смысл, что по-настоящему великие люди, получающие истинное удовольствие от своих открытий и возможности донести миру свою точку зрения, зачастую одиноки. Еще одна важная мысль этой книги, на мой взгляд, заключается в том, что не всегда образование развивает мышление и формирует умение видеть смысл и суть вещей. Этот вызов актуален и для современного мира. Мира, в котором изменяются требования со стороны рынка труда, и, если человек желает быть успешным, ему необходимо владеть не только рутинными аналитическими и межличностными навыками. Сегодня преобладание среди выпускников вузов обученных, но необразованных людей остается до сих пор актуальной проблемой.

Резюмирую: возникает желание сказать спасибо авторам этих книг, поскольку на любом жизненном этапе человеку необходимы ориентиры. Их можно почерпнуть из общения с близкими людьми и с книгами. Именно читая книги, пропуская их через себя, вступая в диалог с автором, ты корректируешь свой жизненный путь, задумываешься над правильностью принимаемых решений, вырабатываешь морально-этические ценности.

Джек Лондон
Джек Лондон
ReadRate

Сложно сказать, что с этими книгами связана какая-то конкретная история. С ними связан мой жизненный путь. Они явились теми ориентирами, которые помогали мне не сдаваться. Хотя, если говорить на языке историй, вспоминается этап начала работы над диссертационным исследованием. В тот момент в меня никто не верил, это было связано с рядом причин: и с моей базовой подготовкой, и с отсутствием данных. Некоторые коллеги мне говорили прямо, что стоит взять академический отпуск. Я не могу сказать, что именно в те моменты я вспоминала книги, видимо, они работали внутри меня, но я почему-то знала, что справлюсь. В итоге я не только одна из немногих защитила диссертацию в срок, но и выиграла аспирантский грант РФФИ, за который успешно отчиталась. Но путь был действительно тернист. Сжатые сроки, необходимость многому учиться с нуля, сложности с организацией сбора данных и т.д. Казалось, барьеры непреодолимы. Но внутренняя уверенность в своих силах придавала энергии и не давала опускать руки.

Я не один раз перечитывала эти книги. И надо отметить, что восприятие «Маленького принца» сохраняется, начиная с подросткового возраста. А книга «Мартин Иден» играет каждый раз новыми гранями. При прочтении в возрасте 11–13 лет на первый план вышла линия взаимоотношений главных героев – Мартина и Руфь. В возрасте 25–28 лет внимание было захвачено настойчивостью и несгибаемостью характера Мартина. И уже ближе к 40 я увидела все «особенности» социальных, научных и бюрократических институтов, управляющих судьбами людей.

Я бы рекомендовала прочесть эти книги всем, но в разном возрасте. Книгу «Мартин Иден» лучше читать или перечитывать в момент становления личности, «Маленького принца» можно и нужно читать, начиная с дошкольного возраста, как и книгу «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Как я уже писала выше, эти книги позволяют сформировать внутренние ориентиры и выстоять в современном изменчивом мире, полном неопределенности и гибкости.

Издательство АСТ
Антипкина Инна Вениаминовна

научный сотрудник Центра психометрии и измерений в образовании, преподаватель департамента образовательных программ Института образования

Инна Антипкина, научный сотрудник Центра психометрии и измерений в образовании, преподаватель департамента образовательных программ Института образования

Я отношусь к людям, которые любят перечитывать понравившиеся книги. Последний год от переживаний прячусь в фантастике. «Киборг и его лесник» (2019) Ольги Громыко перечитывала пять раз. Она про человечность, следование своим принципам и собственный путь. Остальные книги серии перечитывала всего по два раза. В период сдачи годовых отчетов и сессионных недель для 180 студентов разных курсов приятно представить себя в «далекой-далекой галактике». Говоришь себе: «Я боевой киборг» – и идешь работать. Мы все тут в Вышке немного боевые киборги.

Академическая книга

Юлия Корешникова

Помимо других внутренних и внешних факторов, определивших выбор научной стези, на меня оказала влияние книга Поля де Крюи «Охотники за микробами» (1926). Стиль изложения научных фактов, который мог бы быть скучным и монотонным, вышел из-под пера Поля де Крюи ярким и захватывающим. В книге описывается, как великие ученые делали открытия, представлена история открытия микробиологии. Нельзя сказать, что книга полностью построена на достоверных фактах, но те преувеличения, которые в ней есть, выполняют свою увлекающую и мотивирующую задачу и вовлекают все новых и новых людей в научные ряды. При прочтении этой книги тебя не может не охватить любопытство и желание присоединиться к компании великих ученых, сделав научное открытие.

Инна Антипкина

Книг про науку, которые бы меня вдохновляли, я не помню. «Понедельник начинается в субботу» (1965) братьев Стругацких? Но я еще в школе понимала, что все уже изменилось. Мотивирующие книги «про науку» есть в нон-фикшене. Например, сборник постов блога https://thesiswhisperer.com “How to be an academic”. Автор блога Ингер Мьюберн (Inger Mewburn) сделала своей карьерой помощь студентам аспирантуры в том, чтобы дожить до защиты. Читать интересно не только аспирантам. Мне эту книгу привезла из Австралии и подарила коллега. И правда помогло дожить до защиты.

