профессор факультета математики, победитель конкурса русскоязычных публикаций 2022 года (Кириченко В.А., Тиморин В.А. Серия статей «Луночки Гиппократа»)
Математики обычно пишут для других математиков или для людей с высокой математической культурой, таких как школьники и выпускники матклассов. Качественное образование серьёзно форматирует сознание, поэтому нам, математикам, очень непросто писать тексты для широкой читательской аудитории. Хотя желание такое нередко возникает. Я хочу поделиться своим литературным опытом и дать несколько практических советов на тему, как написать научно-популярную статью о математике. Большинство советов может пригодиться и авторам-нематематикам.
Как-то у нас с коллегами разгорелась жаркая дискуссия о преподавании: чему учить студентов, чему не учить, что уже морально устарело, а что, наоборот, ещё не созрело для внедрения в учебные планы. Один из коллег упомянул луночки Гиппократа в качестве примера, безнадёжно отставшего от жизни, лет так примерно на две тысячи, математического контента. Я никогда раньше не слышала словосочетания «луночки Гиппократа», поэтому, несмотря на антирекламу, не удержалась и стала искать в сети, что же это такое. В результате обнаружила прекрасную тему для серии научно-популярных статей. Попутно выяснилось, что полное решение задачи о луночках было опубликовано уже в нашем веке, причём решение опирается на довольно продвинутые научные результаты прошлого века об алгебраических и трансцендентных числах. Мой коллега, невольно направивший меня к этой золотой жиле, сам потом был приятно удивлён моими находками.
С о в е т №1. Автор, не стесняйся исследовать сорняки! Именно из них часто вырастают самые жизнеспособные сюжеты для интересных статей.
Сначала я поделилась своими изысканиями с друзьями в соцсети и тут же получила пару заказов. Один – на статью в журнале «Квантик» для школьников 5-7 классов, а второй – от журнала «Квант» для старшеклассников. Я решила начать с первого варианта – он представлял серьёзный вызов моему литературному мастерству. Дело никуда не двигалось примерно год, пока портал «Мел» совместно с моим факультетом не объявили конкурс на лучшую статью о математике. Это сподвигло меня написать газетную заметку о драматической истории луночек Гиппократа. Хотя моя статья не победила в конкурсе, редакторам она понравилась, и её опубликовали. А главное, я начала серьёзно работать над дальнейшим развитием сюжета.
С о в е т №2. Автор, если хочешь написать статью для всех, попробуй сначала написать небольшой текст для своих друзей.
С о в е т №3. Участвуй в конкурсах! Ты сильно выиграешь, даже если не победишь.
В статье для «Квантика» я решила поговорить уже не об истории, а о серьёзных математических вопросах. Все знают, что площадь квадрата легко вычислить, если известна длина стороны. А что делать с криволинейными фигурами, например, с кругом или луночкой? Можно ли придумать луночку, площадь которой вычисляется так же просто, как площадь квадрата? Или в вычислениях непременно возникнет загадочное число пи? Как известно со времён Сократа, общечеловеческие и философские вопросы лучше обсуждать в формате диалогов. В качестве персонажей для диалогов можно выбрать героев известных историй или легенд. Это мне подсказал мой соавтор, он же придумал, кого нужно выбрать в качестве героев, чтобы избежать возможных проблем с копирайтом.
С о в е т №4. Автор, найди себе соавтора! Сначала ты будешь писать, а он – читать, потом можно поменяться ролями.
С о в е т №5. Даже если пишешь для взрослых, пиши для пятиклассников. Детей нельзя обмануть наукообразием, им нужны настоящие объяснения.
Когда пишешь статью об очень древней и при этом вечно юной задаче, возникает искушение вывалить на читателя сразу все пикантные подробности, да ещё не забыть объяснить особо важные математические детали. В задаче о луночках Гиппократа таких подробностей и деталей наберётся на роман в нескольких томах, вроде «Войны и мира». Конечно, особо одарённые авторы могут сразу взяться за произведение крупной формы, но мы с соавтором решили сначала попробовать свои силы в жанре математической сказки. Мы написали сказку «Квадратура луночки» в двух частях. В журнале «Квантик» работают прекрасные иллюстраторы. Они украсили текст картинками так, что получилась самая настоящая сказка, которую с интересом слушают даже дошкольники. А чтобы понять математику из сказки, достаточно знать, что такое круг и квадрат.
С о в е т №6. Автор, будь честным с читателем! Не рассчитывай, что читатель за несколько минут поймёт то, что ты сам изучал несколько дней или недель.
С о в е т №7. Используй рисунки и иллюстрации! Если есть возможность, обращайся за помощью к профессионалам креативных индустрий.
Авторов статей о знаменитых задачах подстерегает и другая опасность. Это некритичное отношение к многочисленным статьям, брошюрам и книгам, в которых эти задачи упоминаются. Кажется, что за столько лет все спорные моменты давно уже разъяснились, и если глубокоуважаемый математик написал в своей книге, что две самые сложные луночки Гиппократа построил Валлениус, то так оно и есть. Поскольку в наши дни оцифрована даже пыль веков, я сумела найти диссертацию XVIII века, в которой впервые были построены все пять луночек Гиппократа. На титульном листе действительно написано крупным шрифтом полное имя Martino Johanne Wallenio, со всеми титулами Mathem. PROFESS. Reg. & Ordin., Fac. Phil, h.t. DECANO, однако ниже шрифтом помельче идёт и имя автора. Интересно, что традиции оформления титульного листа (не забыли шаблон для ВКР?) за двести с лишним лет практически не изменились, только шрифты теперь используются одинаковые и для имени автора, и для имени научного руководителя.
С о в е т №8. Автор, ничего не принимай за аксиому! Даже если тезис цитируется в авторитетной работе в качестве верного утверждения, не поленись заглянуть в первоисточник.
При этом я никоим образом не хочу отвратить авторов от чтения чужих текстов на ту же тему. Как раз наоборот, внимательное и вдумчивое чтение – это главный секрет успеха. Как сказал один современный математик, из статьи которого я почерпнула несколько полезных и красивых идей о луночках Гиппократа: «... математику как область деятельности можно описать как один длинный диалог, который продолжается тысячелетиями.» Если авторам удалось передать часть этого диалога в своём тексте, то успех гарантирован.
С о в е т №9. Автор, чтобы написать хорошую статью, сначала прочитай хорошую статью или книгу. И не одну!
С о в е т №10. Иди писать статью!