старший преподаватель департамента филологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
О программе постдоков в Вышке
Для молодых кандидатов наук в НИУ ВШЭ есть Программа привлечения российских постдоков. Они могут пройти стажировку в одном из лучших вузов страны в должности научного сотрудника с небольшой преподавательской нагрузкой.
Вышкинские постдоки не только знакомятся с новыми для себя стилями преподавания и расширяют академические горизонты, но и, скажем так, получают возможность вылезти из своей «скорлупы». Эта «скорлупа» – принадлежность к той или иной научной школе – сопутствует любому молодому ученому. Это и хорошо, и плохо одновременно: с одной стороны, почетно быть продолжателем традиции; с другой – нужно иметь смелость двигаться дальше.
Я с благодарностью вспоминаю свои два года в качестве постдока Вышки. Делать то, что делал всегда – писать статьи, преподавать, – за хорошую зарплату плюс постоянно учиться самому – это ли не работа мечты? Недаром многие постдоки первого года говорят о «синдроме самозванца». Ничего, это проходит. Сложно привыкнуть к тому, что вуз бывает заинтересован в своих сотрудниках.
Помню, как я поначалу удивлялся тому, как в Вышке все обустроено, – пришлось спешно привыкать к здешним порядкам и бюрократии. Дело в том, что она здесь человеческая. Все ведомости, заявления, справки и т.д. можно оформить в приложении или на сайте. Ничего не нужно печатать, заверять тремя печатями, носить из одного здания в другое. Странно начинать с этого, но это самое первое и самое сильное впечатление от Вышки.
Также впервые попавшему сюда постдоку будут удивительны здешние студенты. Они более свободные и инициативные, чем обычно бывает (может быть, это относится только к филологам). Обязательно нужно это учитывать, планируя свои пары: пусть спорят, говорят, доказывают свое мнение – это нормально, здесь это любят. Нет, я не идеализирую вышкинских филологов: это яркие личности, знающие пару-тройку языков, разбирающиеся в современных технологиях и искусстве, но часто с лакунами в фундаментальной образованности. На четвертом курсе человек может не знать о тексте, который на более классических программах проходят на первом. Ну что ж, я здесь как раз для того, чтобы с этим текстом его познакомить. И еще я совершенно точно чего-то не знаю из его круга академического чтения. Так что в Вышке учатся взаимно.
Привыкать также придется к нетипичным для российской академии формам учебной деятельности: НИСы, НУГи, майноры, модули, многокомпонентные оценки, практически полное отсутствие устных экзаменов и т.д. Но этот вокабуляр перенимаешь быстро и безболезненно.
Кстати, будучи постдоком, хорошо бы не зацикливаться на собственном исследовании, а пользоваться богатством академических ресурсов Вышки. Мне, например, очень помог курс повышения квалификации «Психологические тонкости преподавания в Вышке», хотя изначально я был настроен к нему скептически (не люблю коучинги и проч.). А помог вот с чем. Я совершенно не был готов к тому, что студенты здесь могут «драться» за оценки и что разница в один балл (при десятибалльной-то системе!) может быть для студента фатальной. Давление и манипуляция в этой связи не такая уж редкость, так что лучше быть психологически вооруженным. А еще лучше – ясно прописать критерии оценивания в программе и познакомить с ними студентов на первом же занятии.
Если резюмировать мой опыт вышкинского постдока, то он сводится к следующему: первое время от вас хотят, чтобы вы поняли, что такое Вышка; потом вам не оставляют выбора, кроме как влюбиться в нее; затем вас мягко, незаметно вводят в преподавательские круги. Я не знаю, продуман ли этот механизм кураторами или такая «семейственность» берется сама по себе, из общего демократизма программы. Но с этим вузом хочется остаться – не только в плане преподавания или научной работы; я бы мог много говорить о среде, солидарности, готовности защищать своих сотрудников, но это отдельная тема.
