• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как написать научно-популярную статью

Советы математика

Sergey Strokov

Кириченко Валентина Алексеевна

профессор факультета математики, победитель конкурса русскоязычных публикаций 2022 года (Кириченко В.А., Тиморин В.А. Серия статей «Луночки Гиппократа»)

Математики обычно пишут для других математиков или для людей с высокой математической культурой, таких как школьники и выпускники матклассов. Качественное образование серьёзно форматирует сознание, поэтому нам, математикам, очень непросто писать тексты для широкой читательской аудитории. Хотя желание такое нередко возникает. Я хочу поделиться своим литературным опытом и дать несколько практических советов на тему, как написать научно-популярную статью о математике. Большинство советов может пригодиться и авторам-нематематикам.

Как-то у нас с коллегами разгорелась жаркая дискуссия о преподавании: чему учить студентов, чему не учить, что уже морально устарело, а что, наоборот, ещё не созрело для внедрения в учебные планы. Один из коллег упомянул луночки Гиппократа в качестве примера, безнадёжно отставшего от жизни, лет так примерно на две тысячи, математического контента. Я никогда раньше не слышала словосочетания «луночки Гиппократа», поэтому, несмотря на антирекламу, не удержалась и стала искать в сети, что же это такое. В результате обнаружила прекрасную тему для серии научно-популярных статей. Попутно выяснилось, что полное решение задачи о луночках было опубликовано уже в нашем веке, причём решение опирается на довольно продвинутые научные результаты прошлого века об алгебраических и трансцендентных числах. Мой коллега, невольно направивший меня к этой золотой жиле, сам потом был приятно удивлён моими находками.

С о в е т №1. Автор, не стесняйся исследовать сорняки! Именно из них часто вырастают самые жизнеспособные сюжеты для интересных статей.

Сначала я поделилась своими изысканиями с друзьями в соцсети и тут же получила пару заказов. Один – на статью в журнале «Квантик» для школьников 5-7 классов, а второй – от журнала «Квант» для старшеклассников. Я решила начать с первого варианта – он представлял серьёзный вызов моему литературному мастерству. Дело никуда не двигалось примерно год, пока портал «Мел» совместно с моим факультетом не объявили конкурс на лучшую статью о математике. Это сподвигло меня написать газетную заметку о драматической истории луночек Гиппократа. Хотя моя статья не победила в конкурсе, редакторам она понравилась, и её опубликовали. А главное, я начала серьёзно работать над дальнейшим развитием сюжета.

С о в е т №2. Автор, если хочешь написать статью для всех, попробуй сначала написать небольшой текст для своих друзей.

С о в е т №3. Участвуй в конкурсах! Ты сильно выиграешь, даже если не победишь.

В статье для «Квантика» я решила поговорить уже не об истории, а о серьёзных математических вопросах. Все знают, что площадь квадрата легко вычислить, если известна длина стороны. А что делать с криволинейными фигурами, например, с кругом или луночкой? Можно ли придумать луночку, площадь которой вычисляется так же просто, как площадь квадрата? Или в вычислениях непременно возникнет загадочное число пи? Как известно со времён Сократа, общечеловеческие и философские вопросы лучше обсуждать в формате диалогов. В качестве персонажей для диалогов можно выбрать героев известных историй или легенд. Это мне подсказал мой соавтор, он же придумал, кого нужно выбрать в качестве героев, чтобы избежать возможных проблем с копирайтом.

С о в е т №4. Автор, найди себе соавтора! Сначала ты будешь писать, а он – читать, потом можно поменяться ролями.

С о в е т №5. Даже если пишешь для взрослых, пиши для пятиклассников. Детей нельзя обмануть наукообразием, им нужны настоящие объяснения.

Когда пишешь статью об очень древней и при этом вечно юной задаче, возникает искушение вывалить на читателя сразу все пикантные подробности, да ещё не забыть объяснить особо важные математические детали. В задаче о луночках Гиппократа таких подробностей и деталей наберётся на роман в нескольких томах, вроде «Войны и мира». Конечно, особо одарённые авторы могут сразу взяться за произведение крупной формы, но мы с соавтором решили сначала попробовать свои силы в жанре математической сказки. Мы написали сказку «Квадратура луночки» в двух частях. В журнале «Квантик» работают прекрасные иллюстраторы. Они украсили текст картинками так, что получилась самая настоящая сказка, которую с интересом слушают даже дошкольники. А чтобы понять математику из сказки, достаточно знать, что такое круг и квадрат.

С о в е т №6. Автор, будь честным с читателем! Не рассчитывай, что читатель за несколько минут поймёт то, что ты сам изучал несколько дней или недель.

С о в е т №7. Используй рисунки и иллюстрации! Если есть возможность, обращайся за помощью к профессионалам креативных индустрий.

Авторов статей о знаменитых задачах подстерегает и другая опасность. Это некритичное отношение к многочисленным статьям, брошюрам и книгам, в которых эти задачи упоминаются. Кажется, что за столько лет все спорные моменты давно уже разъяснились, и если глубокоуважаемый математик написал в своей книге, что две самые сложные луночки Гиппократа построил Валлениус, то так оно и есть. Поскольку в наши дни оцифрована даже пыль веков, я сумела найти диссертацию XVIII века, в которой впервые были построены все пять луночек Гиппократа. На титульном листе действительно написано крупным шрифтом полное имя Martino Johanne Wallenio, со всеми титулами Mathem. PROFESS. Reg. & Ordin., Fac. Phil, h.t. DECANO, однако ниже шрифтом помельче идёт и имя автора. Интересно, что традиции оформления титульного листа (не забыли шаблон для ВКР?) за двести с лишним лет практически не изменились, только шрифты теперь используются одинаковые и для имени автора, и для имени научного руководителя.

С о в е т №8. Автор, ничего не принимай за аксиому! Даже если тезис цитируется в авторитетной работе в качестве верного утверждения, не поленись заглянуть в первоисточник.

При этом я никоим образом не хочу отвратить авторов от чтения чужих текстов на ту же тему. Как раз наоборот, внимательное и вдумчивое чтение – это главный секрет успеха. Как сказал один современный математик, из статьи которого я почерпнула несколько полезных и красивых идей о луночках Гиппократа: «... математику как область деятельности можно описать как один длинный диалог, который продолжается тысячелетиями.» Если авторам удалось передать часть этого диалога в своём тексте, то успех гарантирован.

С о в е т №9. Автор, чтобы написать хорошую статью, сначала прочитай хорошую статью или книгу. И не одну!

С о в е т №10. Иди писать статью!

 

8 февраля, 2023 г.