Ингер Мьюберн
Ингер Мьюберн
cbrin.com.au

«Мультимодальный дискурс» (“Multimodal discourse”) (авторы Gunther Kress и Theo van Leeuwen) – книжка старая, 2001 года. Тогда было время бурного развития интернета, и авторы придумали расширить семиотическую модель анализа информационных продуктов, чтобы учесть не только текст и картинки, но и видео-аудио и что там еще нового предложил интернет. Но получилась гораздо более полезная модель. Кресс и ван Лювен (не знаю, как точно читаются их имена) предложили анализировать любой информационный продукт по четырем компонентам: discourse, design, production, distribution. Например, если бы мы анализировали этот выпуск «Окон», то последовательно бы посмотрели на эти четыре пункта. Дискурс – это про то, какие смыслы поднимаются в издании, какие темы. Дизайн – как это сверстано, какие впечатления остаются у читателя от выбора шрифта, иллюстраций, цветов. Продакшен – как реализован дизайн: одну и ту же картинку можно напечатать на глянцевой бумаге, можно на газетной, можно оставить в цифре – восприятие будет немного различаться. И распространение – это где вы увидели информационный объект: в почте, на сайте, в распечатке, прикрепленной на инфостенде, – все это тоже добавляет смыслы к индивидуальному восприятию. С некоторыми группами студентов мы разбираем эту модель и применяем для почти всего. В экспедиции со студентами были на выставке современного художника – пользовались ею (после такого анализа некоторые сказали, что им стало интересно современное искусство – они поняли, как извлекать из него смыслы для себя). Со студентами курса по EdTech используем эту модель для анализа специфики образовательных платформ. С разработчиками тестов ею пользуемся, чтобы создать у себя целостное впечатление от инструмента оценивания. Недавно знакомый, который присутствовал на занятии, где я рассказывала студентам про «Мультимодальный дискурс», поделился, что применил модель Кресса и ван Лювена, чтобы самому себе объяснить, что происходило у них в компании на стратегической сессии. Он пробежался по пунктам discourse, design, production, distribution, и сразу стали ясны противоречия, до того воспринимавшиеся совсем смутно. Мне кажется, четыре пункта модели Кресса и ван Лювена работают на развитие критического мышления и рефлексии не хуже специальных моделей «развития критического мышления у учащихся», но семиотика гораздо универсальнее.

Малиновский Сергей Сергеевич

доцент департамента образовательных программ, старший научный сотрудник, заместитель заведующего Проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования

Мой лучший друг подарил мне книгу «Антикитерский механизм», которую я горячо рекомендую исследователям в университетах и исследователям по жизни. Книга увлекательно написана научным журналистом Джо Мерчант, тут не будет тоскливого академического аппарата, зато будут искусно и искусственно подобранные остросюжетные повороты. По сути, это совершенно поразительный исследовательский триллер про переизобретение первого в мире (возможно) аналогового компьютера. Спойлер: антикитерский механизм – это гаджет I–II веков до нашей эры. Он был нужен для определения конфигурации движения всех известных в древности планет и предсказания астрономических событий, например лунного и солнечного затмений. Он также мог использоваться, чтобы отслеживать четырехлетний цикл условных чемпионатов мира по футболу того времени, за которым тогда следили не меньше, чем сегодня.

Джо Марчант
Джо Марчант
The Open Notebook

Удивительное приспособление затонуло во II веке до нашей эры вместе с античным римским кораблем рядом с островом Антикитера в Ионическом море. Говорят, там и до сих пор плавать опасно. Спустя 2000 лет греческие водолазы, охотники до морских губок, случайно обнаружили этот затонувший корабль. А также перевозимые им и прекрасно сохранившиеся амфоры и статуи, многие из которых, в том числе знаменитого Эфеба, можно сейчас увидеть в Национальном археологическом музее в Афинах. Но, главное, там были обнаружены какие-то бронзовые шестеренки в загадочной деревянной коробке. Понадобилось еще столетие, чтобы уже в XXI веке исследователи смогли понять, зачем был нужен механизм, который теперь называют антикитерским. Кстати, самые последние исследования и открытия по поводу этого механизма были сделаны в прошлом году, то есть уже после того, как была написана эта книга.

Эта история прежде всего поражает духом фанатичной соревновательности и стремления к разгадке тайны. Например, Майкл Райт и Дерек де Солла Прайс буквально жизнь свою положили на изучение антикитерского механизма. Последний, к слову, так и не узнал, что его предположение о дифференциальной передаче в механизме было ошибочным. Лекция еще одного исследователя механизма, Тони Фрита, является одной из самых популярных по числу просмотров в YouTube (youtube.com/watch?v=xWVA6TeUKYU).

Конечно, изобретение этого механизма в Античности – это укол самонадеянности: исследовательской и человеческой. Предполагается, что разгадка какой-то сложности требует не меньшей сложности. Просто удивительно, как человечество, придумавшее кучу поражающих вещей, от тачскрина до ядерного оружия, больше столетия не могло разгадать, что это за «луна в шкатулке». Исторические периоды, когда было возможно изобретение чего-то такого сложного и впечатляющего, как бы намекают, что наши поколения еще далеко не венец цивилизации. Для меня эта история – еще важный аргумент в пользу того, что исследование необязательно должно быть заранее утилитарным. Что казалось упрямыми причудами узкоспециализированных ценителей, в итоге привело к усовершенствованию методов томографии и фотографирования. Оставшиеся неразгаданные части пазла этого механизма до сих пор собирают огромные полидисциплинарные команды ученых. Разгадка антикитерского механизма показывает, что для хорошего исследования нужно хотя бы 100 лет, команда из разных стран, конкуренция и готовность к тому, что ты не успеешь увидеть плоды исследования к концу отчетного года.

23 марта, 2023 г.