О научных публикациях
В рамках постдока вы должны отчитываться научными публикациями, аффилированными с НИУ ВШЭ. Здесь очень важна наукометрия, и вы скоро привыкнете публиковаться в высокорейтинговых журналах. Если до прихода в Вышку вы этого не делали, придется совершить скачок. Для этого существуют внутренние курсы по академическому консультированию и письму. Сугубо для филологов хочу напомнить, что литературоведческие статьи охотно принимают и в так называемых толстых литературных журналах, и некоторые из них входят в международные базы цитирования («Новый мир», «Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы»).
О преподавании
Преподавание в Вышке (я могу говорить только о филологии, но, думаю, это можно распространить и на другие области) ориентировано на потребности и вкусы студентов. Отсюда такое количество семинаров, групп, проектов и целых курсов по выбору. Так что превращать свои пары в монологи не следует. Но это не значит, что нужно упрощать транслируемые знания, – их просто стоит подавать более адаптивно. В Вышке любят все, что связано с интерактивностью, проектами, командной работой. Техническое обеспечение здесь на очень хорошем уровне: в каждой аудитории – проектор, модуль для дистанта, колонки, доска, маркеры и т.п. Все это на своих парах нужно использовать.
Огромным плюсом преподавания в Вышке для меня является то, что я могу сам формировать свои курсы. Это от тебя и требуется – вести то, на чем ты специализируешься, а не преподавать «по остаточному принципу», что является, увы, нормальной практикой для многих российских университетов. Так, люди, защищавшие диссертации по Серебряному веку, ведут древнерусскую литературу, а специалисты по современной поэзии – историю региональной журналистики. Большинство университетов не располагает роскошью посадить молодого ученого на подходящее для него место.
Здесь же у меня была возможность выбрать то, чем я сам занимаюсь как исследователь, и написать программы собственных курсов. Возможно, нескромно так говорить и моя ситуация уникальна, но в Вышке я не веду ничего из того, что мне бы не нравилось.
О своих курсах
В основном я занят поэзией, ее историей и теорией. Все мои курсы так или иначе вращаются вокруг стиховедения и поэтики. Если вкратце – изучаем развитие поэтических форм от древности до наших дней, а также представления об этих формах. Еще с помощью статистики и компьютерных программ ищем закономерности стихотворной речи. Стараниями профессора Евгения Казарцева, моего академического руководителя в период постдока, а ныне главы школы филологических наук, в питерской Вышке сложилось настоящее студенческое стиховедческое дружество, которое в меру своих сил я стараюсь поддерживать.
Если говорить об узкой специализации, то я в основном занимаюсь русской неподцензурной поэзией XX века и руковожу соответствующими курсовыми. Грубо говоря, в советскую эпоху, особенно начиная с 1950-х годов, существовало как бы две параллельные культуры. Первая культура – официальная; ее поэтов принимают в Союз писателей, печатают в журналах, выплачивают им авторские гонорары и дают путевки в санаторий. Но для этого нужно быть лояльным власти, разделять ее этические и эстетические установки – иначе говоря, проходить цензуру. Вторая культура – неофициальная, или неподцензурная. Это может быть прямая диссидентская антисоветчина, но чаще «неподцензурники» были просто «несоветскими» людьми. Помните, как о Бродском говорил Довлатов? «Он не боролся с режимом. Он его не замечал. И даже нетвердо знал о его существовании». Как исследователя меня больше всего интересует феномен «неподцензурности» – ускользания от нормативной эстетики. Я полагаю, что «вторая» культура не была тенью, извращением «первой», как нередко можно услышать. Поэты, которыми я занимаюсь, были прямыми наследниками большой русской литературы, прерванной сначала революцией и Гражданской войной, потом террором 1930-х годов. Многие погибли в Великую Отечественную, были посажены в тюрьмы или прошли через горнило карательной психиатрии, спились от безысходности, покончили с собой, всю жизнь проработали кочегарами или дворниками, не напечатали на родине ни одной книжки, но их стихи дошли до нас как еще одно напоминание, что ошибки прошлого повторять не следует.